Сегодня 15 мая, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Тина Канделаки
Тина Канделаки
Голосов: 1
Адрес блога: http://tikandelaki.livejournal.com/
Добавлен: 2008-02-22 01:54:35 блограйдером Lurk
 

Бухгалтер из стали и сплавов

2012-11-26 11:42:08 (читать в оригинале)

«Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя — 20-30 тысяч рублей. Как это назвать?», - задался вопросом Дмитрий Ливанов, рассказывая в интервью телеканалу «Россия 1» о министерском мониторинге эффективности вузов. Это интервью еще не раз будут припоминать чиновнику. Недолго подумав, министр выдал сразу три версии, каждая из которых воздвигла стену отчуждения между ним и профессорским сообществом России. И прежде всего он оскорбил гуманитариев и ведущий университет по их успешному воспроизводству – РГГУ.

Рассмотрим внимательно каждую версию.

«Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги».

Этой фразой Ливанов махом преодолел то расстояние, на которое его предшественник и старший товарищ Андрей Фурсенко потратил весь срок своей службы. «Преподаватели невысокого уровня» не на шутку возмутились.

Татьяна Краснова, старший преподаватель факультета журналистики МГУ, на сайте pravmir.ru заявила, что «первое впечатление от уже знаменитого изречения министра образования» публиковать не решится. «Пусть слова, которые я сказала про этого чиновника, останутся на моей совести», - пишет она, приводя пример доктора искусствоведения Ольги Сигизмундовны Поповой, классика византинистики из МГУ.

«Ольга Сигизмундовна зарабатывает меньше заявленной г-ном Ливановым суммы. Уточню: ей ПЛАТЯТ меньше господин Ливанов и его коллеги», - пишет автор. Далее Татьяна Краснова выводит точную формулу непонимания между министерскими чиновниками и уважаемым профессорским сообществом.

«Ольга Сигизмундовна эффективна. Не так, как эффективен, к примеру, продавец в автосалоне, про которого сразу понятно, что он продал, и за какую сумму. И даже не так, как, к примеру, химик, который изобрел лекарство, уменьшающее на глазах страшную раковую опухоль. Ее эффективность и эффективность ее коллег-филологов, историков, театроведов, музыковедов и прочих «странных» людей состоит в создании той уникальной культурной среды, без которой не может существовать цивилизованная страна», - пишет преподаватель журфака, судя по количеству перепостов и лайков, озвучившая мнение всей корпорации.

Впрочем, высказав наболевшее, профессора, в сторону которых было обращено паркетное хамство, остроумно дополнили министра и стали называть себя «преподавателями невысокого уровня доходов».
пишет в FB Владимир Кудрявцев, завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.

Что и говорить, несколько пугает отстраненность, с которой Ливанов рассуждает о «бегающих» преподавателях. Как будто, и вузы эти находятся не в ведении Минобрнауки, и зарплаты начисляются с потолка. Да и само слово «перебегают» отдает какой-то высокомерной брезгливостью и снобизмом человека из стали и сплавов.

«Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов».

То есть, преподаватели - взяточники? Об этом говорит Дмитрий Ливанов? Масштабы теневой вузовской экономики впечатляют, это правда. Однако взаимосвязь между неэффективностью вуза (где работают эти «невысокого уровня» преподаватели) и ценой зачета или экзамена более чем спорная. Если посмотреть на мониторинг вузов, то коррупционные скандалы сотрясали все, даже самые статусные из перечисленных там вузов.

Однако, по мнению Ливанова, «и в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим».
 «Неэффективные» гуманитарии 

И здесь начинается самое интересное. Ливанов быстро дал понять: в историческом интервью он выдал не риторическую фигуру речи, а озвучил четкую позицию. Профессора не дождались от него извинений в «Твиттере» за вольное или невольное оскорбление. Не стал он дезавуировать свое высказывание, как часто делал тот же Фурсенко (вспомнить хоть его знаменитую мысль: «потенциал для сокращения учителей - 200 тыс. человек»).

Спустя 5 дней после интервью начальник собрал и отчитал ректоров нескольких московских вузов, где зарплаты так неожиданно оказались ниже воображаемого Ливановым уровня жалования. Уровень этот оказался - 47 тысяч 200 рублей. Таков, как пишет высокопоставленный микроблогер в своем твиттере, средний доход преподавателей в московских вузах в октябре. Удивлены? Ваш вуз никогда не был так щедр к вам? Присмотритесь к себе, скорее всего, вы профессионал «невысокого уровня» (готовый работать «за эти деньги»), «перебегать» из вуза в вуз (гуманитария ноги кормят) или вам доплачивают ваши студенты (за экзамен или из жалости, тут Ливанов не уточняет).

И снова интересная деталь. Среди тех, кто провел «недостаточную работу в вопросе повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава» оказался и ректор РГГУ Ефим Пивовар.

Я с большим интересом и тревогой наблюдаю за тучами, сгустившимися над РГГУ. Это мой второй родной университет, я окончила его в 2008 году. И мне не нравится, что знаменитому гуманитарному вузу в последнее время все чаще предлагают почувствовать себя «неэффективным» маргиналом среди московских собратьев. Сначала РГГУ неожиданно появляется в красных списках министерского мониторинга. И, вроде, поначалу там подобралась неплохая столичная компания: МАРХИ, Литинститут, Педуниверситет (бывший Ленинский). Но потом и брендовые вузы, и заведения попроще отбились: кого-то спасло заступничество Министерства культуры, кого-то спас губернатор (первым отличился Никита Белых - убрал оба вятских вуза из красной зоны). А РГГУ постановили оптимизировать. Что еще с ним делать, если тамошние профессора согласны работать, даже не имея средней зарплаты в 47200 рублей?

Как измеряют уровень и эффективность?

Нельзя сказать, что из министерского кабинета Дмитрий Ливанов не видит, что происходит в вузах, особенно «эффективных» и сколько получают тамошние преподаватели. Особенно, в его родном вузе. «Средняя зарплата профессоров МИСиС - около 60 тысяч рублей. Есть те, кто получает 200 тысяч, и те, кто - 30. Столько вуз платит тому, кто не занимается наукой и, скорее всего, работает тут по совместительству. МИСиС приглашает на работу ведущих ученых» - заявил министр в своем первом интервью на новом посту. В Высшей школе экономике уровень зарплат также близок и даже сильно превышает желаемый Ливановым уровень. Вышка проводит много любопытных исследований, но не похоже, что министр их читает, раз оценивает уровень преподавателей по зарплате, а эффективность вузов – по площадям.

Именно Высшая школа экономики стала участником международного проекта «Как платят профессорам». Краткий вывод таков: зарплата российских преподавателей не позволяет им вести жизнь на уровне среднего класса, вынуждая искать дополнительные заработки.

И соавтор исследования – Мария Юдкевич – откликаясь на высказывание министра, пишет у себя в «Фейсбуке», что «зарплата - лишь одна из составляющих, и, раз люди пришли в университет, неденежные составляющие для них еще более важны, чем для остальных. А что это за составляющие? Это академическая свобода, возможность заниматься исследованиями и адекватные системы управления. Это минимум отчетности ради отчетности, это максимум доверия и - во многих случаях - адекватная институциональная среда, обеспечивающая здоровый академический рынок. Я знаю довольно мало примеров того, что талантливые люди уходят из университета в рынок «из-за зарплаты», но знаю на порядок больше примеров ухода вполне неплохо зарабатывающих людей из-за того, как устроена среда, из-за необходимости «отвлекаться на бюрократию» и из-за отсутствия возможности реализовать себя», - размышляет Мария Юдкевич.

Однако не похоже, что эти и другие научные изыскания представляют интерес министерских работников. И проблема не только в хамских высказываниях министра-бухгалтера. Далек от признанных международных аналогов и главный проект Ливанова – мониторинг эффективности вузов. Хотя, казалось бы, сколько копий было сломано в последнее время насчет рейтингов вузов и методик оценки. Еще до объявления спорных результатов недоумение вызвали основные 5 критериев, по которым сортировали университеты (средний балл ЕГЭ абитуриентов, число научных работ (НИОКР) на одного сотрудника, количество иностранных студентов, доходы вуза из всех источников в расчете на одного сотрудника и количество квадратных метров на одного студента).

Несмотря на благие намерения избавить страну от контор по выписке дипломов, выяснилось, что чиновники рассматривают вузы, прежде всего, как объекты недвижимости. Образование в них – товар, а люди, которые его воспроизводят, – обслуга. Но знания – не товар. Так ведь звучит ключевой лозунг защитников общедоступного образования на протестных митингах? Наверное, не случайно, что участники «научно-образовательной колонны» - это как раз те самые «преподаватели невысокого уровня доходов», в том числе, из близкого мне РГГУ.

Update:

Сегодня Инициативная группа Ассоциации преподавателей высшей школы «Свободный университет» опубликовала «Открытое письмо несуществующему сообществу преподавателей российской высшей школы».

Участники инициативной группы пишут: «Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, возмущены высказыванием министра, из которого следует, что абсолютное большинство вузовских преподавателей не только Москвы, но и всей России являются «преподавателями невысокого уровня». Всех преподавателей (и преподающих в вузе по совместительству), желающих поставить свои подписи под этим письмом, просим писать на адрес podpishipismo@rambler.ru (ФИО - полностью, ученая степень и звание, должность и место преподавания). Кроме этого, всех, кто разделяет требования письма, приглашаем присоединиться к Инициативной группе Ассоциации преподавателей вузов России для совместного поиска путей выхода из системного кризиса высшей школы».



Прощальное письмо Большого театра

2012-11-21 10:56:56 (читать в оригинале)

Была крайне удивлена обвинениями в откровенной лжи: мол, вот вы говорите о письме театральных деятелей Путину, в котором они просят заменить генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова на Николая Цискаридзе. А они молчат на самом деле, деятели-то! И ничего подобного президенту не писали! И вообще, все директора театров мечтают о такой прекрасной реконструкции, которую провели в Большом, ведь Иксанов, как пишет Швыдкой, вытащил театр из руин. А Канделаки просто расфантазировалась.

Так вот, ответственно заявляю. Во-первых, деятели не молчат. Письмо было. Подписали его достойнейшие люди. Некоторые из них уже это признали раньше, в частности Олег Табаков. А во-вторых, специально для вас добывала его и выкладываю скан со всеми подписями. Читайте, делайте выводы.

1

2



Дорогой Михаил Николаевич

2012-11-20 13:08:00 (читать в оригинале)

Мой любимый коррупционный скандал из последнего – очередной арест по «делу Сердюкова». Там очень много «человеческих» подробностей. Глава ОАО «Славянка» Александр Елькин собирался отпраздновать юбилей среди царских лакеев и с Дженнифер Лопес в обнимку, «а отметит с сокамерниками в СИЗО», как написал Олег Кашин. Такие вот вкусные детали и есть наиболее интересная составляющая российского мздоимства. А то, что, как говорил Н.М. Карамзин, воруют-с, – это ни для кого не секрет, этим никого уже не удивишь. В качестве положительного примера борьбы со взяточничеством мне часто приводят Грузию эпохи Саакашвили. Я столь часто слышу мантру «в Грузии коррупции нет», что так и тянет поставить ее на одну полку с сакраментальным «в СССР секса нет».

Я не так давно писала о том, что на низовом уровне со взятками в Грузии действительно разобрались, но большие игры немаленьких людей никуда не делись и даже расцвели, как никогда. Главным «подозреваемым» в мегапопилах становится сам Михаил Саакашвили. Бытовые привычки грузинского президента сильно расходятся с тем, о чем слагает легенды народ Грузии, ведь страна наша похожа на большую деревню: все друг друга знают, ничего ни от кого не утаишь. Фантастическую страсть к красивой жизни в грузине не вытравить, он ее впитывает с молоком матери.

1

Недавно Мишико был замечен в фешенебельном санатории «Эспас Анри Шено», что в живописном итальянском городке Мерано. Казалось бы, невиннейшая шалость. Среди политиков моду ездить «на воды» ввел еще Петр I, а Саакашвили действительно стоит отдохнуть – нервишки подлечить после выборов, над фигурой поработать. На этом же спа-курорте обычно расслабляется украинская правящая элита, а еще Диего Марадона.
ряд дополнительных услуг. Люкс с двумя спальнями, в котором остановился Саакашвили, обойдется постояльцу в 1350 евро в сутки (без налога), а оздоровительная шестидневная программа – в 2860 евро. Она включает в себя диету, «направленную на похудание и вывод токсинов», анализ телосложения и энергетические массажи. За дополнительные 120 евро отдыхающий сможет насладиться массажем живота, еще за 120 – лимфодренажем (выводом излишней жидкости из организма). За следующие 120 евро – антицеллюлитной процедурой, а также массажем стопы. А их две!

2

Президент провел в санатории в общей сложности неделю, вырисовывается следующая сумма: 1350 евро × 7 дней + 2860 евро = 12 310 евро. Знаю Михаила Николаевича не понаслышке, он истинный эпикуреец, любитель удовольствий. На неделю он, не скупясь, закажет себе полный пакет услуг, от живота до стопы, причем денно и нощно. В итоге набегает еще 2520 евро. Итого 15 тысяч евро. Или же 600 тысяч рублей. Плюс в районе 100 тысяч долларов (или же 3 млн рублей) обходится авиаперелет Тбилиси – Мерано – Тбилиси на частном самолете.

И это я еще не считаю элитные рестораны: Михаил – настоящий гурман, хоть он и сбрасывает вес, но потом его активно восполняет. Пытаясь набрать мышечную массу, глава государства в больших количествах потребляет белки, например, черную икру.

3

Озвученные суммы совсем не коррелируют со скромными заработками президента. Из декларации за 2012 год следует, что доход Михаила Саакашвили составляет 4720 лари в месяц, то есть около 90 тысяч рублей. Выходит, за недельное любование тирольскими пейзажами наш VIP-отпускник потратил свою зарплату за полгода, а перелет ему обошелся в 3(!!!) его годовых оклада. Как-то нескромно для антикоррупционной иконы. Более того, Саакашвили отдыхает в славном Мерано не в первый раз: еще в 2010 году в интервью GQ он сказал, что проводил отпуск именно там. Впрочем, это далеко не единственное его излюбленное местечко: например, президент частенько бывает не по работе в Батуми, где сначала испытывает судьбу в местных казино, которыми сам застроил весь город, а потом весело проводит время с украинскими певицами в элитной гостинице. Откуда все-таки дровишки, Михаил Николаевич?

4

Впрочем, дровишки скоро переведутся. Все хорошее быстро кончается: оздоровительная программа не может длиться вечно. Вот и новое правительство Бидзины Иванишвили решило пересмотреть необоснованный аристократизм Саакашвили. Президенту рекомендовали покинуть его дворец стоимостью в несколько десятков миллионов долларов и переехать в здание Госканцелярии, поскольку содержание президентской четы обходится слишком дорого. «Взгляд, конечно, очень варварский, но верный», особенно учитывая, что порядка 400 тысяч евро ежемесячно выделяется из бюджета Грузии на обслуживание президентского самолета.

Однажды Саакашвили обмолвился, что его «декларацией о доходах» является вся Грузия, и в этом заявлении я вижу не абсолютистские замашки, не патерналистское стремление пригреть под крылом весь народ, а правду жизни. Печальную правду. Декларацией Саакашвили является страна, где 36,5% граждан до сих пор живут за чертой бедности. А средняя заработная плата в этой стране уменьшается с каждым кварталом и составляет 676 лари, или же в районе 13 тысяч рублей. Получается, обычному грузину нужно работать примерно столько же лет, сколько скоро исполнится самому Михаилу Саакашвили (45), чтобы недельку отдохнуть на спа-курорте в тех же условиях, что и любимый президент.


Страх и ненависть в Большом

2012-11-19 16:07:09 (читать в оригинале)

Рассказала газете "Известия" о ситуации вокруг главного культурного учреждения страны:

Представьте, что вы получили наследство — квартиру в историческом центре Москвы, интерьеры которой были неподвластны веяниям времени, и до сих пор сохранили атмосферу начала прошлого века. Квартира, в которой от дверных ручек до зеркал все дышит величием былого. Проблема лишь в том, что по истечении большого количества лет проводка и трубы квартиры требуют замены, а износившиеся рамы окон нужно обновить.

И вот вы затеваете масштабный ремонт, по итогам которого кухню периодически начинает подтапливать, по плохо побеленным потолкам идут трещины, а вместо старинных картин, бронзовых ангелочков и прочих ценных элементов интерьера в квартире появляется их нарядная, но дешевая замена с рынка.

Представили? А теперь самое интересное. Какой будет ваша реакция, когда вы будете принимать такую работу у ремонтной бригады, которой заплатили большие деньги за реставрацию? Какова вероятность, что вы благодарно похлопаете их по плечу, пустите слезу умиления по щеке, а затем начнете обживать апартаменты?

Парадоксально, но с Большим театром произошла именно такая история. Работы стоили более миллиарда долларов (этой суммы хватило бы для строительства современного аэропорта), а на выходе мы получили замену исторических деталей интерьера на дешевый новодел, золотую краску вместо сусального золота и штукатурку на стенах, которая уже успела потрескаться. А вместе с этим — периодически ломающийся механизм сцены и неудобные репетиционные помещения для артистов, где балерины во время поддержки партнером бьются головой о ставшие низкими потолки, а полы покрыты скользким кафелем, по которому они скользят, как настоящие лебеди по замерзшему озеру.

Скажете, это так страшно звучит, что даже кажется неправдоподобным? И я с вами соглашусь. Мы все слышали что-то нелицеприятное про Большой во время его реконструкции, но потом нам показали по телевизору торжественную церемонию открытия, высоких гостей в смокингах с бабочками, бриллианты Моники Белуччи, и все это выглядело настолько ярко, нарядно и блестяще, что многие из нас просто не могли не поверить красивой картинке. Признаюсь, я тоже была сражена великолепием нового Большого, хотя прекрасно представляю, как тускло выглядят в реальной жизни декорации, поражающие воображение на телеэкране.

О том, что вокруг главного театра страны, до сих пор кипят нешуточные страсти, я узнала случайно. Все началось с того, что мне предложили взять интервью у Николая Цискаридзе и поговорить с ним о балете. Но поскольку наша встреча с Николаем состоялась у него в гримерке в Большом, разговор неожиданно зашел о стильных леопардовых шторах, висящих на окне и о разваливающейся мебели.

— Над тобой так подшутили коллеги? — на полном серьезе поинтересовалась я.

— Если это и была шутка, то над всей страной, — без улыбки ответил Цискаридзе и повел меня смотреть коридоры с дешевым линолеумом, ненастоящей лепниной и потрескавшейся побелкой. Эта импровизированная экскурсия произвела на меня удручающее впечатление.

И дело даже не в том миллиарде долларов, который ушел на реконструкцию. В конце концов, судить о реальной стоимости работ должен Следственный комитет, а не я и не вы, чей строительный опыт в лучшем случае ограничивается ремонтом своей квартиры или дачи. Лично я могла бы простить и дешевые дверные ручки, и отсутствие сусального золота, если бы видела, что все остальное в театре сделано аккуратно, разумно и удобно.

Но есть две вещи, которые понять невозможно. Первое — это испорченная акустика в зале, когда после выступления главный дирижер знаменитого La Scala с вежливой улыбкой жалуется на то, что оркестр и артисты не слышат друг друга. А второе — это тот факт, что учреждение с отдельной строкой в госбюджете в 4,1 млрд рублей и с баснословными доходами (средняя цена билета составляет порядка 7 тыс. рублей, и каждый вечер показы идут с полным аншлагом) не способно устранить трещины на стенах в зрительном зале и устанавливает балеринам оклад в 9 тыс. рублей.

Заметьте — мы говорим о главном культурном учреждении страны, не побоюсь этого слова, бренде. И на поверку этот бренд оказывается не просто изъеденным гнильцой, а самой что ни на есть фальшивкой. Вместо настоящего николаевского рубля нам подсовывают даже не его современную копию, отлитую ювелиром из золота, а ничего не стоящую штамповку из дешевого сплава. Как тут не процитировать классика современности и не поинтересоваться, что же в таком случае будет с Родиной и с нами?

После этого я была совсем не удивлена, узнав, что легендарные деятели культуры отправили коллективное письмо Владимиру Путину с просьбой заменить генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова. Среди них были Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих. И заменить его они просят на Николая Цискаридзе, который уже год кричит о чудовищной ситуации в Большом, хотя его практически никто не слышит.

Увы, как бы мы ни любили Москву и ни гордились ее культурным достоянием, нам всегда не хватает времени. И, мысленно поставив восклицательный знак напротив графы «Сходить в новый Большой» в своем внутреннем списке важных дел, многие из нас так и не успели этого сделать. В результате, слыша что-то плохое о Большом, мы снова и снова обращаемся в памяти к одной и той же картинке: праздничное открытие, блеск фальшивой позолоты, бриллиантовая улыбка Белуччи…

Хотя, казалось бы, вот он Большой, вот кассы, что мешает купить билеты, прийти и своими глазами посмотреть на то, что там происходит?

Знаете, этого действительно будет достаточно, чтобы оценить весь масштаб бедствия. И ужаснуться.



Большой театр: большой куш

2012-11-15 20:09:03 (читать в оригинале)

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;

Мой партнер по бизнесу Олег Беркович сходил вчера на балет «Иван Грозный» в Большой театр. Поскольку для меня, после моего интервью с Николаем Цискаридзе для «Татлера», это тема животрепещущая, я тут же расспросила его об ощущениях и была удивлена, что он принялся эмоционально рассказывать вовсе не о самой постановке с музыкой великого Прокофьева, а об удручающем состоянии исторического здания после недавней реконструкции.

Впечатления от спектакля у Олега остались неоднозначные. Впрочем, и специалистом быть не надо, чтобы заметить, что акустика в зале скверная. Он сидел в партере, но часто замечал, что все музыкальные партии как будто сливаются в некую звуковую кашу. Это притом, что у Олега врожденный слух. Сила настоящего искусства – в том, что оно заставляет забыть о театральной условности, погружает нас в другой мир, в сказку, заставляет полностью выпасть из серой реальности. В этом случае «забыть и воспарить» у моего партнера так и не получилось.

Реальность грубо напомнила о себе и после спектакля, когда знакомый костюмер провел его за кулисы. Дешевая аляповатость и многочисленные недочеты бросаются в глаза не сразу. Но старожилы провели его по всему зданию и наглядно показали, чем на самом деле завершилась шестилетняя реконструкция. Это, друзья мои, кромешный ужас. На месте храма искусства теперь стоит рыночный ларек. Олег не удержался и сфотографировал интерьер на телефон.

1

Вместо старинной лепнины нам подсовывают позолоченную пластмассу и папье-маше. А куда делось знаменитое сусальное золото? Теперь вместо него пошленькая «золотая» краска, в некоторых местах криво нанесенная.
2

А что висит на месте бронзовых канделябров – убедитесь сами. Строительный отдел «Икеа», не более.

3

А куда делись настоящие бронзовые ручки на дверях? Вместо них привинтили китайский ширпотреб.

4

Элементы декора облупились всего за один год?

5

Старинную люстру тоже в прямом смысле подменили. Утащили на время ремонта, а потом так и не вернули.

Впрочем, не досчитались старожилы и дверей из цельного дерева: они заменены современной подделкой. Из лож исчезли антикварные стулья, на которых сиживали еще цари и генсеки. Канула в неизвестность знаменитая картинная галерея Большого театра. Казалось бы, это все детали. Но ведь именно они и создают атмосферу, в них как раз и кроется суть! Кроме того, я подозреваю, что антиквариат стоит немалых денег.

6

Гримерки артистов просто поражают. Дешевая мебель и леопардовые занавески «удачно оттеняют» новый интерьер. Эта тесная бойница безжалостно бьет по эмоциям артиста каждый раз, когда он забегает сюда переодеться или перевести дух. От себя добавлю, что недавно брала интервью у Николая Цискаридзе для «Татлера», и он пожаловался мне на отсутствие окон в гримерках. Артистам объясняли, что уличный свет мешает накладывать грим. Но такое утверждение выдает полную некомпетентность тех, кто занимался реконструкцией: грим артистам Большого накладывают в специальном цехе, гримерки тут совершенно ни при чем.

А ведь люди искусства – они как дети. И даже такие мелочи, как безвкусные драпировки, могут существенно притупить их эстетическое восприятие. Особенно берет за душу история об удивительной вазе в виде хрустального павлина с серебряным хвостом. В буфете в нее складывали конфеты. Павлин тоже пал жертвой реконструкции. Но в данной ситуации жалко не только птичку!

Закулисная часть театра отремонтирована так, что на репетиции легко можно заработать себе производственную травму. Если раньше в репетиционных залах был постелен паркет, то после «восстановления» мы видим здесь скользкий линолеум. Балерины постоянно падают. А новые потолки? Они настолько низкие, что невозможно нормально подбросить напарницу в воздух: того и гляди больно ударится головой. И такие случаи уже были.

К слову сказать, помещения в здании распределены нерационально: например, сцена находится на втором этаже, но женский кордебалет базируется на седьмом. В лифтах во время спектакля ездить запрещается. В итоге «маленьким лебедям» приходится порхать по лестничным пролетам. И генерального директора Анатолия Иксанова не волнует, что кто-то из них может споткнуться и сломать себе не только ногу, но и всю жизнь.

7

Кроме того, постоянно ломаются сценические механизмы. А в районе бельэтажа регулярно прорывает канализацию. Из-за этого стены покрылись грибком (!) и частично пошли трещинами.

8

9
Вот какой вид открывается на бенуар из партера

Но ладно бы закулисье: артисты даже в таких чудовищных условиях честно несут свою службу. Пострадало и самое главное для театра – герметичное пространство. Претензии к акустике зала на протяжении года предъявляют самые разные. После премьеры миланского «Дон Жуана» главный дирижер знаменитого La Scala жаловался на то, что оркестр и артисты просто не слышали друг друга, а акустику вежливо называл «суховатой». Вот уж поистине чудеса реконструкции! Об этом же говорил художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова Владимир Юровский. По его мнению, ухудшение акустики может быть связано с исчезновением ромбовидных акустических корректоров, которые во время премьеры оперы «Руслан и Людмила» еще были в наличии. Теперь же их нет. Не представляю, кому они могли понадобиться, но Юровский предполагает, что их просто украли.

Отдельный вопрос – человеческое отношение к артистам. Как я поняла, руководство театра уже давно славится своим особенным стилем в общении с сотрудниками. Не случайно многие предпочитают поменять место работы, пусть даже на менее статусное. Год назад покинули театр Иван Васильев и Наталья Осипова – без преувеличения, самые многообещающие танцоры не только российской, но и мировой сцены. Это вызвало большой резонанс. На пике карьеры они перешли в Михайловский театр Санкт-Петербурга, предпочтя столицу культурную столице купеческой.

Стандартная ставка танцовщицы кордебалета в Большом театре – 9 тысяч рублей! Вообще-то прожиточный минимум по Москве для работающих людей составляет 10 677 рублей! А ведь в бюджете затраты на содержание Большого театра прописаны отдельной строкой. Мы все можем видеть эту щедрую цифру – более 4,1 млрд рублей. К сожалению, информация о совокупном доходе театра за один сезон от продаж билетов и сдачи помещений в аренду обычно засекречена (это абсолютно непрозрачная система), тем не менее мне удалось выяснить, что в 2005 году, до закрытия основного здания на ремонт, эта цифра составила 35% от бюджета Большого. Даже если пессимистично предположить, что сейчас, с открытием основной сцены, пропорция вновь такая же, как семь лет назад, считаем и получаем: речь идет о сумме порядка 1,4 млрд рублей.

Куда, на что и кому идут эти астрономические деньги? Явно не на жалованье артистам. Похоже, что людям, которые непосредственно занимаются искусством, достаются лишь унизительные крохи с пышного барского стола.

А барин в Большом – вот уже 12 лет Анатолий Иксанов. Он был несменяемым директором на протяжении всего ремонта. Еще в 2009 году Следственный комитет возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств, выделенных на реставрацию Большого театра. Руководство напрямую обвинялось в том, что одни и те же работы были оплачены трижды. Мне интересно, как сейчас поживает это дело? В 2009 году Счетная палата РФ сообщала, что стоимость реконструкции выросла по сравнению с первоначальной сметой в 16 раз, а в итоге, как мы знаем, она составила 35,4 млрд рублей. Больше миллиарда долларов! Почему при таком бездонном бюджете в отделке Большого применяются самые дешевые материалы? Почему балеринам платят копейки и создают невыносимые условия работы? Это неуважение не только к артистам, но и ко всем жителям России – от Москвы до Владивостока. Большой театр – символ высокого классического искусства России. За что его превратили в дешевую подделку? Я не понимаю, объясните мне!

Все эти вопросы следует задать Анатолию Иксанову и экс-министру культуры РФ Михаилу Швыдкому, который и затеял когда-то эту грандиозную «реконструкцию». Последний, кстати, недавно раскритиковал в блоге на «Эхе Москвы» деятелей культуры, которые, не имея больше сил выносить кошмара в Большом, отправили коллективное письмо Владимиру Путину. Уважаемые люди на место Иксанова просят поставить Николая Цискаридзе. Имена подписантов Михаил Ефимович благоразумно не упоминает, хоть и признает, что это письмо подписано его кумирами. Но, по моей информации, среди них – Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих. По-моему, этим все сказано.

«Прошу театр не посещать», – писал когда-то отчаянный гусар и лихой поэт Денис Давыдов; наверное, так же считает и Швыдкой. «Если кого-то не устраивает нынешний генеральный директор, не ходите в Большой», – будто хочет сказать он. При этом экс-министр буквально горой стоит за Иксанова, заявляя, что тот проделал гигантскую работу, «вытащив Большой театр из руин – в прямом и переносном смысле слова». Впрочем, Михаил Ефимович явно слукавил, ведь даже вытаскивать из руин можно по-разному: сделать лучше прежнего или сделать вид, что стало лучше прежнего. Иксанов, кажется, избрал второй, более легкий путь, руководствуясь мудрой русской поговоркой «Работа дураков любит». Кроме того, Иксанова всегда называли «человеком Швыдкого», который когда-то помог ему стать заместителем гендиректора канала «Культура». Ворон ворону глаз не выклюет.

Если обобщить, то в стране случился очередной грандиозный попил. Посему еще мудрее будет задать все эти вопросы не Иксанову, а правоохранительным органам. За шесть лет реконструкции все самое ценное в Большом просто разворовали и распродали. И это не считая того, сколько было украдено из тех 35 с лишним миллиардов, которые выделило государство. Между прочим, Николай Цискаридзе уже год кричит об этой чудовищной ситуации. И нам всем стоит сказать спасибо, что он это делает, что не боится пробить лбом стену общественного лицемерия. Ведь восстановить театр после «восстановления» – это дело чести не только для артистов, которые с детства мечтали играть Щелкунчика на легендарной сцене, это – наша общая задача.



Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.