Сегодня 1 мая, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Юридическая Консультация
Юридическая Консультация
Голосов: 1
Адрес блога: http://jurconsult.blogspot.com/
Добавлен: 2011-03-17 03:02:56
 

Конституция КНР

2013-12-06 19:02:57 (читать в оригинале)

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

  1. называется не новой, а исправленной, тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;
  2. построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер - выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);
  3. восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период культурной революции - они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений и в результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как социалистическое правовое государство, социалистическая рыночная экономика;
  4. реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;
  5. в Конституцию вносятся апробированные изменения, т. е. такие, которые отражают сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве;

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.

Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.


  1. Политические партии и общественные (народные) организации КНР
  2. Основы конституционного статуса граждан КНР
  3. Система высших органов государственной власти и управления КНР
  4. Местное управление и самоуправление в КНР




Политические партии и общественные (народные) организации КНР

2013-12-06 19:02:57 (читать в оригинале)

Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая.

КПК по существу выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осуществляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к кардинальным событиям, преобразующим лицо страны (создание в свое время народных коммун, а затем отказ от них и переход к допущению частной собственности и рыночных отношений), так и к решению частных вопросов в масштабах административно-территориальных единиц или, например, предприятий (назначение на должности определенных лиц, кадровая политика).

В результате в Китае тесно переплетаются партийные и государственные функции, деятельность органов правящей партии и государства.

КПК строится по территориально-производственному признаку.

Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административно-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждениях, вооруженных силах и т. д. Систематически проводятся чистки КПК.

На основе конституционного права на объединение в Китае существуют 8 других политических партий, объединяющих представителей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий:

  1. Рабоче-крестьянская демократическая партия;
  2. Революционный комитет Гоминьдана (это крыло, отколовшееся от правящей партии Гоминьдана);
  3. Ассоциация содействия развитию демократии;
  4. Демократическая лига;
  5. Партия стремления к справедливости (Чжигун-дан);
  6. Общество Цзюсань (Общество третьего сентября);
  7. Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.

Поправки к Конституции, принятые в 1993 г., предусматривают длительное многопартийное сотрудничество и демократические консультации между партиями и общественными организациями.

В Китае принята и осуществляется концепция единства общественных организаций и движений. Это означает прежде всего, что путем применения государственных мер и мероприятий правящей партией «сверху» созданы единые профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные объединения. Это по существу «государственные» общественные объединения.

В Китае создана и действует особая общественно-политическая организация типа народного фронта – Единый фронт различных партий и общественных организаций.

В Конституции говорится, что он сформировался в ходе длительной революции и социалистического строительства, руководит Фронтом КПК, а по своему характеру он является патриотической организацией.

Единый фронт – наиболее широкое общественное объединение в Китае. В его состав входят все существующие в стране партии и более или менее массовые общественные объединения.

В рамках Фронта, в его центральном органе – Народном политическом консультативном совете – вырабатывается общая позиция по принципиальным вопросам развития страны, но поскольку руководство Фронтом осуществляется КПК, то она через Фронт направляет деятельность всех организаций, входящих в его состав.

В данном случае это делается не прямо, а опосредованно – через другую, более широкую организацию (движение).


  1. Конституция КНР
  2. Основы конституционного статуса граждан КНР
  3. Система высших органов государственной власти и управления КНР
  4. Местное управление и самоуправление в КНР




Основы конституционного статуса граждан КНР

2013-12-06 19:02:56 (читать в оригинале)

В Китае принята социалистическая концепция прав человека, которая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства.

Гражданами Китая считаются лица, если хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданства последней.

Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления).

Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права - право на труд, отдых, пенсионное обеспечение и др.

В числе политических прав Конституция называет - избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государственного органа или государственного служащего.

В Конституции перечислены личные права и свободы: свобода и неприкосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии, существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения, среди которых буддизм, ислам, христианство), тайна переписки и др.

Регулирование правового статуса личности имеет в Китае ряд принципиальных особенностей:

  1. права и свободы предоставляются гражданам в соответствии с целями социализма, имеют целевое назначение;
  2. осуществление прав и свобод связывается с регулирующей ролью государства, которое направляет деятельность граждан при использовании ими своих прав и свобод.

    В Конституции говорится о том, что государство вырабатывает разного рода правила и памятки для жителей города и деревни, воспитывает коллективизм, патриотизм, интернационализм, ведет борьбу с буржуазной, феодальной и прочей «тлетворной идеологией»;

  3. Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение – только трудящимся;
  4. Конституция предусматривает материальные гарантии социально-экономических прав, прежде всего это социалистическая система хозяйства;
  5. значительное внимание в Конституции уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, и членов их семей.

Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конституционных обязанностей граждан.

Многие обязанности имеют не юридический, а преимущественно моральный характер, и выполнение лишь некоторых из них может быть обеспечено правовыми средствами (например, обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок).

Некоторые обязанности имеют моральный характер (обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы родины и др.).


  1. Конституция КНР
  2. Политические партии и общественные (народные) организации КНР
  3. Система высших органов государственной власти и управления КНР
  4. Местное управление и самоуправление в КНР




Система высших органов государственной власти и управления КНР

2013-12-06 19:02:56 (читать в оригинале)

В КНР не принята концепция разделения властей. К числу высших органов государственной власти относятся - Всекитайское собрание народных представителей – верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).

Всекитайское собрание народных представителей избирается на 5 лет собраниями народных представителей провинций, автономных районов (наиболее крупных автономных единиц), городов центрального подчинения, а также представителями армии. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов.

ВСНП – орган однопалатный – нет постоянного председателя и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии.

Полномочия ВСНП- издает законы, избирает другие высшие органы государства и высших должностных лиц, утверждает планы социально-экономического развития, государственный бюджет и отчет о его исполнении и т. д.

Постоянный комитет ВСНП – высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия. Избирается ВСНП в составе председателя, заместителя, начальника секретариата и членов.

Полномочия постоянного комитета ВСНП - толкование Конституции и законов; осуществляет функции Центрального военного совета, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры и др.

Председатель КНР является главой государства, но осуществляет основные полномочия главы государства только по решению ВСНП или его Постоянного комитета. Его полномочия - издание актов, имеющих церемониальный характер, и актов, которыми оформляются решения ВСНП и его Постоянного комитета.

Государственный совет– центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти и высший государственный административный орган. Он состоит из премьера Государственного совета, его заместителей, министров, председателей комитетов, начальника секретариата. Реализует свои полномочия на пленарных заседаниях и на заседаниях Постоянного бюро.

Министерства и ведомства руководят определенной отраслью экономики, культуры, политики или сферой жизни общества.

Центральный военный совет – коллегиальный орган военного управления. Роль связана с особой ролью армии в Китае - в период гражданской войны в освобожденных районах армия управляла всей их жизнью.

Верховный народный суд формируется высшими органами государственной власти, осуществляет судебный контроль за деятельностью общих и специальных судов.

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды в округах, провинциях избираются местными органами государственной власти.

В общих судах есть палаты по административным делам – принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов.

Прокуратура осуществляет надзор за законностью, поддерживает обвинение в суде, участвует в рассмотрении некоторых гражданских дел и др.

Высший орган прокуратуры – Верховная народная прокуратура во главе с Генеральным прокурором. На местах создаются местные народные прокуратуры, в армии – военные прокуратуры.


  1. Конституция КНР
  2. Политические партии и общественные (народные) организации КНР
  3. Основы конституционного статуса граждан КНР
  4. Местное управление и самоуправление в КНР




Местное управление и самоуправление в КНР

2013-12-06 19:02:56 (читать в оригинале)

Основное население страны составляет нация хань (собственно китайцы), это более 93 % населения, национальные меньшинства составляют около 7 %, но это около 100 млн человек.

В Китае административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства. Компактно проживающие национальные меньшинства (тибетцы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры и др.) могут создавать 3 вида автономных образований: автономные районы, автономные округа, автономные уезды (перевод китайских названий).

В Китае существуют 5 автономных районов - Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.

Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом Конституции КНР, а более детально – специальным законом об автономных национальных образованиях.

Кроме того, автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами.

Органы автономных образований на основе государственных планов самостоятельно ведут экономическое строительство, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов, самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами.

Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов.

Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости, не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных образований.

Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.

В Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 3 города центрального подчинения.

Местными органами государственной власти в Китае являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний.

Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи.

Полномочия собраний народных представителей определяются в соответствии с социалистической концепцией советов и их иерархией - они принимают местные народно-хозяйственные планы, бюджет, отчет о его исполнении, отменяют и изменяют постановления местного народного правительства соответствующей ступени и др.

Постоянные комитеты – также местные органы государственной власти, но подчиненные собраниям народных представителей - проводят выборы в вышестоящие собрания народных представителей, решают вопросы политической, экономической, культурной жизни и др.


  1. Политические партии и общественные (народные) организации КНР
  2. Основы конституционного статуса граждан КНР
  3. Система высших органов государственной власти и управления КНР




Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.