«Летят журавли» 1957 год. Самый трогательный советский фильм о войне, роли в котором исполнили Татьяна Самойлова, Алексей Баталов и Василий Меркурьев. Режиссер Михаил Калатозов снял фильм по пьесе Розова «Вечно живые». Молодые люди Вероника (Татьяна Самойлова) и Борис (Алексей Баталов) влюблены друг в друга. Они строят планы на будущее, но все их мечты обрываются в одночасье — начинается война, и Борис уходит на фронт. Война разлучает влюбленных навсегда, но Вероника продолжает верить в то, что Борис вернется к ней, несмотря ни на что. «Летят журавли» — первая советская картина, которая с триумфом шла во многих странах мира. В 1958 году она получила главный приз Каннского фестиваля, а Татьяна Самойлова и Алексей Баталов были признаны лучшими актерами.
Фото: Кадр из фильма «Летят журавли
«Семнадцать мгновений весны» 1973 год. Когда по телевизору начинался показ очередной серии этого фильма, улицы всех городов нашей страны пустели. По самым скромным подсчетам, «Семнадцать мгновений весны» смотрели семь из десяти жителей СССР. Режиссера картины Татьяну Лиознову обвиняли в том, что она исказила многие факты о Второй мировой войне, но даже критики отмечали режиссерскую и актерскую работу.
Фото: Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Главный герой картины — советский разведчик (Вячеслав Тихонов), которому суждено оказаться в Германии, в окружении главных военных лидеров государства. Съемки фильма проходили в Москве и Риге, а четыре года назад было принято решение провести полную реставрацию картины и раскрасить ее. Помимо Тихонова, в фильме снялись другие замечательные советские актеры: Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, Леонид Броневой, Олег Табаков, Ростислав Плятт.
«Судьба человека» 1959 год. Одна из самых нашумевших работ режиссера Сергея Бондарчука. Картина занимает одно из первых мест в списке самых популярных фильмов о войне в мировом кинематографе. В «Судьбе человека» главные роли исполнили Сергей Бондарчук и Зинаида Кириенко. Режиссер показал в картине отвагу и мужество наших солдат, которые, не задумываясь, готовы отдать свои жизни за близких людей. Главный герой — сильный и мужественный человек, на долю которого выпало множество испытаний, но он с честью и достоинством проходит их и возвращается домой живым.
Фото: Кадр из фильма «Судьба человека»
«А зори здесь тихие» 1972 год. Картина была снята по одноименному произведению Бориса Васильева. Режиссер фильма Станислав Ростоцкий сумел показать не только все ужасы войны, но и красоту и смелость советских женщин, которые готовы сражаться за Родину наравне с мужчинами. Картина входит в десятку лучших советских фильмов двадцатого века. В сюжете фильма лежит история о нескольких женщинах-солдатах, которые оказались на войне по самым разным причинам, но у них есть одна общая цель — отомстить врагу за жизни близких людей. Женщинам приходится сражаться с немцами в жесточайших условиях до последней капли крови. На сегодняшний день «А зори здесь тихие» находится на десятой строчке по посещаемости среди советских фильмов за всю историю проката. В картине снялись Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ирина Долганова и Ирина Шевчук.
Фото: Кадр из фильма «А зори здесь тихие»
«Они сражались за Родину» 1975 год. Еще одна картина про Великую Отечественную Войну режиссера Сергея Бондарчука. Фильм входит в мировую коллекцию лучших картин на военную тематику. «Они сражались за Родину» повествует о самых тяжелых днях 1942 года в Сталинграде. Бондарчук сумел передать настроение советских солдат, стоявших на обороне Сталинграда. Главные герои картины передали настроение того времени — они не теряют чувство юмора и достоинство даже в период самых кровопролитных сражений. Бондарчук снял картину к празднованию 30-летия Победы во Второй Мировой Войне. Уже с первых дней проката картина завоевала признание и любовь советских зрителей. Бондарчук пригласил в фильм таких легендарных актеров, как Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин и Юрий Никулин, а также сам снялся в одной из главных ролей.
ИК "Вести" после отпевания в храме иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе тело покойной будет кремировано. По словам настоятеля храма протоиерея Рожика, Татьяна Лиознова "приходила в храм не очень часто, но, тем не менее, являлась его прихожанкой, и поэтому именно этот храм выбран для ее отпевания".
Прах Татьяны Лиозновой будет захоронен на девятый день после смерти на Донском кладбище, рядом с могилой матери актрисы.
http://lifenews.ru/news/70936:
На похороны Лиозновой пришли только самые близкие
Проститься с создателем легендарной картины "17 мгновений весны" пришли близкие друзья , родственники и коллеги по съемочной площадке.
Траурная панихида по знаменитому режиссеру прошла в ритуальном зале ФГУ "Клиническая больница".
Дочь Татьяны Михайловны отменила гражданскую панихиду по матери - это было последней просьбой выдающегося режиссера.
- Мама не хотела из похорон устраивать шоу, - поделилась с Life News приемная дочь Лиозновой Людмила. - Я сделала все так, как она велела. Тихо, скромно и без громких речей.
Сердце Лиозновой остановилось в четверть шестого вечера 29 сентября в отделении урологии ФГУ «Клиническая больница».
После панихиды гроб с телом повезли на отпевание
Страшный диагноз «полиорганная недостаточность» не оставил врачам шансов. Говоря немедицинским языком, организм знаменитости был настолько изношен, что один за другими начали отказывать сразу несколько жизненно важных органов.
Коллеги Лиозновой в один голос говорят: с ней ушла целая эпоха.
- Она смотрела Тихонову в глаза и передавала ему на высших уровнях свое состояние, будто гипнотизировала, - рассказала Life News Наталья Дрожжина, исполнившая роль официантки в картине "17 мгновений весны". - А Вячеслав Васиьевич улавливал это и делал все, как ей надо.
В последнее время Татьяна Михайловна была прикована к постели. У автора замечательных картин «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «17 мгновений весны», вошедших в золотой фонд российского кино, еще в марте этого года отнялись ноги.
- У Лиозновой была очень сильная энергетика. Если что-то ей было нужно, она буквально выбивала это из актеров. всеми способами, - рассказал Борис Грачевский, один из немногих коллег, пришедших проститься с Лиозновой. - С Дорониной чуть до драк не доходило, но в итоге Татьяна Михайловна выжала из нее все, что нужно. Мужчины на студии ее побаивались.
По окончании панихиды траурная процессия направилась в храм Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе. Отпевание великого режиссера началось со слов батюшки.
- Татьяна Михайловна отдала свою жизнь искусству, - произнес святой отец. – Она хотела, чтобы ее проводили в молитве. Жизнь человека быстротечна, ее можно сравнить с 17 мгновениями весны. Пусть земля вам будет пухом, раба Божья Татьяна.
Сразу после отпевания тело режиссера по завещанию самой Лиозновой кремируют. Урну с прахом автора знаменитых картин захоронят лишь в четверг, 5 октября, на Донском кладбище рядом с могилой матери Татьяны Михайловны.
Российские СМИ сообщают, что вчера на 88-году жизни умерла Татьяна Лиознова. "Мама" Штирлица. И хотя она сняла кинохиты "Три тополя на Плющихе", "Карнавал", - именно "Семнадцать мгновений весны" останутся 17-ю мгновениями яркой жизни этого режиссера и сценариста незабываемого советского кинематографа.
2011-08-15 20:03:43
... /> Кстати, отношения с Лиозновой в конце концов ... последнем этапе работы Лиознова решила вставить себя ...
+ развернуть текстсохранённая копия
15 августа знаменитому композитору исполнилось бы 80 лет
Одним из главных увлечений в жизни Таривердиева были водные лыжи. В книге он рассказывает, что единственным его знакомым, которого он так и не научил на них кататься, был Эльдар Рязанов.
«Король-олень», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром» - музыкальные темы и песни из этих фильмов знает вся страна. Их автор, Микаэл Леонович Таривердиев, в середине 90-х взялся за мемуары. Но закончить не успел - 25 июля 1996 года его не стало. Завершила и подготовила к печати книгу его вдова Вера Таривердиева. «Комсомолка» публикует отрывки из воспоминаний «Я просто живу», которые выходят в издательстве «ЭКСМО».
О «СЕМНАДЦАТИ МГНОВЕНИЯХ ВЕСНЫ»
...Штирлиц - герой собирательный, такие люди существовали, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоска по небу, по своему небу?..
Мы долго говорили на эту тему с Лиозновой. И она тогда к этому небу - это была моя идея - добавила журавлей, для которых нет границ, даже несмотря на войну. Вот так написать о ностальгии. И если я это сделаю, то решение картины есть. Ничего другого не надо - остальное сыграют актеры.
На песни (из «Семнадцати мгновений весны». - Ред.) пробовались многие певцы. Муслим Магомаев даже записал их. Но когда стали ставить в картину, не понравилось. И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне каждый день в течение месяца к десяти утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще. И в отличие от многих других, с кем мне приходилось работать над голосом, над интерпретацией, Иосиф не забыл уроков. Он не только в течение многих лет исполнял эти песни на том же замечательном уровне, на каком они были записаны, но и тот Кобзон, манеру которого знают миллионы людей, во многом проявился тогда, на этой работе. Он настоящий профессионал. А Магомаев обиделся на меня тогда страшно.
Кстати, отношения с Лиозновой в конце концов тоже были испорчены. Случилось так, что, когда работали над фильмом, я подружился с Юликом Семеновым. Уже на самом последнем этапе работы Лиознова решила вставить себя в титры в качестве сценариста. Я в этом ничего особенного не видел, тем более что какие-то сцены переделывались, и переделывались основательно, как всегда бывает в кино. Но Семенов встал на дыбы. Не из-за денег. Просто из принципа. И вот они обратились ко мне как к третейскому судье, я был приятелем обоих. И я сказал Лиозновой: «Таня, ты не права». Она пришла в дикую ярость. Отношения наши были испорчены на много лет. Но Семенов не дал поставить ее фамилию рядом со своей.
О РЯЗАНОВЕ И «ИРОНИИ СУДЬБЫ»
С Эльдаром Рязановым я познакомился в Пицунде. Столовая в Доме творчества в Пицунде была устроена, как все заведения такого рода. И стоял там «овощной стол», на который ставили здоровенные миски со всякой свеклой, морковкой и прочей зеленью. Эльдар исправно подходил к этому столу и наполнял свою тарелку. Через несколько дней ему это надоело. И проблему он решил просто: подставил стул к этому столу и устроился со своей тарелочкой поближе к миске. Ясное дело, что нашлись люди, у которых это вызвало негодование: «За путевку все платят одинаково, а едят по-разному». Для большинства же это стало темой для подначек, на которые Эльдар реагировал весело и очень изящно. Он стал уверять, что так он худеет, сидя на овощной диете. Хотя обед он свой съедал все равно.
Кстати, уже в Москве Эльдар лежал то ли в Институте питания, то ли где-то еще действительно с целью похудения.
Звонит он мне как-то и говорит:
- Мика! Можешь ко мне завтра приехать?
- Могу, - отвечаю я.
- Привези мне тогда батон колбасы и батон хлеба.
- Эльдар! Ты же худеешь!
- А у нас завтра выходной.
Вот так он худел.
Эльдар - человек экстравертный, и вокруг него всегда собирается масса народу, он рассказывает разные истории, байки. И вот иду я однажды к столовой. А на приступочке сидит Эльдар и напевает песенку: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм «Ирония судьбы».
- Что это за разговоры! - возмутился я. - Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя.
Тогда Эльдар мне сказал:
- Я хочу тебе дать почитать сценарий фильма. У меня есть такая идея. Мне нужно, чтобы в фильме было шесть-семь шлягеров, песен, которые сразу запомнят все, которые будут петь. А так как ни один нормальный композитор не может написать шесть шлягеров, я хочу, чтобы их написали разные композиторы. Вот Андрея Петрова нет (а он действительно тогда работал на совместной советско-американской картине «Синяя птица»), одну напишешь ты, другую Ян Френкель, еще кого-нибудь позовем.
Честно говоря, я был смущен:
- Эльдар, я плохо себе это представляю.
- Ну я пришлю тебе сценарий.
И прислал. В этот сценарий уже были частично вставлены стихи. В частности, Цветаева, Евтушенко - «Со мною вот что происходит». Думаю, дай я попробую. Стал рыться в стихах, взял сборники Цветаевой и Ахмадулиной и написал двенадцать песен. Предложил показать их группе. Они послушали, выбрали шесть из них - остальные были действительно хуже. И разговор о других композиторах отпал.
О ПУГАЧЕВОЙ И ПОП-МУЗЫКЕ
Когда только начались съемки «Иронии судьбы», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева - она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, найти Пугачеву...
Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я - другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. <...>
Когда фильм вышел, прошло буквально несколько месяцев, нас пригласили на телевидение, где Пугачева должна была спеть романс из фильма не под фонограмму, а вживую. Я должен был ей аккомпанировать. И вдруг она стала петь совершенно по-другому. Она пела жестко, очень жестко - «Мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Я не мог заставить ее спеть, как три месяца назад, в фильме. Я уговаривал: «Алла, тебе же не нравится, что «вы больны не мной», у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится... Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое - и возникает глубина». Я был раздражен и поэтому не прав. Мы с ней поссорились. Потом Пугачева совсем ушла в поп-культуру, хотя, мне кажется, могла бы стать звездой другого плана, типа Барбры Стрейзанд. Но она выбрала свой путь. Я понимаю, что она даже выиграла от этого. Вот только мне это уже было совершенно неинтересно. Жаль, конечно, что в итоге мы поссорились. Через год или два, на каком-то фестивале в Сочи, она подошла ко мне и сказала: «Микаэл Леонович, мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Повернулась и ушла. По-моему, больше я ее никогда и не видел. Но когда показывают «Иронию судьбы» и я слышу ее пение, то вспоминаю, как это было очаровательно. Какая в ней была тонкость, нежность и ранимость. И как жаль, что все это ушло. Или спряталось, что не имеет значения. Однако народу-то нравится!