Сегодня 3 мая, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
@дневники: Sherwood - Фильмы: рецензии Ольги Шервуд
@дневники: Sherwood - Фильмы: рецензии Ольги Шервуд
Голосов: 2
Адрес блога: http://diary.ru/~pro-kino/
Добавлен: 2007-11-21 23:40:12 блограйдером Lurk
 

Фильм: Любовь-морковь – 3

2011-03-08 17:40:36 (читать в оригинале)

Любовь-морковь – 3": Продовольственный кризис
8.03.11, 17:17

Фильм - Любовь-морковь – 3 Итак, третья часть франшизы "Любовь-морковь". Наши старые знакомые – успешный юрист и не менее преуспевающая искусствоведка, эти как бы среднестатистические москвичи из подкатегории "гламурные", волею доктора Когана меняются телами со своими, соответственно, папой и мамой. (А вовсе не с собаками, как можно было подумать в конце прошлой новеллы и в середине этой. Что и понятно: дрессура в кино – чрезвычайно затратное дело, бюджет сразу распухнет. Выручка всегда под вопросом; задача же всего проекта – именно выручка.)

Фишка теперь в том, что юрист Андрей (Гоша Куценко) оказывается в "форме" папы – типичного солдафона (Владимир Меньшов), а искусствоведка-галерейщица Марина (Кристина Орбакайте) в облике мамы – типичного музейного работника, да еще питерского (Лия Ахеджакова). Значит, должно было сыграть противопоставление жизненных ценностей, менталитета, поведенческих стереотипов и навыков, но выдержать стопроцентно эту параллель авторам фильма (сценарист Юрий Коротков, режиссер Сергей Гинзбург) оказалось трудно. Да, родители – бескомпромиссные служаки, каждый в своей сфере, слегка туповатые фанатики. Что легко отыгрывается в мужской паре. А в женской преимущественно работает просто разница характеров: мать – сущая эгоистичная истеричка и бытовая недотепа, дочь – вполне адаптированная к карьерным компромиссам и буржуазному существованию профи.

Дополнительный конфликт заложен-кроется в отношениях родителей между собой. Он возник еще при женитьбе Андрея и Марины Голубевых. С точки зрения мамаши-снобки, это явный мезальянс: сын примитивного вояки, даром что грозы десанта, не пара утонченной поклоннице муз. В итоге Владимир Андреевич и Елизавета Николаевна терпеть не могут друг друга. А их детям тяжело принимать родителей у себя в гостях, да еще одновременно. И только внукам хорошо со всеми. Но сценарист Коротков придумать ситуацию на шесть персонажей в поисках семейной идиллии да в заданном ключе, видимо, не смог, и дети отправлены куда-то подальше от зрительских глаз.

Все дело в этом "заданном ключе". На поверку он оказался слишком сложен: комедийная путаница с очевидным морализаторским посылом (несовпадение ценностей и привычек у разных поколений – не преграда для взаимопонимания и правильной большой любви), усугубленная комедийно-криминальным обертоном. И даже, к чему еще вернемся, намеками на актуальную общественную ситуацию. При этом путаница взята как главный принцип и возведена в энную степень количественно, но качественного прибавления не происходит. Героям мы никак не сочувствуем. Ничуть не беспокоимся о финале их приключений. И тем более никакой метафоры нашей жизни не возникает.

Интервью с режиссером фильма "Любовь-морковь 3" Сергеем Гинзбургом

Фильм: Выкрутасы

2011-03-08 17:37:24 (читать в оригинале)

Выкрутасы": гол Мендельсона
21.02.11, 09:30

Фильм - Выкрутасы Некто Слава Колотилов, глубоко провинциальный интеллигент – порядочный, искренний, восторженный, наивный и неловкий человек, школьный учитель в городе Пальчики (очевидно Краснодарского края, что нам с вами приятно особенно) – мечтает, как и положено такому, еще и о славе писателя. Ее нынче раздают в Москве, там Колотилову объясняют понятно что; в нервах он попадает под машину; "очнулся – гипс". Нога в гипсе, а в душе полный праздник, поскольку голливудской красоты и блестящеглазости, но при этом по-русски милая девушка Надя дает ему надежду на полное счастье в жизни. Соглашается стать женой, выбрасывая свой золотой перстенек с камушком ради до поры до времени проволочного импровизационного колечка.
(Не могу не вспомнить фильм Гарри Бардина "Выкрутасы" – анимационный, в проволочной технике, обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля 1988 года.)

Надежда и Слава уже были в нашем кино, а вот чтобы Милла Йовович да еще с Константином Хабенским – это да. Настоящий адмиральский, я бы сказала, коктейль. Отдадим дань продюсеру Бекмамбетову: актриса подобного класса в отечественном фильме, причем говорит по-русски, будто в опере поет, – достижение. И то, что она "немножко наша", не компромисс, а дополнительная приятность, повод для гордости. Не сомневаюсь, кстати, что скоро у Бекмамбетова снимется и кто-нибудь совсем "не наш".
Однако кроме такой вот презентационной, что ли, притягательности работает и другая. Тимур Бекмамбетов точно знает, что зрители-мужчины должны, извините, хотеть героиню, а женщинам обязан нравиться герой. Здесь героев сразу два, на противоположные вкусы: бывший жених Даня – Иван Ургант и настоящий жених – упомянутый Хабенский. Значит, есть шанс, что билет в кинотеатр купят поклонницы обоих.
Но главное – билет купят футбольные болельщики. Поскольку "футбол – это государство, а государство – это футбол". Заметьте тонкость: "государство", а не "страна", хотя и "страна" могла бы фигурировать. Футбол действительно уже второй десяток лет – госполитика, эксплуатирующая любовь народа к этой игре. И даже насаждающая эту страсть, заметно ограничивая народ таким вот увлечением (сопряженным с увлечением пивом).


В общем, назначена свадьба, а жених не может на нее попасть из-за трагикомической путаницы: его с испугу перед сердитым депутатом "делают" тренером мальчишеской команды, которая должна отстаивать футбольную честь Пальчиков (ясно, ногами и головой) в чемпионате страны.
Как быть? А сколько верить и ждать невесте?
Прекращаю рассказывать сюжет, чтобы не портить впечатление. Тем более, что такого огромного количества несуразностей и "подстав", как в этой комедии, я давно не встречала в профессиональном, а не самодеятельном кино. Значительная часть картины между дотитровым прологом и примерно серединой не выдерживает "марки Бекмамбетова": несмешно и фальшиво.

Ну и сидишь-разглядываешь говорящий наряд Колотилова – голубой костюм и коричневые ботинки. Считаешь-сопоставляешь экранное время. Пытаешься понять, почему стилистика "Выкрутасов" так напоминает упомянутое "очнулся – гипс", то есть советские фильмы 60-х годов. Притом, что некоторые фирменные бекмамбетовские штучки налицо: "широкая" гостеприимная Москва, отзывающаяся действию коммуницирующими, извините, рекламными плакатами и прочими граффити, эффектные урбанистические панорамы (оператор Марат Адельшин). Отличные актеры Хабенский и Сергей Гармаш (в темных очках вдруг очень похожий на Джека Николсона) отлично играют. Не менее талантливо свою декоративно-маркетинговую роль исполняют Иван Ургант и Милла Йовович. Но абсолютно ералашевско-гекльберрифинновскими, тоже из 60-х – 70-х, выглядят пацаны-футболисты…
Думаешь о постановщике картины Леване Габриадзе. Сын великого режиссера и художника Резо Габриадзе (давний замысел которого, как пишут, и послужил началом "Выкрутасов"), он окончил Тбилисский театральный институт имени Руставели, где изучал сценографию и актерское мастерство, а затем факультет дизайна и анимации Калифорнийского университета. Снимал рекламу и музыкальные клипы. Десять лет назад стал работать с Бекмамбетовым на студии Bazelevs, был вторым режиссером на "Дневном дозоре". Может быть, вы его вспомните по роли скрипача в фильме "Кин-дза-дза" (1986) Георгия Данелии, снялся и в данелиевском же "Паспорте" (1990).

Словом, наследник традиций тончайшего грузинского кинематографа с противоестественной этому виду киноискусства прививкой универсальной современной массовой культуры. Что тут может быть путного-то?
Но вдруг эта массовая кинокультура обретает правильную силу и со второй половины действия берет фильм своими мощными руками – как вратарь в перчатках хватает летящий в сетку мяч.

И зрелище волшебным образом внутренне меняется. Хотя внешне все так же одно народное развлечение – футбол чередуется с другим – свадьбой. Хлопает рюмку за рюмкой в полном недоумении от сложившейся ситуации наша Надежда. По-прежнему в отчаянии неудачник Слава (обладатель лукашинской кармы). В третий, что ли раз, звучит сказочная "Свадьба" (музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского, 1971). Не вянет один и тот же странно мелькающий во времени и пространстве букет…
Но как только сюжет предлагает нам гуманитарную идею калибром больше, нежели комедийно-лирическая, внезапным образом трансформируется стилистика фильма и наше доверие к происходящему. Хотя ничто по действию, повторяю, не становится более правдоподобным. А даже наоборот – совершенно невероятные приключения громоздятся одно на другое.

Что же случилось? А то, что мячик по футбольному полю теперь пацаны гоняют не ради абстрактного выигрыша и счастья дяди-депутата, а хоть бы и всех Пальчиков, но с абсолютно конкретной целью. В ход идет классическая коллизия "ребенок ищет родителей" – актуальная и волнующая гораздо больше, нежели футбол как таковой. Игра обретает смысл, Колотилов классически жертвует чувством ради долга, и авторы фильма сами выбираются из "картинок прошлого" в динамику и эффекты настоящего (замечательный футбол под проливным дождем – кульминация наших чувств), в финале появляется еще и Александр Кержаков, "красивый сам собою"…

"Выкрутасы", не делаясь ничуть достовернее, чем были в начале, заканчиваются мощной кодой и счастьем обманувшегося еще раз (в пушкинском смысле: обманываться рад) зрителя. Озадаченный собственной податливостью тому же эффекту (или аффекту?) критик остается размышлять. Почему фильму прощаешь столь многие его недостатки?
Среди них – бездарная массовка: гости на свадьбе совсем не интересные. Неотыгранность некоторых действий: Надя достает из урны рукопись романа, выброшенного в сердцах Колотиловым, и – ничего. "Останки" некоторых персонажей: на роль мэра Пальчиков позвали Сергея Селина, но его герой лишь присутствует в паре-тройке моментов. Туалетный юмор. Очевидность белых ниток, сшивших куски старого замысла с новым (автором сценария в итоге назван Роман Непомнящий, "при участии" еще десятка человек). Излишняя в своей прямолинейности привязка к 2018 году…

Да потому, соображает наутро критик, что "Выкрутасы" – сущий цирк на экране. От акробатических кульбитов юных футболистов (пишут, что паркурщиков позвали сниматься) – до клоунского крушения пылесосом свадебного торта героиней Миллы Йовович в финальных кадрах, уже на титрах. И сам этот финал, поставленный как отдельный дивертисмент: в частности, актриса благодарит в камеру создателей картины: "Дали мне шанс фильм на русском сделать". И случившийся в "Выкрутасах" фокус, чудо – аналогичное тому, что обеспечило феноменальный успех "Миллионеру из трущоб" и формулируется великой строчкой "Кто был никем – тот станет всем" (ее неоднозначность не осознается).
Противостоять цирку живой и непосредственный человек не в состоянии. Греет и подспудная уверенность, транслируемая бекмамбетовским продуктом: у нас героем становится любой. Эта подсознанка в данном случае даже круче мифа про американскую мечту: заокеанский стимул – собственная реализация человека, а наш движок – "слезинка ребенка" и его благо. Да и подается весь этот свадебно-футбольный парад-алле в доступной и приятной аудитории форме: зритель не ощущает никакой своей причастности происходящему, а значит, нет и дискомфорта.

Не то что в серьезном реалистическом кино. От которого нам нередко становится горько. Но такое берет призы на фестивалях. А цирк… в цирке всегда звучит бодрый марш и свободных мест не бывает.

Фильм: Мантикора

2011-03-08 17:34:35 (читать в оригинале)

Мантикора": авария, дочь самодеятельности
11.02.11, 12:00

Фильм - Мантикора Пока одни серьезные люди, страшно и реально озабоченные потерей публики на отечественных фильмах в кинотеатрах, до крови спорят о новых моделях финансирования кино, кинообразования, проката, пиратства и тому подобных насущных проблемах, другие серьезные люди дают деньги на создание картин непонятно кому. Справедливости ради отмечу, что проект, о котором сегодня расскажу, затевался еще в 2007-м, но кто может утверждать, что подобного не повторится?

Произведение "Мантикора", которое черт догадал меня отправиться смотреть, сделано по заказу мощной компании "КАРО" студией Acidum на базе "Мосфильма". Красивое латинское слово Acidum, если кто помнит химию, означает "кислота". На сайте фирмы значится: "специализируемся на создании спецэффектов, профессиональной 2D и 3D графики для кино и анимации". Вероятно, продукция жжоот не по-децццки. Ну да ладно, больше прикалываться не стану – слишком грустно увиденное на большом экране.
Найти информацию о том, кто такой Владимир Китт, не удалось. Может, он лидер компании Acidum, может – просто сотрудник. На сайте фильма сообщается лишь о его причастности к фильму: Китт – режиссер, художник-постановщик и режиссер монтажа "Мантикоры". Строчка "автор сценария" на сайте глубоко закопана, однако удается обнаружить, что и автор сценария. Биография отсутствует. Допускаю, что Китт – псевдоним (хотя в сети обнаруживается даже интервью с человеком под этим именем). А в ЖЖ имеется страничка "Вл. Китт: дневник режиссера", там немножко про подготовку к съемкам. Ясности не прибавляет; приятно уже то, что написано без грамматических ошибок и в целом складно.
Еще выясняется, что бюджет фильма 6 миллионов долларов.
И еще – что съемочную группу и сам процесс изрядно лихорадило. Ну, это в принципе давно не новость.

Фильм пытается рассказать о так называемых ночных гонщиках в Москве. Есть такие интересные молодые люди, которые покупают крутые машины, специально их оборудуют для гонок и соревнуются на пустых ночных улицах больших городов. Я, правда, никогда таких не встречала - то ли их нет в Петербурге, то ли мне просто не повезло. Не случилось увидеть и предыдущий фильм об этом уже легальном в столице сообществе ("Стритрейсеры" Олега Фисенко, 2008). В любом случае, это не самая обширная часть социума и, возможно, нетривиальные люди (дети состоятельных родителей, склонные к риску, отвергающие многие нормы и правила и так далее); узнать их поближе было бы интересно.

Однако авторам "Мантикоры" просто познакомить зрителей страны с этим подвидом фауны мегаполисов показалось мало. Реальные характеры, достижения и драмы – то, что соединяло бы особых автомобилистов с другими или даже, о ужас, с пешеходами, - ощущаются авторами, вероятно, как пресный кусок: от вида такого зритель рта не раскроет. И возникают в картине лишь вскользь. Скажем, подруга главной героини влюбилась в Айртона Сенну, знаменитого автогонщика, погибшего на трассе в 1994-м. Однако эта влюбленность в кумира нужна не для прояснения девушкиной натуры, а чтобы сказать: Сенна погиб из-за мантикоры.


Тут попробую, наконец, сформулировать сюжетную линию. Живет в Москве одна-одинешенька некая молодая женщина Катя, красавица, вся страсть которой – машины до такой степени, что мотор служит основанием стола, а не нем в дизайнерском широком сосуде красуется карбюратор. За Катей присматривает кот по кличке Дроссель – волшебное существо, умеющее разговаривать голосом за кадром (правда, непонятно, только зрители его слышат или Катя тоже). У Кати, между прочим, интересные отношения с котом – подозревает, что тот подглядывает за ее помывкой в душе. На самом деле, конечно, это такая шутка…
Однажды вечером Катя, очевидно – неформальный лидер ночных гонщиков, на очередной их сходке получает по левой почке от какого-то щуплого подростка в серой куртке с капюшоном. Он скрылся без объяснений; девушку приносят на руках домой, через какое-то время в квартире появляется молодой доктор, псевдо-эротично щупает ей правую ногу от лодыжки до бедра – так начинают развиваться их отношения.

Параллельно подруга Кати читает в книжке и пытается наводить справки о мантикоре – мифическом страшенном чудовище (смотрите Википедию), так как подозревает не только ее существование в реальности, но и вмешательство в дела гонщиков. А зритель в этом совершенно уверен, так как уже увидал огромную красную компьютерную кошку с лицом человека, крыльями и драконьим хвостом. Это во-первых. А во-вторых, зрителю уже показали парочку неких ужасных черных машин – они компьютерно же возникают неизвестно из чего, преследуют обычные тачки и доводят их до аварии.
Зритель вправе думать, как я поняла, о наркотиках. Но авторы вроде бы хотели говорить о мистическом.

Меж тем, ночные гонщики и дневные гонщики (есть и такие, разница не кристаллизуется никак) решают выяснить, кто круче, - устроить гонку на двадцать пять километров по ночной Москве. Это кульминация действия. В ней сходятся положительные ночные, неотчетливо-положительные дневные, а также однозначно черные силы, которые вообще, надо думать, против всех. Туда же подтягиваются многочисленные персонажи фильма. Среди них два комических придурка, длинный и короткий, почему-то кавказской, извините, национальности и рыночные торговцы. Генерал милиции и его жена, в предыдущем появлении надевающая в кадре на голову супруга красные кружевные трусы, очевидно, любовницы – и не в спальне, а при народе. Невнятные ученики Катерины по автошколе (она инструктор по вождению) и прочие.

Следует долгая кинематографическая погоня по Москве. В красной машине Катя, с прямыми шатенистыми волосами до пояса, рядом – кот; в желтой машине – кудреватая блондинка (других характеристик фактически нет). Там суматоха и, конечно, авария, замена экшену. Затем Катя устало сидит с открытой дверцей. Откуда-то выскакивает и убегает влево за рамку кадра тот самый хлипкий в сером капюшоне - кот, что ли, превратился? Да нет, вроде – вот он. Или мне показалось?.. Камера поднимается, вид на Москву, титры.

Не ручаюсь за точность. Поняла немногое. Если бы, кстати, не прочитала про мантикору до сеанса, то ни в жизнь бы не догадалась, что доктор – ее даже не посланник, а реинкарнация: голубые, опять компьютерные, глаза выдают (у чудовища были такие). Но зачем чудовище к Кате приходило в образе врача-недотепы? Навещало ли оно еще кого-то? Кто такой магистр, с которым разговаривают подруга и доктор? Какова роль кота – он пособник Зла? Защитник Добра? Или сам по себе, но тогда он, несмотря на кличку, - просто декоративный элемент, вроде карбюратора в вазе…

Еще хотелось бы знать, где и чему учился постановщик Китт (если это не псевдоним). Почему концы с концами не сходятся, герои появляются и исчезают, и даже просто не имеют имен? (Подозреваю, в этом проявляется какая-то черта молодежной культурки: восприятие мира как клубной тусовки – кто-то возник в дыму и грохоте, потом исчез… ничто неважно, лишь бы глотал или дергался в общем ритме.) Почему диалоги столь ужасны, а интонации невыносимо фальшивы? Откуда столь чудовищная вульгарность (ну, скажем, реплика генеральши "Мой развод тебе в рот не влезет"), которую авторы искренне выдают за комичность.

Вопросы неуместны. Хотя таких еще пару десятков можно задать. Попыталась было – самой Екатерине Карениной, поскольку она выступает не только в главной роли, но также исполнительным продюсером... Стоп, про Каренину надо, притормозив, рассказать особо. Это не актриса, а реальная ночная гонщица в прошлом. Восемь лет преподает в школе повышения водительского мастерства BMW, где учит обыкновенных людей управлять машиной грамотно и заботиться в первую очередь о безопасности. Нынче участвует в профессиональном дрэгрейсинге – гонках по прямой на 1.4 мили.
Первоначально Каренину пригласили на проект консультантом (и она увлеченно говорила перед началом премьеры о машинах, привезенных из Америки специально для фильма, употребляя много терминов и просто красивых слов). Дальнейшее могу себе представить: эффектная женщина-профессионал невольно подвигла постановщика поручить ей главную роль – где еще найдешь такую исполнительницу? Екатерина, по ее честному признанию, хотела-таки пойти на актерские курсы, да режиссер уверил, что так потеряется естественность и натуральность образа, а ведь в картине главное было – натуральность. (Это в мистическом триллере-то.)

Согласившись, Каренина просто вынуждена была влезть в производство фильма по самую макушку. И не ее вина, что в кадре все совсем не естественное, а, наоборот, папье-машово-деревянное. Компьютерные эффекты (одна внезапная красная голая женщина c рогами чего стоит) и пресловутое 3D в том числе; в целом картинка во многих кадрах похожа на провинциальную "переливающуюся" открытку – такие продавались в годы моего детства на курортах. Удивительное ли качество изображения для студии с "кислотным" именем, не знаю. Но странно видеть в титрах имя замечательного оператора Валерия Мартынова…

В общем, задала я свои вопросы Кате Карениной, признавшись в полной зависти к ее личным профдостижениям в автоделе, да в ответ услышала, что "Мантикора" предназначалась молодежи – ей, мол, все понятно и приятно. Сомневаюсь – судя по реакции окружающих меня в зале вполне молодых зрителей. Но, безусловно, лучше бы спросить у Владимира Китта. А также у продюсеров, но их имена и вовсе остались в глубокой тайне.
Впрочем, все это риторические фигуры. В очередной раз деньги осваивались самодеятельными авторами. В данном случае тем, кто уверен, что создание фильма – дело не хитрей тюнингования машины. И мне все равно, государственные это средства или частные. Потому что вот наше кино целиком и приехало.

Меж тем компания Acidum и лично Владимир Китт замахнулись на анимационный фильм по великой сатире Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль".


Фильм: Самый лучший фильм 3-ДЭ

2011-03-08 17:30:39 (читать в оригинале)

Самый лучший фильм 3-ДЭ": вязаная кобура
24.01.11, 11:50

Фильм - Самый лучший фильм 3-ДЭ Ровно три года назад "вся страна" оказалась глубоко в унитазе, рванув на всероссийскую премьеру "Самого лучшего фильма", где режиссером выступил Кирилл Кузин. Никто, даже он сам, не догадывался еще, что присутствует при начальной точке размножения крупной кинофраншизы, продолжающей коммерческий проект, называемый Comedy Club. И хотя прилив первого уикенда сменился бешеным отливом: искупавшиеся в продукте творческо-коммерческого горения новых киноюмористов громко сказали свое "ФИ!", – сумма общих сборов (27,5 млн долларов в СНГ без Украины) вышла столь громадной, что, разумеется, пахла уже лишь новым азартом заработать.

Это хорошо почувствовали настоящие акулы бизнеса – и второй "номер" того же продукта уже был произведен годом позже не ТНТ, а Monumental Pictures (цитата из релиза: "Компания появилась в результате соглашения о сотрудничестве между Sony Pictures Entertainment и Patton Media Group). Шутка (постановщиком теперь был приглашен Олег Фомин) снова не удалась, однако фирменный кошелек не огорчился и заглотил выручку. Правда, получилось по всему СНГ 12, 85 млн долларов. Вдвое меньше, чем прежде, но все же больше затраченных четырех с половиной "лимонов".

И вот – старый, простите, поворот. Опять Кузин, Monumental Pictures и Comedy Club Production на страже бизнеса, ровным счетом ничего личного. "Задачами студии, – снова цитирую релиз, – являются производство и распространение художественных фильмов на русском языке". "Художественный" в данном контексте – всего лишь привычный перевод термина "игровой", но мы ведь с вами и рассуждаем на территории привычного.
Разумеется, "Самый лучший фильм 3-ДЭ" – произведение, равное двум предыдущим. Это бессмысленная и суетливая, но вялая до сведения скул и местами похабненькая история, разыгранная в целом не кинематографично и мало талантливо. Поэтому не стану здесь повторять всякие рассуждения о сути пародии, фильмах с продолжением, приличном юморе и тому подобных серьезных материях. Кому вдруг интересно сверить ощущения и соображения, легко найдет прежние тексты.


Однако справедливости ради надо сказать о некоторых отличиях этой фильмы от предыдущих.
Объектом осмеивания логично выбраны громкие отечественные кинокартины соответствующего периода "Адмирал", "Город мастеров", "Кандагар", "Стиляги", "Тарас Бульба", "Утомленные солнцем-2. Предстояние" и "Черная молния". Но пародируется не суть каждой из них (кроме, пожалуй, "Адмирала": гробоподобный корабль "На вечную память" символизирует изрядный псевдопафос картины), а внешне узнаваемые моменты.
Эти кинопроизведения, по сюжету третьего "Самого лучшего фильма", – участники вымышленного конкурса на звание самого лучшего фильма страны. Так авторы пытаются похихикать над недоступными им церемониями "Золотого Орла" и "НИКИ" (которые, мол, хотят "уложить" "дядю Оскара" – обратите внимание на призовую фигурку, если станете смотреть). Однако проработки деталей не хватает, и получается тускло.

Публицистической, так сказать, основой пародии предполагалась антипиратская идея. Но и здесь случился облом. Во-первых, это зло аудиторией Comedy Club не оценивается как подлинная мерзость – а создатели фильма откровенно идут у своей преданной публики на поводу. Во-вторых, трудно действительно высмеять ситуацию, к которой не знаешь, как относиться, тем более – как с ней справиться. Я уж промолчу о совершенно дикой сценарной завязке всей коллизии (с укладыванием коробок с фильмами в сейф при полном зале фестивального люда и последующем их похищении) – почему-то считается, что в пародийных опусах концы могут не сходиться с концами. Да и с началами тоже.
Но тогда это не пародия, а трэш.

Тем не менее, предпринята попытка найти явный сюжетный ход. Им стала классическая необходимость подмены: фильмы случайно попадают к самодеятельному режиссеру Максу Утесову (Гарик Харламов) на время, он губит единственные копии. Значит, придется переснять. Быстро, за несколько дней. Сей процесс мы и наблюдаем – но не в плотной череде крепких гэгов и отчетливых смешных поворотов, а в откровенном мельтешении обстоятельств. Действие скачет так шустро, что мне, например, не уразуметь: то ли вся эта суета маскирует осознаваемый авторами бред, то ли они не понимают значения паузы в юморе.
Впрочем, искренне допускаю, что это я – откровенный тормоз. Что у меня "другая природа юмора", как формулирует господин Харламов. Но если иные непосредственно пародируемые куски и кажутся мне забавными (все же, первоисточники помогают), то обвязка их удручает.

Из всего наворота событий и персонажей запомнилось немного. Артист Александр Балуев, ловко и тупо-механистично, как тетушки в очередях, управляющийся со спицами: его герой, очередной высокопоставленный бандит, буквально – вяжет. Подручный этого типа – ласково одетый в хэндмэйд шефа: особо хороша вязаная с узорчиком кобура (эх, если бы все выдумки были бы такого уровня… не зря бы вспоминался тут "Голый пистолет"). В обоих случаях комический эффект достигается из контраста формы и содержания.
И безупречен Михаил Ефремов в синем халате, берете и очках, изображающий учителя труда, которого окружают его уменьшенные клоны – ученички (эдакий привет из ретро-кино, навеянный, надо полагать, "Стилягами"), "строгающие" гробы. Отменно придуманный и исполненный образ.

Наверное, не надо и мечтать, чтобы все пародии Comedy Club были сходного уровня, но совершенно ясно, что участие хороших артистов несколько облагораживает предприятие в целом. Пусть даже при заданных условиях игры их присутствие номинальное, почти фотографическое. Актеры, скажу в который раз, не виноваты.
Кстати, целых две шуточные реплики в картине легко поворачиваются в защиту играющей братии. "Почему во всех фильмах снимаются одни и те же актеры?" – недоумевают зрители в конкурсном кинозале, "дублируя" вопль (одних и тех же) критиков, уставших лицезреть сборную команду телезвезд двух каналов на большом экране.
"Кто хочет сняться в хорошем кино?" – спрашивает незадачливый наш режиссер-любитель Утесов, возвышаясь посреди хануриков в стоячей распивочной. "Михаил Пореченков хочет сняться в хорошем кино", – мрачно отвечает один из них. Полагаю, авторы стремились высмеять Пореченкова. А сами себя и высекли.

Тут нащупывается совсем нехитрое и "второй свежести" соображение: отечественные кинематографисты как угробили отечественное кино, так и (многие, многие) продолжают плясать на его могиле. Увы, патриотического некрореалистического блокбастера не получается, ибо классические некрореалисты-паралельщики, хоть и начинали как сугубо самодеятельные авторы, преследовали вовсе не коммерческие цели.
А сия франшиза деньги из публики выжимает, причем преимущественно затупившимися лет сто назад остротами – то задницу помянут, то похоронного гримера Аскольдом назовут. "В нашем фильме нет ни одной плоской шутки", – радостно заманивает зрителя Гарик Харламов в трейлере, после чего на его изображение падают компьютерно-тяжелые буквы, превращая фигурку юмориста в 2D-контур; на этой сугубой "правде", видимо, смеховая энергия и завершилась. Достаточно увидеть сей рекламный ролик, чтобы на фильм уже не ходить.

Впрочем, я забыла главное. То самое 3-ДЭ, игру на все еще привлекательной все еще новинке. Отдаю должное авторам: попытались поставить техническое достижение на службу сюжету. И в паре случаев им удалось изобрести нечто оригинальное – хотя больше в форме, чем в содержании. Первый: во всех кадрах, имитирующих публику в кинозале, перед реальными зрителями торчат запечатленные спины. Намек на эффект присутствия.
И второй – когда мужик с чайником ходит за вождем мирового пролетариата по коридорам Смольного в пародии на классический фильм "Человек с ружьем" Сергея Юткевича (1938). Хрестоматийные черно-белые композиции в 3D шокировали меня гораздо сильнее, чем мгновенное превращение образа Ленина в Упыря. Понимаю, что здесь реакция публики может разниться, но публики в любом случае не молодой: кто-то возбудится за такого Упыря и в суд подать (особенно сейчас, когда начались очередные политические движения вокруг Мавзолея). А новые поколения так же спокойно отнесутся к "объемному" Ленину, как встретили раскрашенного Штирлица.

Кстати, в том самом конкурсе на "самый лучший фильм" побеждает (уж не знаю, насколько закономерно и "контекстно") именно перелицовка советской классики – опус Макса Утесова "Тайна вождя".
"А мне нравится", – говорит, глядя на экран, парикмахер Зверев в роли парикмахера Зверева, обозначенный в титрах, среди иных, как celebrity Зверев. Ну, вот адресата своего детища авторы фильма и назвали, никто их за язык не тянул.

Осталось напомнить, что 4D – это когда кресло под зрителем трясут, а в 5D – всякие-разные запахи в зал пускают. Или наоборот? В общем, ждите.


Фильм: Неадекватные люди

2011-01-17 15:23:31 (читать в оригинале)

"Неадекватные люди": задрот или идеал?
17.01.11, 11:05

Фильм - Неадекватные люди "Неадекватные люди" Романа Каримова – картина не банальная. По всему.

Ее показали на прошлогоднем выборгском фестивале "Окно в Европу" самой последней в конкурсе – утром в день закрытия. Обычно в это время жюри уже отдыхает после бессонной ночи складывания премиального пасьянса, а критики – особенно те, кто разузнал потихоньку призеров, – начинают сочинять итоговые тексты. Но поскольку кризис укоротил отечественные киносмотры как минимум на день, всем приходится интенсифицироваться и, в частности, нередко вносить коррективы в сложившийся после основных просмотров пейзаж.

Имя Романа Каримова ничего не говорило абсолютно. Отборщики "Окна в Европу" не намекнули ровным счетом никому на то, что этот "черный ящик" может таить секрет. Накануне вечером все смотрели балабановского "Кочегара", ушли сильно впечатленные и рассуждали только об одном: не побоится ли жюри во главе с Андреем Хржановским дать гран-при столь жесткой картине? В итоге на утренний сеанс "Неадекватных людей" пришла малая часть фестивального люда – истинные любители кино и самые добросовестные критики. Да и зрителей собралось едва половина зала.

Отсутствовавшие кусали локти вечером, когда обнаружилось: фильм стал фаворитом – пятикратным призером фестиваля. Он получил Гран-при с уточнением "за лучший дебют" (и жюри с ловкостью вышло из ситуации: Балабанову дали утешительный спецприз "За высокое профессиональное мастерство"). Еще – диплом "За дуэт" Ингрид Олеринской и Илье Любимову, исполнителям главных ролей. Еще – диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Приз Конфедерации Союзов Журналистов. И, что самое примечательное, "Большую Золотую Ладью" конкурса "Выборгский счет", в котором лауреатов определяют зрители. Тут первое-второе места оказались поделены с картиной "…в стиле jazz" Станислава Говорухина.


То есть, ползала каримовских зрителей своими "плюсиками" перебило оценки биткового зала говорухинского, а этот мастер старой школы давний любимец выборжан. Если, конечно, подсчеты второпях были верны… Не знаю, когда Геворг Нерсисян – глава фестиваля "Окно в Европу" и компании "Парадиз" – решил прокатывать фильм Каримова (до или после такого фестивального успеха), но в любом случае дальнейшая судьба этой картины и этого автора очень интересны.

Каримов – автор "Неадекватных людей" в самом прямом смысле слова: сам написал неглупый и весьма занятный сценарий, сам смонтировал картину, сочинил музыку и песни, которые и спел. Учтите еще два обстоятельства: это дебют и бюджет фильма не превысил ста тысяч долларов.

26-летний (на момент Выборгского фестиваля) переводчик Роман Каримов – уроженец Уфы. С 2003-го по 2005-й жил в Лондоне, где работал продюсером и креатором на нескольких европейских телеканалах. Вернулся на родину, а затем переехал в Москву. На известной студии "Муха" трудился супервайзером пост-продакшна (обработка материала после собственно съемок), сам пробовал делать клипы, снял две короткометражки. На пресс-конференции в Выборге рассказал, что написал пару сценариев, отвергнутых "всеми" за мрачность, и тогда на спор сочинил "Неадекватных людей" – предельно "дешевых". Нашел инвестора и без всякой господдержки сделал картину, потратив всего 14 дней на съемочный период.

"Неадекватные люди" абсолютно вписались в тенденцию, все набиравшую силу, да ярко проявившуюся в прошлом году: многие наши арт-режиссеры научились делать малобюджетные проекты. Их состав понятен: по возможности интригующая (смерть – обязательный, извините, ингредиент) история на пару-тройку основных персонажей снимается на природе или в художественно освоенном реальном интерьере в основном крупными планами (чтобы максимально удешевить процесс). Не у всех и не во всем получается арт, "Неадекватные люди" тоже собственно киногенией особо не блещут, да взяли, как видим, свое.

Такая история создания картины, захватившей столько призов на втором по значению отечественном фестивале, дает критикам повод сравнить фильм с малобюджетным американским кино. Осталось дождаться конца проката и взглянуть на сборы, сделанные в среднем каждой из 80 копий. Придется, конечно, ввести коэффициент на недоверие аудитории к российскому продукту, на пиратство и на отсутствие серьезной рекламной поддержки (обо всем этом уже скучно и говорить), но все-таки – станет ли сия финансовая "золушка" – "принцессой"?
"Американскую" модель нетрудно увидеть и в содержании, и в самом строении картины. Внешне чрезвычайно похожая на жизнь, она ловко прикидывается "реализмом" – на самом деле, автору весьма удался баланс между условностью и правдоподобием. Пока Каримов не сделает хотя бы второго фильма, нельзя предположить – такой у него дар или "само собой" вышло.

Первое, что покоряет в "Неадекватных людях", это диалоги: не привычное в интеллигентских семьях старшего поколения любовное подтрунивание друг над другом, а безапелляционное нынешнее общение между близкими и коллегами – в достаточно требовательном варианте. С теми, кто не способен достойно отвечать, через пять минут не о чем и говорить. При этом – артистично, иронично, с постоянными подколками. Встретишь такой диалог – и это не репризы – море удовольствия получаешь. В жизни в подобной концентрации он бывает крайне редко, в нашем кино – и подавно.

Неадекватные люди" – лирико-комедийная драма с элементами гротеска. Имеет совершенно предсказуемую сюжетную схему и такие же, известные по множеству фильмов, ходы. Встречаются двое: тридцатилетний мужчина и старшеклассница. Ничего общего внутренне, а внешне – они всего лишь соседи по лестничной площадке.
Темноглазый грустно улыбающийся Виталий решает начать новую жизнь, а ужасная прошлая периодически возникает в его мозгу быстрыми черно-белыми вкраплениями. Умник, он хочет и быть, и казаться "идеальным человеком"; в помощь ему – советы и книжка друга-психотерапевта (Евгений Цыганов) "Жизнь с чистого листа". Кристина же, с ее полупрезрительным и в то же время сонным до поры взглядом светлых глаз, – обычная непослушайка современного разлива: отвращение к условностям и малейшему давлению, наушники, острый язык. Соседа она поначалу характеризует зубодробительным словечком "задрот", которое, оказывается, в молодежном сленге имеет несколько разных значений, кроме бранного.

Виталий устраивается переводчиком в женский журнал "Хулиган/ка", его ближайшее окружение – босс Марина (Юлия Такшина) и коллега Света (Анастасия Федоркова). У Кристины – мама (Марина Зайцева), подружка (Полина Иосилевич) и ухажер (Артем Душкин).
Все вместе они сложены в систему образов, которая позволяет их автору в ироничной манере, с точно найденной степенью жесткости/мягкости осмеять-поиздеваться над глупостью офисных порядков. Над увлечением (далеко не поголовным, пришедшим, конечно, из фильмов Вуди Аллена, на что есть и прямое указание в картине) психоаналитической помощью. Над стереотипами из разряда мужское-женское. А также над многими "вечными" (читай: давно архаичными) общественными и семейными условностями, маскирующими неискренность людей в жизни.

Абсолютно все персонажи фильма на удивление искренни – вот в чем сущностная особенность картины, ее отличие от тысяч других. История и ее мораль в целом поданы легко, бодро, да к тому же чрезвычайно позитивно по тону и финалу, но главное – герои. Они откровенны в большинстве случаев друг с другом – не скрывают чувств, и говорят-спрашивают без обиняков даже о самом личном. И они прозрачны зрителю – тот не принужден гадать, с каким лешим, пардон, имеет дело.

А в результате мы симпатизируем каждому – даже маме, которая своими страхами и комплексами портит дочери жизнь, даже боссу Марине – бедняжке, живущей без чувства минимального удовлетворения, толстой и противной подружке Нинке… Тут надо особо отметить: все актеры типажно совершенно точны и просто блестяще работают – что особенно удивительно при той поистине сериальной скорости, с которой снималась картина.

В жизни люди обычно гораздо более хитры (с коллегами, начальством, вообще в социуме) и скрытны (с близкими). Мы бережем любимых от нашего собственного нелицеприятного мнения, мы скованы теми самыми условностями, не хотим огорчать родных какими-то фактами, часто не можем рассчитывать на понимание. Нам в жизни – трудно. А в пространстве этого фильма – легко. Вот эффект картины, на котором и строится такое благоприятное от нее первое впечатление.

Я тут именно про впечатление, а не про ошеломляющий успех: выборгский просмотр – не показатель, ибо фестивальная аудитория всегда измучена концентрацией кинематографа, особенно плохого и/или мрачного, на единицу времени. К тому же, повторюсь, там сеанс "Неадекватных людей" состоялся после очень трудного по восприятию и смыслу "Кочегара" – и всеобщее воодушевление от "Неадекватных людей" случилось по принципу контраста.

Второй просмотр картина выдерживает, увы, гораздо хуже. Мы знаем уже, что именно совершил мужчина Виталий в той жизни, которую он решил оставить, воспоминания о которой его, нас уверяют, ужасно мучают. Не впадая в "достоевскость" нельзя говорить о раскаянии после преступления, а комедийная мелодрама не предполагает классической серьезности (и такой вот искренности). Если по жизни судить, то получается одно: если наш герой на свободе после совершенного, значит, дал взятку, причем немалую. Он же – адекватный времени человек…
И это соображение с первых минут повторного просмотра парадоксальным образом сваливает картину с плато реалистичности в бездну милой такой киношки.

Сейчас Каримов снимает черную абсурдистскую комедию "Вдребезги".


Страницы: 1 2 3 4 5 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.