Сегодня 16 апреля, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Евгений Гришковец
Евгений Гришковец
Голосов: 4
Адрес блога: http://e-grishkovets.livejournal.com/
Добавлен: 2008-01-12 19:32:35 блограйдером Robin_Bad
 

18 сентября

2015-10-01 01:58:24 (читать в оригинале)

Здравствуйте!

Как же хорошо, как я рад, что этот дневник не интерактивен. Я уже неоднократно выражал свою радость по этому поводу и теперь выражаю её снова. До меня же только едва-едва, да и то совершенно случайно долетают какие-то отклики обсуждений моих высказываний. Да и то обсуждается то, что перепечатывают газеты.
Здорово, что я не знаю того, как меня поливают грязью в очередной раз те, кто называет себя и числит либералами. Мне совершенно неинтересно то, какими клеймами меня клеймят…

Я с удовольствием открыл сезон и сегодня в третий раз пойду на сцену. Исполнять спектакль «+1» про одиночество. Вчера играл спектакль «Прощание с бумагой». Завтра буду исполнять «Как я съел собаку», где в сегодняшней версии главным мотивом является тема свободы и природного страха человека перед государством. Эти спектакли для меня актуальны, живы и содержательны вне зависимости от того что происходит в нашей внешней политике, что творится в экономике и чем живёт мир за нашими пределами.

Одно неприятно, и весьма! Я устал оказываться прав в конечном итоге и по прошествии времени. Мне очень и очень хочется ошибаться в своих оценках и особенно в прогнозах. Когда я ошибаюсь, то часто радуюсь. Но, к сожалению, … я это совершенно искренне говорю, прогнозы мои и оценки почти всё время оказываются некой печальной констатацией.
По этой причине постараюсь как-то в ближайшее время воздерживаться от оценок, прогнозов и чувствительной реакции на происходящее.

Ваш Гришковец.



15 сентября

2015-10-01 01:53:01 (читать в оригинале)

Здравствуйте!

Вчера был в городе Кирове, исконное название Вятка. Был в этом городе по причине для меня приятной и радостной. Мне вручили литературную премию Салтыкова-Щедрина за сборник прозы «Боль». Хотя я думаю, что премию мне вручили не именно за эту книжку, а за совокупность литературных работ.
Я был рад получить эту премию. Мне давно уже никаких премий не давали. И очень давно ни на какие премии не номинировали. Давно не видел себя не только в шорт-листах, но и в лонг-листах наших основных литературных конкурсов и премий. А тут, как я понимаю, не было ни шорт-листа, никаких других Листов, потому что в этом году никто другой в качестве кандидата на получение премии Салтыкова-Щедрина не рассматривался. Так что поехал я в Киров в хорошем настроении и без малейшего скепсиса.

Премию мне вручили в очень приятном маленьком доме-музее, в котором жил во время ссылки совсем молодой чиновник Салтыков. Псевдоним Щедрин он увёз с собой из Вятки. Музей очень хороший. Городу посчастливилось в том, что дом, который снимал ссыльный Салтыков, сохранился практически в первозданном виде. Этот дом интересен скорее как памятник и музей провинциального быта середины девятнадцатого века. Да ещё любопытно посмотреть, как жили ссыльные. А жил конкретно ссыльный Салтыков очень себе неплохо. Написал совсем юный и критически настроенный Миша Салтыков неполиткорректную повестушку, напечатали её в журнальчике, разгневались на него и сослали двадцатидвухлетнего полулитератора-получиновника в Вятку. Ссыльный прибыл, снял себе большой дом с подворьем, поступил на должность… Приехал со слугой, впоследствии был у него, насколько я понял, и кучер, и кухарка. Сделал он себе в Вятке быструю карьеру, стал советником губернатора, а под конец ссылки ещё женился на дочери вице-губернатора и уехал. Судя по всему, ссылка была неплохая. Да и вообще ощущается, что литератор, даже юный, заслуживал внимания… Известно, что в Вятке Салтыков ничего не написал. Был занят службой, служил, судя по всему, рьяно и накопил большой опыт, а также материал для дальнейших своих литературных шедевров. Слово «шедевры» я употребляю без малейшей иронии.

Встречали меня у входа в дом-музей с хлебом-солью барышни в национальных одеждах, спели мне песню, я ужасно смущался, потому что, по правде сказать, никогда меня с хлебом-солью нигде не встречали. Я видел много раз, как это происходит, видел в кино и по телевизору. А тут было со мной и впервые. Чувствовал себя полностью не в своей тарелке, но всё равно было приятно.
Вручали мне премию и поздравляли и глава города, и губернатор, было много прессы и были собственно те люди, которые меня на премию Салтыкова-Щедрина выдвинули… Все говорили какие-то не бессмысленные слова, в основном, не про меня.
Я видел, что для людей, которые присутствовали на церемонии, да и для города в целом, происходящее было событием. Событием приятным, радостным… Эта премия существует не так давно, я четвёртый лауреат, и людям было важно, что я приехал, что не отнёсся к их премии как к чему-то провинциальному и незначительному, и я всячески старался подчеркнуть, что для меня это тоже важное событие. При этом ни капли не лукавил.
С Вяткой связана жизнь не только Салтыкова-Щедрина, были и другие ссыльные. В их честь в Кирове также существуют премии. Премия Александра Грина и премия Герцена. Но премия Александра Грина вручается за детско-юношескую литературу, а в этом направлении я не преуспел. Премию же Герцена… ну сами посудите, где я, и где Герцен.

Киров в этот раз встретил меня прекрасной погодой, я в первый раз видел этот город без снега. Увидел, что люди по улицам ходят нарядные… Да и вообще я провёл хороший радостный день. Вчера в кукольном театре дал творческий вечер, которым вполне удовлетворён, потому что были глубокие и настоящие вопросы. Вопросы, на которые хочется отвечать. После вечера слышал забавные комментарии. Люди удивлялись самим себе и радовались тому, что в городе живут умные и интересные люди.

Я же хорошо понимаю, что премия Салтыкова-Щедрина, которая вручается за сатиру, так звучит само определение и назначение премии, попала мне в руки не совсем по адресу. Я никогда даже не думал в направлении сатиры. Но всё-таки в своих лучших произведениях Салтыков-Щедрин не был сугубо сатириком и его «Господа Головлёвы» это просто большая русская литература. И в «Селе Степанчиково» Достоевского я вижу глубокую связь с теми же самыми «Господами Головлёвыми».
Я с детства не любил Салтыкова-Щедрина, мне не хотелось читать его сказки, которые входили в школьную программу. Мне было неинтересно следовать указаниям учителя и понимать то, как «автор бичует» российскую действительность, мне было жалко и Премудрого Пескаря и мужика, который прокормил двух генералов. А в сегодняшней российской действительности мне так многих жалко и также не хочется следовать указаниям.
На третьем курсе университета мне пришлось пересдавать экзамен по русской литературе 19 века как раз по причине Салтыкова-Щедрина, которого я игнорировал. Только потом я пришёл к восторгу от чтения удивительной литературы, написанной Салтыковым-Щедриным. Берусь утверждать, что все авторы антиутопий в двадцатом веке, просто дети по сравнению с Михаилом Евграфовичем.
Врученная мне вчера премия меня вдохновила, а общение с кировскими-вятскими читателями порадовало.
Завтра у меня фактически начинается театральный сезон, сыграю в Москве подряд четыре спектакля: «Одновременно», «Прощание с бумагой», «+1» и «Как я съел собаку». Получится этакая ретроспектива. Давненько не играл эти спектакли, очень по ним соскучился и жду от грядущих четырёх вечеров того, что всегда происходит в начале сезона после длительного перерыва. То есть жду от самого себя новых интонаций и каких-то новых смыслов в давно сделанных и много раз сыгранных текстах. Вот собственно всё, что я хотел написать сегодня и чем хотел похвастаться.

Ваш Гришковец.



12 сентября

2015-10-01 01:51:57 (читать в оригинале)

Здравствуйте!

Прошлой ночью у меня дома, в моём кабинете случилась музыка…

Это странно звучит, но именно так и произошло. Уже собираясь ложиться спать, я взял в руки пульт и, скорее машинально, включил телевизор.

По обыкновению телевизор был выставлен на канал Культура. В ночном эфире я скорее всего ожидал увидеть какое-нибудь чёрно-белое американское или европейское кино, или многофигурную оперу, или неизвестного мне, но всемирно известного дирижёра за пультом перед оркестром в зале, который обязательно посещали знатоки-любители симфонической музыки… То есть, я ожидал увидеть то, что обычно через пару секунд переключаю или выключаю телевизор вовсе.

Но тут я увидел и услышал другое. Я услышал тягучую, неспешную музыку, а на экране, как мне сначала показалось, виолончель и виолончелиста. Музыка и изображение были такими удивительными, что я просто сел напротив телевизора и замер.

Я увидел почти тёмный экран в центре которого ярко высвечивался музыкальный инструмент, на первый взгляд определённо виолончель, смычок, две руки, которые были видны от локтя до кончика пальцев, пюпитр с нотами и над всем этим… менее рук, инструмента и нот освещённое лицо с седой небольшой бородой и в обрамлении длинных седых волос. На лице ещё были очки: тонкие, круглые. Лицо было наклонено вперёд и устремлено взглядом на пюпитр. Кто этот человек, что, какое произведение он исполнял, где и когда это всё происходило, мне было неизвестно. Но то, что я увидел и услышал было завораживающе прекрасно.

Музыкант определённо играл в каком-то средневековом сводчатом пространстве, скорее всего в какой-то церкви или обители. За спиной у него были то ли распахнутая дверь, то ли открытое очень большое окно. А уже в этом окне или двери были видны едва различимые в темноте очертания гор.

Музыкант был освещён четырьмя небольшими софитами. Всё же остальное помещение было тёмным и едва угадывались стены и своды. Он, как будто завис в тёмном воздухе в небольшом тёплом шаре света. Не было видно, на чём он сидит, и сидит ли он вообще… Были видны только руки по локоть и лицо.

Лицо его было столь значительно, сосредоточено и прекрасно, что оторваться от него было невозможно. Но кроме сосредоточенности оно практически ничего не выражало. Губы были неподвижны, человек не качал головой, никакие мышцы на его лице не сокращались… Волосы его, обрамляющие лицо, не качались ни от движений человека, ни от дуновений. Рука же со смычком и рука, двигающаяся по грифу, существовали как будто отдельно от лица, и были, наоборот, напряжены и выразительны.

Однако, присмотревшись и привыкнув к тому, что вижу, я разглядел удивительное выражение лица, совершенно неизвестного мне музыканта. Это было выражение могучего внимания и бесконечного интереса. С таким лицом мудрые люди или большие учёные читают глубокие тексты или научные труды.

Музыка была необычная. Необычная для виолончели. В звуках этой музыки не было очень высоких и торопливых звуков. Смычок двигался как-то замедленно, да и держал музыкант его как-то странно. Только спустя какое-то время я увидел, что и виолончель-то не совсем виолончель. Какая-то она небольшая, не изящная, без характерной талии… Гриф какой-то у неё широкий и струн очевидно больше, чем четыре.

(Это я уже потом поинтересовался и узнал, что смотрел и слушал я концерт великого гамбиста, каталонца, Жорди Саваля. А инструмент, на котором он играл, называется гамба, если он гамбист. )

Я совсем не знаток симфонической музыки. Камерной тоже. Старинную музыку… знаю ещё хуже. К тем, кто играет на старинных музыкальных инструментах испытываю искреннее почтение и уважение. Это бескомпромиссные люди. Но от меня всё это очень далеко.

В данном же случае мне было не важно, на каком человек играет инструменте, чьи произведения он исполняет, как его зовут… В интернет я заглянул после того, как концерт уже закончился. Я попросту не мог оторваться. Мне было неважно.

Я просто совершенно неожиданно нажал на пульт телевизора и увидел и услышал чудо. Ночью. Перед сном.

Музыка была прекрасная… Но, совершенно уверен, что если бы я не видел человека, исполняющего эту музыку, если бы это происходило не под этими тёмными сводами, не на фоне окна, не в свете четырёх маленьких софитов… если бы это исполнял какой-то другой человек, или он был бы иначе одет… Наверное, через пару секунд я выключил бы телевизор и лёг спать.

Я увидел невероятное единение человека с инструментом, музыкой и пространством. Было видно, что если не существовало бы такого инструмента под названием гамба, то этот человек ни за что бы не стал тем, кем стал. И если бы не было этого человека, то гамба ни за что бы так не прозвучала… А стало быть, не случилось бы того чуда, которое я наблюдал и слышал. То же, что я видел и слышал было торжественно, мудро, печально и… прекрасно.

Это потом я прочитал и про инструмент, и про музыканта… Но мне уже хватило жизненного опыта и мудрости не начать искать других исполнений концертов этого музыканта и не пытаться начать слушать музыку исполняемую на гамбе. Я понял сразу, как только концерт по каналу Культура закончился, что такого чуда повторить и продлить его будет невозможно.

Мало того, что музыкант совпал с инструментом, а потом совпал с музыкой и пространством… Это ещё всё совпало с моим ощущением времени, жизни, возраста, начинающейся осени и прочее, и прочее, и прочее.

Просто, когда концерт закончился, музыкант встал со стула, зазвучали аплодисменты, исполнитель кланялся, а потом экран почернел, и по нему поползли буквы титров……. В этот момент я понял, что чудо музыки в моём кабинете, в моём доме и в моей жизни на данный момент закончилось, и не известно, когда случится снова с такой силой.

Музыка закончилась и надо ложиться спать. А сон казался совершенно недоступным. Сон улетучился. После музыки навалилась ночная тишина уже уснувшего дома, уснувшего города. Но сон исчез…

А потом, спустя какие-то минуты, вдруг пришла радость. Радость от того, что я вдруг подумал, что уже буквально через какие-то три дня я выйду на сцену один к зрителям в своём пространстве, в своём времени, со своими словами… Музыка, конечно, прекраснее, но я не музыкант. И буду делать то, что умею и люблю.

Я соскучился по сцене.

Ваш Гришковец.



19 сентября

2015-10-01 01:49:51 (читать в оригинале)

Здравствуйте!

Хочу дать несколько рекомендаций и обратить внимание тех, кто прочтёт эту запись, на несколько фильмов, которые я видел в программе Сахалинского кинофестиваля в августе. Эти картины вряд ли увидят широкий экран и, боюсь, что могут пройти мимо тех людей, которые кино любят. Боюсь, что эти фильмы могут затеряться среди более громких кинособытий и тех, кому возможно, эти фильмы нужны останутся без них. А их лучше посмотреть сейчас, потому что это кино сегодняшнее, оно свежее. Живое.

Очень рекомендую посмотреть картину «14+» Андрея Зайцева, картина очень простая и ясная, в которой простота совсем даже не хуже воровства. Это история первой любви в 14 лет, история сделанная без сладости и умиления перед нежным возрастом и при этом вовсе без ненужной грубой «социалки», при этом любовь эта случается в очень точно снятом и отображённом городском пейзаже в обычном спальном районе, который не прекрасный, не ужасный, а просто такой какой есть. И в такой городской среде живёт подавляющее большинство городских жителей нашей страны. Картина трогательная, точная и позволяющая вспомнить свою первую любовь в этом возрасте, если таковая случилась. Я так свою вспомнил. Причём вспомнил вплоть до мельчайших деталей. А до фильма казалось, что забыл.

Я вспомнил, что был влюблён в девочку, которая была на полгода меня младше, а мне было 14. Я даже вспомнил её имя. Юля Костенко. Это была летняя влюблённость в городе Жданове, ныне Мариуполе. Было море, было даже купание на закате, были робкие прикосновения и целый океан фантазий и желаний. Я переписывался с ней всю зиму и ждал следующего лета, а когда снова приехал из Сибири к морю, то увидел Юлю Костенко с парнем шестнадцати лет, с которым я даже рядом не мог постоять. Он был загорелый, весь какой-то упругий, с золотой фиксой и наколкой на левой руке «Толя». То есть фильм «14+» очень точная история и очень сегодняшняя, при этом по причине своей точности — вечная. И картина сделана в самых лучших традициях фильмов семидесятых и восьмидесятых годов о школьном возрасте.

Очень рекомендую посмотреть фильм Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Это крайне самостоятельная и очень жизнерадостная картина. В ней много такого, что может оттолкнуть от неё чистоплюев, но тем не менее это необычное произведение можно назвать нежным пост-панком. Фильм самобытный, и я бы даже назвал его этаким подмосковно-дачным «Бойцовским клубом». Картина почти наверняка удивит, и я надеюсь, многих порадует. А ещё в этом фильме вы можете увидеть классных молодых актёров… Первоклассных просто!

Всячески рекомендую потратить полтора часа жизни на фильм Вани Вырыпаева «Спасение». С уверенностью могу сказать, что это не лучшая его работа, а первое его настоящее кино. Я знаю историю трансформации художественного замысла этого фильма. Начинал смотреть его с серьёзным предубеждением, а к концу был счастлив. Счастлив тем, что не одинок… Только должен предупредить, что первые полчаса этого фильма нужно потерпеть. Первые полчаса картины могут от неё оттолкнуть. Но если перетерпеть, то будет возможность получить большое и очень жизнеутверждающее впечатление. События в картине происходят немножко в Польше, а потом, в основном, в Тибете. Герои фильма говорят по-польски и по-английски, нужно быть к этому готовым. Но фильм Вани Вырыпаева не пытается изображать некое иностранное кино. Это очень наше кино, просто снятое не в России. Главную героиню играет непрофессиональная актриса, а вовсе даже театральный художник. То, как ей удалось исполнить свою роль и как режиссёру удалось её снять… В случае, если досмотрите фильм до конца вы точно эту героиню не забудете.

На Сахалинском фестивале у меня сложилось очень радостное ощущение от того, что тот тренд в современном российском кино, который был фактически возглавлен пресловутой Валерией Гай-Германикой, перестал быть трендом. Презрительное отношение к презренным людям на экране перестало быть желанным теми людьми, которые сейчас делают новое кино. Я не увидел на фестивале героизации мерзости.
Не могу сказать, что то, что происходило на Сахалинском фестивале, говорит о начавшемся процессе, о некоей новой волне… Но некий новый контекст начинает складываться. И это меня очень радует, это даёт мне надежду. К тому же я видел и ощущал, как перечисленные мною новые картины видел, слышал и воспринимал, в сущности, обычный зритель. В зале на 700 мест было немного участников фестиваля и профессиональных кинематографистов. В своём большинстве в зале были жители Южно-Сахалинска — так называемые обычные зрители.
И вот эти зрители не очень приняли новый фильм Меликян «Про любовь», который недавно получил гран-при фестиваля «Кинотавр», на котором как раз его смотрели с восторгом люди, занимающиеся кино, а не «обычные»зрители. На Сахалинском фестивале зрители ждали этой картины, они знали, что фильм удостоен гран-при авторитетнейшего в России фестиваля. Они помнили предыдущий фильм Меликян «Звезда», который им полюбился… Но именно в такой «обычной» и провинциальной зрительской среде выявляются фальшивки.

Я рад тому, что увидел и почувствовал на Сахалинском фестивале, я очень надеюсь на то, что самобытное отечественное кино не будет тяготеть к тому, что вообще не свойственно русской культуре, русскому искусству.
Есть, определённо есть международное распределение труда и обязанностей. То, что умеют делать японцы, совершенно необязательно могут сделать аргентинцы, и наоборот. Вот никак не могут в России понять, что не надо нам играть в футбол на европейских и мировых чемпионатах. А итальянцам, испанцам и португальцам нечего даже пробовать играть в хоккей. Но только испанцы с португальцами это понимают и не пытаются, а наши про футбол не понимают.

Жёсткое, сугубо-социальное, беспросветное, человеконенавистническое искусство прекрасно умеют делать немцы, англичане, скандинавы… Они это делают так, как никакой Гай-Германике никогда не удастся, к тому же они это делают давно, а у нас в связи с этим всегда будет «вторяк».
Зато так как у нас делали, писали, снимали, ставили что-то неспешное, глубокое, тонкое, крупноплановое, а главное, гуманистическое искусство, так никто делать не умеет. И именно этого от нас ждут и хотят. И мы сами этого от нас самих ждём и хотим.

Ваш Гришковец.



3 сентября.

2014-09-05 06:00:00 (читать в оригинале)

Здравствуйте!

Лето закончилось. Всё. Звонят друзья, приятели, которые на лето потерялись. Возвращаются, хотят встречаться. Последние дни только и отвечаю на вопрос: «Как дела? Как сам? Как семья?» Я говорю им: «Всё хорошо…, если бы не Украина».

У меня действительно всё хорошо. Я провёл лето с семьёй и было много радостей. Я пишу новый спектакль и чувствую, что получается. В субботу женился младший брат Алёша. Женился на хорошей и любимой им барышне. У них у обоих есть работа и перспективы. Старшая Наташа перешла на второй курс. Сын Саша идёт в 4 класс. Маша загорела и вытянулась за лето. Родители были на свадьбе счастливые. Все здоровы. Всё хорошо!

Я как мантру твержу про себя: «Всё хорошо, всё хорошо, всё хорошо». Я уговариваю себя, убеждаю: «Всё хорошо». Но не могу отогнать, хоть на время забыть и не чувствовать тревогу и какую-то душную тоску. Я смотрю на детей, который занимаются своими чудесными детскими делами, не обращая внимания на работающий телевизор, по которому изо дня в день идут только военные новости, и сердце холодеет и сжимается от тревоги и тоски. От страха за них и за тот мир, который их ждёт, тот мир, в котором я не смогу их защитить, мир, который рушится и рвётся прямо сейчас. Рушится безвозвратно.

Я чувствую свою полную беспомощность и вижу свои слабые руки… слабые, чтобы уберечь и защитить даже самое дорогое и любимое.

А дома всё хорошо… Хорошо кроме новостей в телевизоре. И, значит, не хорошо.

Всё лето я много говорил и спорил об Украине, о происходящем, о Путине, об Америке. Всё лето. Много! Бесконечно говорил по телефону. Написал тысячи смс. Я слышал проклятия в свой адрес и в адрес моей Родины. Я слышал дикости во славу моей Родины. Я слышал непонимание моей Родины. Я говорил и слушал, слушал и говорил. Несколько раз и сам срывался на проклятия. Я смотрел новости, аналитические программы, читал и читал интервью, статьи…

Сейчас же я хочу сказать очень спокойно то, что я обо всём этом думаю. Сказать тем, кому хоть как-то интересно то, что я думаю, и не безынтересен я сам.

Это не программное заявление, не манифест и не анализ происходящего. Это просто то, что я думаю. Я так считаю… Это мои личные, исключительно частные соображения. Что-то мне самому в моих мыслях кажется наивным, эмоциональным и банальным… Но я так думаю. Я так считаю…

Я ТАК ДУМАЮ

Я пишу это и чувствую себя ужасно одиноко. Ужасающе! Потому что я давно не слышу тех, с кем был бы согласен.

Мне всегда было важно в процессе наблюдения и переживания разных времён и политических передряг найти человека, который был бы профессиональным политиком, политологом, аналитиком, журналистом… Человека более моего информированного, знающего, умного, и при этом профессионала, которому бы я доверял и как-то соотносил своё мнение и видение происходящего с его более глубоким и основательным. Проще говоря, мне важен был кто-то, способный объяснить мне суть политических и экономических процессов. В таком человеке мне важно было всё: от репутации и способа высказывания до стиля одежды. Такие были. Теперь нет. Давно. А в последние месяцы нет и в помине. Я не согласен со всеми. Есть те, кому я верю, но нет тех, с кем я согласен.

Я не согласен с Михалковым и не согласен с Макаревичем, с тем, что он говорит и делает. Я не согласен с Эхо Москвы и каналом Дождь не согласен, я не согласен с Первым каналом, НТВ и Россией 24. Я не согласен с BBC и CNN. Я не согласен с Путиным, не согласен с Обамой и Меркель. Я не согласен с выбором украинского народа. Не согласен как с их выбором европейского пути, так и не согласен с тем, кого они выбрали в качестве президента. Я не согласен с тем, вокруг чего сейчас так сплотилось российское общество. Я не согласен с той войной, которой не видно конца и края.

Я очень мало высказывался о происходящем. Но даже тех моих нескольких высказываний хватило для того, чтобы в нескольких украинских городах сожгли мои книги, хватило, чтобы потерять много знакомых, приятелей и даже друзей.

Я с этим не согласен! Я не согласен с тем, что так можно относиться ко мне и моим книгам только потому, что я не согласен с теми, кто решил мои книги сжечь, а также сжечь всяческие отношения со мной. Я не согласен с тем, что так легко можно что-то сжигать.

Я не согласен с тем, что у меня берут интервью украинские или российские журналисты и не публикуют его только потому, что я сказал не то, что хотели от меня услышать. Не согласен с тем, что эти интервью исчезают, будто этих разговоров не было.

А сейчас я хочу высказаться, чтобы те, кому это интересно, узнали от меня, что я частным образом думаю. Я выскажусь, чтобы кто-то перестал меня подозревать в том, в чём меня подозревать не стоит. Или чтобы кто-то утвердился во мнении, что его подозрения на мой счёт были не напрасны.

Сразу оговорюсь… Никаких писем в поддержку или же наоборот я не подписывал. Ни в каких списках протестующих или одобряющих моего имени нет. Правда, мне и не предлагали ничего подписывать. Так что и факта гордого и смелого отказа в моей биографии нет.

Так вот… Я думаю…

Я думаю, что то, что происходит сейчас – это страшная катастрофа, причины которой коренятся очень глубоко в истории, а последствия будут такими тяжёлыми и неизбывными, что и представить сейчас нельзя. (Простите мне эту банальность, но я так думаю. Я часто бываю банальным в своих соображениях об истории и политике).

Я думаю, что то, что происходило в Киеве в конце прошлого года, а теперь происходит во всей стране, никакого отношения к борьбе за свободу не имеет. Однако, украинцы совершенно уверены, что они боролись и борются за свободу. Свобода же это такая таинственная субстанция!… О!!! О свободе я думаю очень много.

Как было сказано в одном стихотворении, которое я целиком не помню, а авторство мне неизвестно… Услышал как-то от кого-то, был впечатлён и запомнил одну строку: «Освобождение – залог не для свободы». Как же я с этим согласен!

Тот, кто пытается освободиться, никогда не будет свободен именно от того, от чего освобождается. Чем сильнее жажда освобождения, тем сильнее несвобода. Человек может стать даже рабом. Рабом идеи освобождения.

Мои украинские знакомые, приятели и друзья, многие искренне считают и даже уверены, что они свободнее нас, русских. Свободнее меня… Они убеждены, что эта свобода у них в крови. Этакая историческая свобода, непокорность и национальная гордость. Они всегда были вольными, но угнетёнными и порабощёнными, однако, несгибаемо хранили идеалы свободы. А мы, русские, наоборот, были и есть покорные судье и государю, а в силу этого мы, как считают мои украинские знакомые, склонны к порабощению других. Мол, сами несвободны, так и вы будьте покорны.

Со мной раньше часто, а в последнее время постоянно, украинские знакомые говорили в лучшем случае, как с дурачком, который ничего не понимает, витает где-то в просторах своей театрально-литературной фантазии и не видит через свои розовые очки тяжести и гнёта российской жизни. Они говорили со мной, как с тем, кто покорен судьбе и покорен Путину. Они делали такой вывод только из того, что я способен жить и работать в стране с мрачной диктатурой.

Все мои слова о том, что всё не так просто, что моё отношение к тому, как живёт моя страна, сложно, глубоко и многослойно… Что очень много людей, моих соотечественников и современников, совершенно искренне поддерживают или даже любят Путина, и при этом остаются нормальными, хорошими людьми, совсем не заслуживающими презрения и ненависти… Все мои слова о том, что я не пошёл на Болотную по целому ряду причин, но только не потому что я боюсь, вызывали у моих украинских знакомых этакую всепонимающую ухмылку. Мол, рассказывай, рассказывай… Я думаю, что если бы сказал им, что боюсь, это было бы им понятнее, и они, наверное даже пожалели бы меня. Но я говорил так, как говорил. И они мне не верили или считали слепым, глупым, а главное, несвободным.

На меня смотрели свысока и, в лучшем случае, как на человека неплохого, но заблудшего и оправдывающего свои заблуждения. В худшем случае меня легко и не задумываясь оскорбляли. Почему? А потому что я думаю иначе. По-другому. Какая же это, простите меня, свобода – презирать человека, который думает по-другому? Тут свободой и не пахнет!

Мне не раз приходилось общаться с сектантами разных сект, или с теми, кто открыл истину где-нибудь в Индии, или с жёсткими, ортодоксальными вегетарианцами (что тоже своего рода сектантство). Все эти люди считали и считают себя носителями особого знания и понимания жизни. Они уверены, что находятся на высшей, чем остальные, ступени развития и постижения мира. Они говорили со мной с высоты своего просветления и знания. Им была дана уверенность в своей непререкаемой правоте. У всех сектантов есть простая и ясная идея, которая даёт им эту уверенность. Убеждённость! Убеждённость в своей исключительности.

Я часто сталкивался с такой же уверенностью в своих украинских знакомых. Видел в них это явное превосходство над собой, видел идею. Идею национальной своей правоты и приверженности к свободе, которой во мне нет. Нет, потому что я живу в России. Живу и ничего для свободы не делаю. Только ропщу. Да и то, ропщу шёпотом и на кухне.

Я видел признаки этой идеи и национальной свой правоты в весьма образованных и умных людях. Они жили и живут этой идеей как огромная секта. Однако, жизнь простой идеей – это высшая форма несвободы. Я думаю – это рабство. Любые самые казалось бы лёгкие формы национализма – это рабство. А националистические идеи ясны, просты и сладки. Но они не имеют ничего общего со свободой мысли и духа. Нахождение всех исторических и философских объяснений национальными своими особенностями – это рабство.

Мне посчастливилось побывать в Африке. В Ботсване, Намибии. Я там встретил удивительно свободных, открытых и достойных людей. Они радостно шли на общение, не задумываясь, ни о каких расовых, социальных и прочих различиях между нами. Они в Ботсване, живя в саванне, не знали рабства. Они живут в мире людей и животных… А потом я попал в ЮАР. В Ботсване и Намибии я быстро привык совсем не опасаться местных людей, полностью им доверять и даже доверять им жизнь. В ЮАР я столкнулся сразу с ненавистью к себе со стороны внешне ничем не отличимых от намибийцев людей, столкнулся с желанием меня обмануть, обворовать, ограбить, или и того хуже. А это были такие же по происхождению люди, что и в Ботсване. Один этнос.

Именно там я со всей ясностью увидел, что рабство развращает в первую очередь и в гораздо большей степени не рабовладельца, а раба. Апартеид был, в сущности, рабством. У чёрных людей в ЮАР как не было прав, так же и не было никакой ответственности. Всё было просто: во всём виноваты белые, а они, коренные ни в чём не виноваты. Именно эта уверенность и сообщила им ощущение полного права меня ограбить и даже убить на их земле. А в соседней бедной Ботсване люди мне были рады просто как человеку. И не видели во мне объекта ненависти, зависти и наживы.

Как только кто-то приходит к убеждению или убеждён сызмальства в том, что во всём виноват кто-то иной, что вся ответственность за то, что происходит и идёт не так, как ему угодно, лежит на ком-то, а не на нём самом — он превращается в раба. Корень глубокой, давней и могучей ненависти к России с Лениным или с Путиным, с Петром I или с Екатериной II, ненависть, которую я видел и слышал в украинских моих знакомых кроется как раз в этом. В этой уверенности, что ответственность за все беды, за все бесконечные исторические неудачи и унижения целиком и полностью лежит на России, на Ленине, на Путине, Петре I, Екатерине II… ну и на мне, в конце концов. Потому что я так думаю. А я так думаю. Просто думаю – и всё.

А я думаю, что Украина ещё на первом Майдане открыла ящик Пандоры. Из этого ящика тут же явился Ющенко, смертельно больной патологической ненавистью к России. Он был так этим болен, что ничего не мог делать другого, кроме как ненавидеть мою Родину. Я думаю, он на работу ходил ненавидеть. Этой своей ненавистью он довёл страну до такого убожества, что Украина выбрала Януковича. И кто бы что ни говорил, а Януковича именно выбрали, избрали. Своего. Он не с Луны упал и не с российского самолёта спрыгнул с парашютом. Вот и вышло: был Ю, пришёл Я – последние буквы алфавита. Символично.

Кстати, я думаю, Янукович ненавидел Россию не меньше Ющенко. Он ненавидел её даже сильнее, потому что он её боялся. И Путина ненавидел и боялся. А ненависть плюс страх – всегда самая лютая и подлая ненависть. Если бы не ненавидел, не шантажировал бы, не врал, не пытался играть на два лагеря, не проявлял бы глупую спесь и не сотворил бы весь тот кровавый кабак, который мы сейчас имеем. Я думаю, что теперь русская земля горит у него под ногами. Я так думаю. Хотя, чертям огонь не страшен.

Думаю, что ненависть и свобода несовместимы в принципе.

Я думаю, что в крови на втором Майдане повинен именно Янукович. Я так думаю. Я не знаю. Но думаю так, что снайперы были именно его. Я думаю, Януковича, конечно, надо судить. И судить его должна Украина. Но только не сейчас. Позже. Иначе это будет слишком короткий суд. Да и судьи те, что сейчас у власти, тоже должны дождаться суда над ними. Я думаю, что и Яценюк и Турчинов должны сидеть на одной скамье с Януковичем, на одном суде. Но я думаю, никакого суда не будет или будет так нескоро, что фигуранты до него не доживут, или не доживут по другим причинам.

В том ящике Пандоры оказался среди прочих бед и Крым…

Весть об аннексии Крыма застала меня в Тбилиси. Первого марта я, глядя из столицы Грузии на происходящее, думал, что началась или вот-вот начнётся полномасштабная война. Как же я тогда испугался! Испугался за детей своих…

Я думаю, что Крым был аннексирован. Я так думаю. Балканский прецедент, на который так много ссылались Путин и компания в связи с Крымом, в данном случае считаю несопоставимым. Считаю, что Крым был вчистую аннексирован. И это ужасно!

Думаю, что тот крымский референдум был совершенно незаконным. Но также думаю, что люди голосовали на нём искренне и радостно. Думаю, что голосовали не под автоматами и не по принуждению в подавляющем своём большинстве. Хотя, может быть, кого-то и заставили… Могли, и было кому. Но большинство людей радовались. У меня телефон тогда не умолкал ни на минуту. Звонили из Севастополя, пели. Из Керчи, Феодосии. Тоже пели. Пили и пели.

Референдум был справедливый, но незаконный. Однако, о какой законности можно было говорить в стране, где, как я думаю, руководство было совершенно незаконным? Потому что власть они захватили, сбросив президента. И это было беззаконие.

Януковича свергли справедливо, но незаконно. Вследствие – получили справедливый, но незаконный референдум в Крыму. Беззаконная справедливость и свобода — разные вещи.

Как только кто-то уверует в справедливость без закона, тут же начинается кровопролитие и мракобесие.

Читать далее...


Страницы: 1 2 3 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Анекдоты»
Взлеты Топ 5
+3386
3395
pllux
+3357
3427
AlexsandR_MakhoV
+3354
3417
Simple_Cat
+3349
3432
Solnche605
+3344
3441
ДеВаЧкА-НеФоРмАлКа
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.