Сегодня 9 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

Краткость – сестра таланта

2017-07-18 16:44:00 (читать в оригинале)

Недельная глава «Матот»

« И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: вот слово, которое заповедал Г-сподь: если кто-либо даст обет Г-споду или поклянется запретить (что-либо) себе, то да не осквернит своё слово; все, как вышло из уст его, исполнит» (Бемидбар, 30:1,2,5).



В недельной главе Тора предостерегает того, кто дал обет – хранить его и не осквернять то, что изрекли его уста. Зоар (Ваикра, 15а) объясняет, что нарушая обет, человек лишает свой рот святости. Из этих слов Зоара мы учим, что рот того, кто не оскверняет его, считается святым. Виленский Гаон в послании домочадцем называет рот «Святая Святых». Он обращает внимание своих домочадцем, с какой осторожностью человек должен относиться к каждому слову, выходящему из уст. По его утверждению, человек должен не только остерегаться не говорить запрещённые речи, но также следует стараться избегать пустословия. Ведь чем дороже вещь, тем человек её больше оберегает и не пользуется ей впустую.







Думаю, тут будет к месту привести вопрос и ответ на него.

Вопрос:

Известна пословица: «краткость – сестра таланта». Есть ли в Талмуде что-либо похожее?

Ответ:

Прежде всего, разрешите подметить, что крылатое выражение «краткость – сестра таланта» не является пословицей. Это цитата из письма А. П. Чехова своему брату, в котором он даёт советы, как наилучшим образом (со стилистической точки зрения) написать пьесу. Сам того не подозревая, Чехов сделал это выражение крылатым.

Что касается Вашего вопроса, несомненно, мудрецы не раз говорили о важности лаконичности. Однако обычно наши мудрецы связывают лаконичность не с талантом, а с мудростью. Так в Талмуде (трактат Псахим, 3б) сказано, что учитель должен обучать своего ученика «коротким путём». Основываясь на этих словах Талмуда, пишет Рамбам в «Законах о нравах» (2:4) следующее: «… речь мудреца должна быть краткой, а её смысл – глубоким. И это то, на что указали Мудрецы, сказав: пусть всегда учит человек своих учеников коротким путём. Если же много слов и мало смысла, то это глупость, и об этом сказано (Коэлет, 5:2): “Ведь пророческий сон познаётся по обилию смысла, а голос глупца – по обилию слов”».

Слова Рамбама помогут нам понять причину, по которой лаконичность связана с мудростью – мудрый вкладывает в каждое слово глубокий смысл. Пользуясь словами, содержащими в себе глубокий смысл, мудрый человек может немногими словами передать то, что глупец не передаст многословием. И это объясняет, почему Талмуд связывает лаконичность именно с мудростью, а не с талантом (ведь способный и талантливый человек не обязательно мудр, и поэтому не исключено, что он будет многословен).

Есть дополнительная причина лаконичности мудрого. Дело в том, что каждое излишнее слово уменьшает значимость остальных слов и их выразительность. Чтобы дать вес своим словам, мудрый человек не изрекает из уст речений, в которых нет необходимости.

Этот принцип мы можем выучить из высказывания мудрецов в трактате Хулин (89а). Там Талмуд приводит изречение рабби Ицхака: «В чём заключается основная задача человека в этом мире? Быть молчаливым (буквально: уподобиться немому)». Основная сила человека – его способность речи. И так видно из перевода Ункелоса на стих (Берешит, 2:7) «и стал человек (после его создания) душой живой»: «и стал человек душой говорящей». Чтобы придать силу этой способности, человек должен остерегаться пустословия. И это то, что имеют в виду мудрецы, говоря, что основная задача человека в этом мире – молчание».

И это мы можем видеть из продолжения изречения рабби Ицхака: «Пусть сомкнёт человек свои уста как жернова». Цель плотного смыкания жерновов – чтобы хорошо молотить муку. Чем плотнее они смыкаются, тем более отборная выйдет мука. Также и уста человека – чем плотнее они закрыты, не выпуская из себя ни единого необдуманного слова, тем они более отборные и качественные.

Подобное мы видим из слов мудрецов в трактате Мегила (18а). Там Талмуд образно говорит, что стоимость слова – одна монета, в то время как стоимость молчания – две монеты. Объясняет Хазон Иш: имеется в виду, что выразительность речи передаётся в большей степени воздержанием от пустословия, нежели чёткой подборкой подходящих слов.

Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"

автор текста: Рав Реувен Куклин


Мои твиты

2017-07-18 12:02:00 (читать в оригинале)

  • Пн, 12:13: Половину Эсаву и половину Йишмаэлю https://t.co/WRjzr4Io8i
  • Пн, 12:52: Картинка просто так... https://t.co/5JNb2a9yV0
  • Пн, 23:50: Новая запись в LiveJournal: https://t.co/3Eg3NTdSuR
  • Вт, 08:01: Новая запись в LiveJournal: https://t.co/0EQaRNnMAx
  • Вт, 09:54: Что обозначает шестиконечная звезда? https://t.co/cx0i60Q6Sq
  • Вт, 11:26: Чудесное средство аннулировать желания других https://t.co/BSU2XPfuYP


Чудесное средство аннулировать желания других

2017-07-18 11:26:13 (читать в оригинале)

Чудесное средство аннулировать желания других

Рав Хаим Воложинер открывает в книге «Нефеш Хаим» чудесное средство, как человек может отменить желания других, направленные против него. Для этого ему следует твёрдо сказать в своём сердце: «Всевышний — Б-г истинный, и нет, кроме Него, Благословенного, никакой силы в мире и во всех мирах…» и совершенно перестанет обращать внимание на какие-либо силы и желания в мире, направив свои мысли только к ЕдинственномуГосподину, благословен Он, и тогда также и Он аннулирует все силы и желания, чтобы не смогли совершенно повлиять на человека»
автор текста:


Что обозначает шестиконечная звезда?

2017-07-18 09:54:35 (читать в оригинале)

Вопрос:

Мой вопрос о шестиконечной звезде. Что она обозначает? Где про неё сказано? В Талмуде есть какое-то упоминание о ней?

Ответ:

Я не нашел в священных книгах (ни в книгах по каббале, ни в Талмуде, ни в других книгах) никакого упоминания о шестиконечной звезде, так называемом «Щите Давида», и не ясно, каково его происхождение.

От себя я бы сказал, что, возможно, шесть концов «Щита Давида» символизируют весь мир, все шесть его «направлений» – восток, запад, север, юг, верх, низ, а внутреннее пространство («седьмая часть») символизирует духовность, которая даёт жизнь всему материальному, окружающему её, подобно тому, как душа даёт жизнь телу[1].

Можно сказать и дополнительное объяснение, на что намекает шестиконечная звезда. Она составлена из двух треугольников, конец одного из них направлен вверх, а конец другого – вниз. Это, возможно, символизирует сущность человека, соединяющего Небеса (духовное) и землю (материальное).

[1] Поэтому число 7 в иудаизме связано с духовностью, дающей жизнь всему миру. Поэтому шабат – седьмой день, шмита – седьмой год и т.д.
автор текста: рав Реувен Куклин


Зачем нужно молиться, как робот, по сидуру?

2017-07-16 11:25:16 (читать в оригинале)

Вопрос:

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, зачем нужно молиться, как робот, по сидуру и произносить одно и то же каждый день, может быть, легче выражать свои проблемы и переживания своими словами?

Ответ:

Молитва сравнивается с просьбой, обращённой к великому царю. Царя просят о всевозможных нуждах. И молитва должна быть похожа на такую просьбу. Прежде чем предстать перед царём, человек хорошо обдумывает каждое слово, которое скажет, стараясь, чтобы его просьба была максимально точна, лаконична и изложена в подобающей форме; так он должен готовиться и к молитве. Если же человек, которому предстоит предстать перед царём, не находит оптимальной формы, чтобы изложить свою просьбу, он просит у мудрого человека помощи в формулировке. Так и тот, кто хочет изложить свою просьбу перед Царём царей: если не находит подобающей формы, ему следует обратиться к мудрецу с просьбой помочь сформулировать. И об этом говорит царь Соломон (Экклезиаст 5, 1):

«Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Б-гом, ибо Б-г в небесах, а ты – на земле. Поэтому да будут речи твои кратки».

Когда мужи Великого Собрания увидели, что человечество отдаляется от истинной мудрости и евреи не могут в подобающей форме высказать свои нужды перед Б-гом, они установили оптимальный текст молитвы. Текст построен так, чтобы дать возможность «вложить» в каждое из 18 благословений различные намерения, соответствующие просьбам человека.

Кроме того, есть возможность добавить личные просьбы, сформулированные молящимся, в 12 средних благословений. Благодаря этому молитва не превращается в автоматическое произнесение слов («как робот по сиддуру»).


Страницы: ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.