Сегодня 5 мая, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Леонид Каганов. Онлайн дневник.
Леонид Каганов. Онлайн дневник.
Голосов: 4
Адрес блога: http://lleo.aha.ru/dnevnik/
Добавлен: 2007-10-21 03:51:40 блограйдером Lurk
 

2013/08/02 - Якутия: парковка на паром

2013-08-03 00:45:34 (читать в оригинале)

В прошлом посте про Якутию я обещал рассказать о том, как в Якутии паркуются машины на пароме. Вот как вы думаете, уместится ли вот эта громадина:

Вот на этот паром:

ответ под катом
Внимательно следим:

А все потому, что очень точная парковка:

Оригинал заметки находится по адресу http://lleo.me/dnevnik/2013/08/02.html, там можно оставить комментарии.



2013/07/31_gas - Про сланцевую революцию

2013-07-31 19:48:03 (читать в оригинале)

Всё руки не доходили разобраться с историей про загадочный сланцевый газ. Но на прошлой неделе я сидел на даче и под настроение прочитал много разных статей. И теперь кратко вам перескажу, потому что штука интересная. Вкратце: сланцевый газ — это газ из таких глубин, куда раньше не докапывались. И его там не просто много, а целая адова пропасть:

Традиционная добыча газа состоит в том, чтобы нащупать под землей классическое газовое месторождение, проткнуть дырочку и вставить соломинку. Себестоимость такого газа составляет от 20$ за 1000m3. Газпром был до недавнего времени мировым лидером по экспорту газа, продавая его по 400$ — в основном, в Европу.

Сланцевый газ — другой природы. Он залегает очень глубоко (от 1.5 до 4.5 км), но не клубится там в одном месте, а мелко разбросан в слоях пород. Проткнуть дырочку не получится — сам газ не пойдет. Знали о нем давно (среди теоретиков были и советские ученые), первые опыты добычи состоялись почти 100 лет назад, но только сейчас американские технологии позволили добывать его в полный рост. Для добычи сверлится глубокая дыра (километра три), а когда пласт сланца достигнут, шахту поворачивают и дальше сверлят горизонтально — еще километра три. И еще несколько таких подземных ходов в разные стороны. Но даже так газ не пойдет. Наконец делают гидроразрыв — в шахту закачивают воду с 1% соляной кислоты и реагентов для лучшего растворения породы, и затем (я до конца не понял, это все-таки взрыв или плавное нагнетание давления) по всей длине горизонтальной части шахты в ее стенках появляются сотни змеящихся трещин во все стороны в толщу сланца. В итоге скважина, как дерево, получает разветвленную корневую систему на огромной глубине. И вот только тогда начинает щедро поступать газ.

Дело осложняется тем, что в таких глубинах температура достигает 150 градусов, давление 600 атмосфер (для сравнения: промышленный чугунный баллон высокого давления выдерживает 300 атмосфер). Ну а толщина сланцевого пласта может быть всего 5 метров, и выскочить за его пределы никак нельзя, поэтому бурить надо со сложным компьютерным мониторингом и моделированием. В общем, задача высокотехнологичная, на пределе инженерных мощностей. Неудивительно, что она была решена в той стране, где слова «интеллигенция» и «креативный класс» не являются ругательствами.

Себестоимость такой добычи — от 100$. Что касается объема запасов сланцевого газа, то сказать, что его на планете дофига — это еще мягко. В США газ всегда импортировали. Через океан это сделать трудно, но везли сжиженный из Катара, он стоил 500-600$. Далее происходит интересная вещь: несколько лет назад в США запустили сланцевые месторождения и цена газа в США резко упала — сегодня он стоит 140$:

По объемам газодобычи США сразу выходит на первое место в мире, потеснив оттуда Россию с Газпромом. Катарский сжиженный газ теперь нахрен в США не нужен — им теперь свой-то куда-то продавать надо. Поэтому газ Катара идет в Европу. Газовый рынок начинает лихорадить. Рыночная стоимость Газпрома как мирового концерна падает вдвое, а европейские партнеры начинают один за другим отказываться от закупок газа, и Газпром за ними бегает и судится: типа, в контракте написано, что вы обещали покупать до 2015 года по этой цене, никто вас за язык не тянул, продолжайте покупать.

Разумеется, событие такого масштаба порождает немыслимое количество слухов, конспирологических теорий, паникеров, «экспертов» и прочих кретинов-крикунов — добровольных или на ставке (есть такая профессия — утешать расстроенный Газпром в отечественных энергетических статьях). Поскольку интернет по любому вопросу дает сотни полярных мнений, только дурак будет делать вывод на одной статье. Мне потребовалось немало времени, чтобы изучить разные высказывания и аргументы, пытаясь понять, кто прав, а кто пылит и гонит. Я вам тоже советую сделать самостоятельный широкий поиск и выслушать все точки зрения, чтобы составить полную картину. Приведу список наиболее понравившихся мнений:

— это всё чушь и провокация, сланцевого газа не существует;

— сланцевый газ плохой — он не горит и не сжижается;

— суррогатный газ никогда не заменит нам привычный — теплый и ламповый;

— сланцевый газ был, но вот-вот закончится (или наоборот: сланцевые месторождения вообще никогда не заканчиваются, потому что постоянно самовозобновляются из-за реакции водорода земного ядра с органикой);

— сланцевая добыча несет адский вред экологии, поэтому ее сейчас запретят и больше не вспомнят;

Гран-при моих читательских зрительских симпатий получила длиннющая статья какого-то «экономического аналитика», весь смысл которой сводился к тому, что (внимательно следите за руками) сланцевая добыча такая выгодная; что цена газа в США так упала; что сланцевая добыча стала такая невыгодная; что все газодобытчики США уже разорились; и сланцевого газа не будет, потому что невыгодно!

Ну и, как всегда, прекрасна наука экология — самая высокооплачиваемая проститутка современности. Если надо что-то продвинуть — занёс пару миллиардов в мировые экологические секты, и завтра уже пресса кричит, что самолет Boeing разрушает озоновый слой, а не разрушает его только самолет Airbus. Или наоборот. В общем, по сланцевому газу экологи знатно подняли бабла. Каких только я ни прочел сказок про газодобычу на трехкилометровой глубине! И газ этот — радиоактивный! И землетрясения от этого бывают! И питьевая вода во всех колодцах Пенсильвании теперь запросто поджигается спичками и горит (!), а сурок Фил вылезает из норы и видит не тень, а лужу черной химии... Для тех умников, которые мне сейчас с умным видом пришлют в коменты ссылку на какую-то из этих статей, я повторю: я всё это уже читал, спасибо.

А суть, как водится, не в грозном шевелении бровями, а в цифрах. Цифры просты. Цена газа в США упала в несколько раз. США стал из импортера ведущим экспортером, и ограничивает его в этом лишь отсутствие трубы через океан. Поэтому сейчас в США одна за другой создаются все новые газовые кампании и сверлятся шахты, а также строятся транспортные терминалы, которые позволят этот газ сжижать (он сжижается и впрямь чуть хуже, но это дело техники и очистки) и продавать за океан. Потому что газ этот — обычный газ: смесь метана, пропана, бутана и прочей органики, готовой выдавать энергию при горении.

Пока речь шла только про США. Нам пока долетело по башке рикошетом от какого-то Катара, чей газ оказался не нужен за океаном. Но второй нюанс состоит в том, что помимо США, запасы сланцевого газа есть много где. А сверхглубокая технология добычи позволяет сверлить шахту даже в жилых зонах. Поэтому и сеть великих газопроводов через полконтинента оказывается в будущем не очень-то нужна. Как и монополист-Газпром, сидящий на трубах. И, наконец, третий нюанс состоит в том, что в Восточной Европе есть обалденные запасы сланцевого газа — на Украине и особенно в Польше. И в эту Польшу уже выехали 22 фирмы из США и Канады, получили 68 лицензий на добычу и сверлят наперегонки шахты. Или вы думали, американцы будут хранить свои технологии в лютой тайне, чтоб заокеанскому врагу не досталось? Эти польские шахты заработают практически одновременно в 2014 году. А чуть позже стартует Украина. Подчеркиваю: в 2014 году. Официальные цифры пуска в эксплуатацию.

И вот это, дорогие мои друзья и соотечественники, для нас с вами очень печальная новость. Потому что это означает грядущие перемены в нашей жизни, и перемены эти будут уж точно не радостные. Ведь не секрет, что Россия живет, хоть местами и бедно, но смотря с кем сравнивать. Цены на продукты и товары у нас никак не меньше, чем в благополучной Европе, а цены на квартиры приведут в шок любого иностранца. Как-то так волшебно получается, что живем мы небогато, но цены у нас — ого. В результате средний россиянин из глубинки, работая лениво и с бутылкой, может себе позволить купить телевизор той диагонали, какую не может себе позволить китаец, работающий на заводе телевизоров по 14 часов в сутки. И эту самую разницу в уровне жизни при нашем остановившемся производстве нам дают именно нефтегазовые деньги. И за последние 10 лет мы очень сильно разучились шить, паять и строить, при такой нефти и газе нам не нужно работать:

Есть конспирологическая теория, будто злой Горбачев развалил страну, и тогда народу стало нечего кушать, а потом пришел сильный государственник, и вернулась сытость. Вот только волшебным образом рост экономики России совпал с ценами на нефть, которая в 1999 была 20$ и за десять лет доросла до 140$:

А убери сейчас из ларьков все импортные товары и продукты, обмененные не на наш труд, а на нашу нефть, — и будет снова как в девяностых: балабановские спички, местный хлеб, воронежская килька в томате, да куртки, пошитые на зоне Н.Толоконниковой. Так что нефтяные деньги, хоть и в разном объеме, но достаются всем в стране, даже если к продаже газа ты не имеешь никакого отношения. Лучше всего написал Пелевин в сказке о Хаврошечке и Пестрой Корове: «Ты больше не можешь прорасти для своей Хаврошечки яблоней. Ты можешь только дать позорным волкам нефти, чтобы кукис-юкис-юкси-пукс отстегнул своему лоеру, лоер откинул шефу охраны, шеф охраны откатил парикмахеру, парикмахер повару, повар шоферу, а шофер нанял твою Хаврошечку на час за полтораста баксов... И когда твоя Хаврошечка отоспится после анального секса и отгонит всем своим мусорам и бандитам, вот тогда, может быть, у нее хватит на яблоко, которым ты так хотела для нее стать, Пестрая Корова...»

Поэтому сегодня только полный кретин может радоваться беде Газпрома — ведь это, ребята, наша общая беда. Кем бы ты ни был — парикмахером, или дизайнером, верстающим визитки для парикмахера, ты в России получаешь за свой труд солидную нефтегазовую надбавку от вершины цепочки. Ты бы мог получать несравненно больше, если бы верхушка не выводила миллиарды на личные офшоры, а развивала страну и инвестировала в экономику, медицину, культуру и образование, как делает со своими нефтедолларами, например, правительство Эмиратов. Но все равно деньги в стране есть, и мы это чувствуем, когда буднично покупаем пакет сока за 3$, а не 1$, как в Германии. Если ты этого не чувствуешь, то езжай верстать свои визитки в Китай, и там тебе быстро объяснят, сколько надо в сутки работать, чтобы получить к хлебу ломтик соевого масла.

Может ли в этой ситуации что-то сделать Газпром? Ответ: ничего. Во-первых, запасы сланцевого газа в России уныло малы, Господь одарил этим в основном США, Канаду, Китай и Австралию, оставив немного Польше с Украиной:

Объем месторождений Польши оценивается в 5,3 трлн. кубометров — это как раз то самое, что начнет поступать с 2014 года в Европу вместо Газпрома, который раньше был монополистом. Для сравнения: объем знаменитого Штокмановского месторождения в Баренцевом море, на которое так надеялся Газпром, составляет 3,7 трлн. Но его еще надо достать с морского дна и как-то транспортировать на материк. А Польша пророет дырки, пустит корни — и вместе с Украиной погонит газ по всей готовой газовой сети, где раньше шел газ из России. И на разработке Штокмановского месторождения Газпром официально поставил крест — конец надеждам. Аналитики Газпрома так открыто и пишут: мол, сделать уже ничего нельзя, осталось пытаться «сдерживать» и «регулировать» рынок. Читай: пакостить и строить препоны распространению новой технологии. Ну там, иски всякие, экологи и Киотский протокол с озоновой дырой...

Конечно, приходит в голову спасительная мысль: ну ладно, газ мы потеряли, но нефть-то останется! Но эта мысль не очень спасительная, потому что энергоресурсы — это пластичная штука, а не комод с тремя ящиками, один из которых опустел, но остальные по-прежнему полны. Простой пример: сегодня бензин стоит 30 рублей, а газ завтра, предположим, будет 13 рублей, и все автовладельцы, все таксисты, автобусы, маршрутки и грузовики ломанутся ставить себе редуктор с газовым баллоном в багажник, как ставили в 90-х. И кому будет нужна нефть? Хотя Россия сможет еще поторговать никелем и алюминием, тут не отнять.

Летом 2010 года я случайно услышал слова теледиктора об антициклоне и фронте африканского воздуха. В тот момент я понял, что в Москве будет абсолютно небывалая жара, хотя ни один официальный прогноз такого не обещал. Три дня я бегал как угорелый, зато к наступлению 40 градусов в обеих комнатах у меня стояли кондиционеры (последние, по старой цене с индусского склада), и еще я помог с кондиционерами друзьям. Сейчас, когда я прочитал про сланцевую революцию и старт польского месторождения в 2014 году, у меня возникло то же самое четкое ощущение приближающейся жопы. Информация о которой уже вполне общедоступна, но пока совсем не осознаётся - как бубнящий в углу телевизор. А потом начнет жарить. С той лишь разницей, что на случай экономических катаклизмов у меня нет совершено никаких идей. А у вас?

PS: Как вы догадались, это была реклама, спонсор поста — «ООО Газпром», сайт www.gazprom.ru

Оригинал заметки находится по адресу http://lleo.me/dnevnik/2013/07/31_gas.html, там можно оставить комментарии.



2013/07/30 - Якутия: мосты и дороги

2013-07-30 23:40:17 (читать в оригинале)

Продолжаю рассказы о Якутии. Основная проблема региона — это транспорт. Слишком суровый край, слишком мало населения, слишком великая территория. Железнодорожный билет купить до Якутска нельзя — здесь нет железнодорожного сообщения. Либо самолет, либо дороги. Дороги бывают хорошие и плохие, но асфальт заканчивается сразу за Якутском. Вот эта дорога считается нормальной, местные спокойно ездят на УАЗиках по дорогам регионального значения примерно так, пять минут медитации:

Наш маршрут начался в Якутске — после 7-часового перелета из Москвы я поехал на микроавтобусе до реки Алдан в поселок Хандыга (на этой карте не обозначен, но это там, где «Алданский») и это заняло 12 часов. Из Хандыги мы тут же стартовали на местном УАЗике далее до Теплого ключа (где развилка) и вверх на север до поселка Тополиное (еще 14 часов). Там был местный праздник (о селе Тополиное я расскажу еще отдельно), и там наконец наконец был отдых после дороги. Ну а затем мы уже неспешно и с остановками двинулись изучать развалины лагерей — снова вниз от Тополиного по той же трассе (а других нет), и на восток по Магаданской до самой границы с Оймяконским районом (правый край карты):

Местные ездят на УАЗиках. Я ехал на маршрутке из Якутска в Хандыгк — крупный райцентр на трассе М56 «Магадан». Маршрутка такого серьезного маршрута обычно представляет из себя неплохой японский микроавтобус на восемь пассажиров даже с кондиционером, место заказывается накануне, билет стоит 2500 рублей. Поездка Якутск-Хандыга летом занимает часов 12-14 — в зависимости от дождей, размывающих дорогу. Так выглядит федеральная трасса — здесь нет асфальта, зато много пыли:

Зимой можно доехать от Якутска до Хандыги часов за 6 — обледеневшая трасса удобнее и быстрее, а вместо паромов машины едут по льду. Летом машина дважды въезжает на паромы — переправа через Лену и через Алдан. Четыре месяца в году — время ледохода и ледосплава — трасса не работает вообще: паромы не могут ходить, мостов нет, регион отрезан.

А вот это районная трасса на Тополиное. Летом здесь сотни ручьев и речек, и УАЗики невозмутимо въезжают в воду по самые фары.

Из кабины это выглядит так:

О том, что это не подмосковная тропинка грибника, а крупная транспортная артерия, нам иногда напоминают знаки и таблички километража, расставленные по обочине. Здесь чтобы не мелочиться, перечислили на одном предупреждающем щите сразу все характеристики дороги:

Местные водители спокойны — проехать можно, значит, дорога хорошая. И вскоре ты тоже начинаешь воспринимать дорогу как нормальную годную трассу. Потому что главные проблемы Якутии не в дорогах, а в мостах. Мосты в этом климате долго не живут. Сегодня мост, а завтра его смыло:

Почему так происходит? Внизу вечная мерзлота, копнуть на метр вглубь — и там лед. Зимой температуры ниже -50, опоры выдавливает, выкручивает и вырывает. Местность — сопки, горы. Весной разом пошла вода — с камнями, стволами — и всё, моста нет:

Конечно мосты строят, конечно делают специальные трубы для воды, но даже маленький ручеек способен снести все на своем пути, если ему что-то не понравится:

Или если трубы забились стволами и ветками:

По пути огромная коллекция старых деревянных мостов — в тех местах, где по каким-то причинам мост было проще продублировать рядом, чем восстанавливать. Все мосты в этих краях когда-то строились руками зэков.

А потом вода безжалостно сносила всё то, что строили люди:

Местные говорят, что по этому мосту ещё иногда ездят:

Может, и по этому тоже:

По пути в Тополиное есть только один хороший мост — это мост через реку Менкюле:

Река здоровенная, на УАЗике не проедешь, поэтому мост сделан добротно:

Чтобы опоры не снесли льдины и бревна, стоят специальные быки:

Сегодня мост через Менкюле стальной. Но когда-то он строился руками зэков. Деревянные остовы стоят до сих пор, это все было сделано вручную:

А вот это заброшенный мост около трассы Колыма:

Профессиональные мостостроители отмечают этот мост особенно: он считается уникальной конструкцией. Видимо, мост строили талантливые репрессированные инженеры, потому что здесь применены какие-то особые хитрости деревянного зодчества. Мост сейчас не работает — трасса проходит рядом. Но идет разговор с администрацией области, чтобы мост этот при очередном ремонте трассы не снесли, а оставили как памятник эпохи:

Хоть у республики Саха нет средств, но есть федеральные программы, и по крайней мере на трассе «Колыма» сейчас вовсю идет строительство:

Мосты сегодня строят на совесть и с размахом:

Обратите внимание, как делается насыпь. Бетон сюда особенно не привезешь, поэтому из стальной сетки и хорошо уложенных камней вяжутся блоки один за другим. Такую конструкцию не снесет и не размоет:

Скоро здесь тоже будет прекрасный новый мост:

Что любопытно: строительный подрядчик здесь — Москва.

Вот бы еще как-нибудь пролоббировать в Госдуме вместо закона о мате в интернете — закон о строительстве мостов через Лену и Алдан? Ведь давно пора, реально же транспортная нить республики Саха живет от зимы со льдом до лета с паромами. Паромы — это вообще отдельная история. В следующих выпусках я продолжу рассказы о приключениях на паромах. Мы с вами узнаем, может ли большой транспорт парковаться задом на паром и уместиться, а также о том, насколько эффективна якутская национальная борьба хапсагай против кавказского водителя с монтировкой, пытавшегося въехать на паром без очереди.

Оригинал заметки находится по адресу http://lleo.me/dnevnik/2013/07/30.html, там можно оставить комментарии.



2013/07/27 - Россия и мир

2013-07-27 21:30:31 (читать в оригинале)

Пока государственные каналы рапортуют населению, как бывший дворовой пацанчик Путин в очередной раз сходил с удочкой на пруд, погонял голубей или покатался на самокате (разумеется, мальчик давно вырос и делает то же самое на более солидном уровне), в мире произошло любопытное событие, оставшееся почти незамеченным: Россию послал нахуй уже даже Интерпол.

Проблема российской власти в том, что она живет в запертом дворце с окнами в Куршевель и искренне думает, что Россия до сих пор великая сверхдержава, потому что Гагарин и Газпром. Меж тем Россия в глубокой жопе: страна с огромной неблагоустроенной территорией и отсутствием хозяйства. Промышленность, сельское хозяйство, не говоря уже про автомобилестроение и электронику — всё на уровне прошлого века, а дебильная экономическая политика и беспредел давно привели к тому, что работать в России и для России невыгодно и опасно, а иностранцу инвестировать в Россию — запредельные риски.

При этом внутри страны бытует мнение, что Россия — лакомый кусок для всех злодеев мира, те круголосуточно думают о ней и мечтают здесь что-то разрушить и отхапать. Горькая правда в том, что Россия вообще нахуй никому не нужна. Для США это какая-то снежная дичь на другом конце глобуса где-то рядом с Африкой. Для Европы — бывший главный кум Соцлагеря, от которого давно избавились. Россия нахуй никому не нужна, но поверить в это невозможно, потому что такая правда — самая обидная.

И вот сегодня Россию уже открыто послал нахуй Интерпол. Потому что заебала. Вырастив у себя гигантскую клановую семью и распустив коррупцию до предела, Россия занимается смешной хуйней: травит Пусси, Навального, сельского учителя Фабера, каких-то пацанов, посмевших выйти на антипутинскую демонстрацию, а также издает сумасшедшие законы по ограничению свобод. Разумеется, после этого в мире никто всерьез Россию не воспринимает.

Сегодня Россия ткнулась в Интерпол с требованием объявить в международный розыск британского бизнесмена Браудера, который якобы совершил в России какие-то экономические преступления — то ли какой-то очередной Кировлес ограбил, то ли акции Газпрома купил, не откатив Кремлю. А ведь еще несколько лет назад Браудера не пустили в страну, показательно развернув в аэропорту — типа, наказали. А теперь внезапно стал очень нужен, выдайте нам его срочно. Про Браудера я уже как-то писал, вкратце — этот тот самый влиятельный британский бизнесмен, который нанял адвоката Магницкого для разбора проблем в своем российском бизнесе. В процессе изучения документов Магницкий неожиданно для себя и Браудера выявил группу силовиков, которые воровали миллионы у государства через особую коррупционную схему. За это силовики на Магницкого завели липовое дело, и через год следствия он умер на полу в наручниках от разрыва внутренних органов. Дело спустили на тормозах, мертвого Магницкого обвинили во всех грехах, чуть ли не в собственной смерти, но вот Браудер оказался деятелем слишком влиятельным: он поднял шум, и в итоге конгресс США принял «Список Магницкого» — о том, что убийцам Магницкого и всей преступной группе блокируется въезд в США и счета в американских банках. Ну а потом это поддержали и ряд европейских стран.

Кремль яростно заскрежетал зубами: мы великая сверхдержава, Гагарин и Газпром, месть наша будет страшна. Месть оказалась смешна: ответом стал закон Магницкий-ТЕКСТ-фз.rtf о запрете усыновления российских сирот. Позор перед Западом стал совсем запредельным. И вот теперь, выдержав паузу, Кремль снова пошел в атаку, надеясь на этот раз отомстить окончательно: объявили преступником самого Браудера (хорошо, не конгресс США) и объявили его в розыск в Интерпол. На что Кремль получил, разумеется, позорный отлуп — из баз Интерпола Браудера убрали, а Кремлю ответили, что вашими дурацкими политическими провокациями цивилизованный мир заниматься не станет.

Ситуация любопытная: разоряющаяся Империя со сложной лагерной судьбой в очередной раз сошла с ума и считает, что она сверхдержава, и требует особого отношения к своим капризам. А нормальному миру на истерики Кремля наплевать. Тупик международных отношений. К чему это приведет дальше?

Понятно, что Сталинско-корейский сценарий у нас невозможен. Чисто теоретически Кремль мог бы снова поднять железный занавес: закрыть границы, отобрать у граждан загранпаспорта, изолировать интернет, перестрелять всех несогласных, развесить по всем улицам портрет Солнцеликого и бойко рапортовать в новостях федеральных каналов об успехах урожая и неизбежном загнивании Запада (некоторые из этих опций в известной мере уже реализованы). А для Запада, как это делает Северная Корея, можно раз в год взрывать в океане по атомной ракете, тут же требовать огромных денег «на прекращение ядерных испытаний», и жить таким военным шантажом долгие десятилетия.

Но Кремлю этот сценарий не годится. Потому что это Сталин и Ким ходили в военных сапогах по своей земле, а у Путина дочки в Голландии и Германии, у Госдумы недвижимость в Европе и США, у всех счета в иностранных банках, и никто не хочет надевать военные сапоги отечественного пошива, отдыхать с семьей в Сочи, лечиться в Первой городской, а детей отправлять на учебу в Московскую академию экономики.

Поэтому Кремль и дальше будет пытаться делать вид цивилизованного государства, но при этом постоянно забываться и корчить лицо великой сверхдержавы, пред которой все должны падать на колени. И получать за это лишь насмешки, да щелчки по носу. Ну а Запад может манипулировать Кремлем, угрожая расширить «список Магницкого» — судя по тому неадеквату, который это вызвало, болевая точка нащупана.

Оригинал заметки находится по адресу http://lleo.me/dnevnik/2013/07/27.html, там можно оставить комментарии.



2013/07/26 - Тур де Франс: финал и другие радости

2013-07-26 02:11:22 (читать в оригинале)

Сегодня я заканчиваю рассказы о поездке на Тур де Франс. Сегодня мы поговорим о том, как устроена гонка, надо ли снимать мобильником с вертолета, как писают в пути велогонщики, я расскажу о своем опыте езды на настоящем гоночном велосипеде, про мазь Нобеля, и о том, как иногда влияют на мир высоких технологий ответы хамовитых немцев из германской техподдержки (ой, спойлер).

Ну что ж, гонка закончилась, пришло время подытожить впечатления. Юбилейная сотая Тур де Франс проходила только по территории Франции — вот так:

Мне посчастливилось присутствовать только на этапе номер 10 — самый север Франции (я надеялся, там будет прохладней, ага-ага). Грубо говоря, гонка длится чуть ли не месяц (23 дня) и почти без выходных (два дня отдыха). Все остальные дни — многочасовые броски по 140-240км под палящим солнцем. Как спортсмены выдерживают этот трехнедельный ад — загадка человеческого организма. Но спортсмены ехали, а мы двигались за ними в группе журналистов. Большую часть трассы на машине сопровождения со знаменитым венгерским велогонщиком Laszlo Bodrogi (Ласзло Бодроги) — трёхкратный чемпион Венгрии и серебряный медалист чемпионата мира в велогонке с раздельным стартом.

В какой-то момент нас пересадили на вертолет, и часть пути мы смотрели на гонку сверху — оказывается, это нормальный режим для журналистских групп на этой гонке:

Знал бы такое дело — взял бы зеркалку. А так пришлось по привычке фоткать мобильником:

Вот так видится цепочка гонщиков на узком месте шоссе:

В широком месте они движутся еще более кучно. Однако никто не вырывается вперед по одиночке. Почему же? Говорят, в куче ехать проще, потому что едущий впереди рассекает воздух, и остальным уже проще.

По дороге мы расспрашивали Laszlo Bodrogi о тонкостях профессии. Я думаю, первый вопрос, который задают дилетанты всем, начиная от космонавтов, он стандартный: как вы, пардон, писаете? Ну в самом деле, гонка каждый день по пять часов. Где отлить? Оказывается, особо изворотливый гонщик умеет это делать на ходу. По крайней мере, десять лет назад во времена побед Бодроги, на обочине было чуть меньше людей. Правда, Бодроги сказал, что сам он так никогда не умел — трудно расслабиться. Поэтому чаще гонщики останавливаются всей толпой. Кто-то один запевала произносит кодовое слово «Пиииииии!» — остальной пелетон подхватывает призыв, останавливается, спешиваются, а после стартует дальше с легкостью на душе.

Или вот интересный вопрос: может ли гонщик ошибиться дорогой и свернуть не туда? Оказывается, такого не бывает. Ну, хотя бы потому, что все едут толпой, и кругом сопровождают впереди и сзади машины и мотоциклисты. Впрочем, у Бодроги был случай, когда он ошибся на круговом движении и съехал на дорожку, которая вывела его за ограждение. Но быстро поправился, потерял секунд 15, не более. А что касается машин — они, как вы видели на фотках, везут запасные велосипеды — мало ли что случится. Обычно на каждого члена команды приходится по одному запасному велосипеду, а на лидера команды два.

Как с травмами? Бодроги приходилось падать — ломал себе ключицу, травмировал ногу. Спорт есть спорт.

Финиш нашего этапа состоялся в городе Saint-Malo (я для себя перевел его как Малосвятск). Вы видите народ финиша. При приближении гонки неистовство достигло пика — люди стали от возбуждения скандировать и хлопать по заграждению:

И вот наконец появляются гонщики:

Победил в заезде немецкий гонщик Марсель Киттель. Он вообще на этой гонке жег, четырежды побеждал в разных этапах — больше всех прочих. Однако по итогам ни в одной номинации не победил. Это особенность гонки Тур де Франс: победу здесь считают по суммарному времени, поэтому можно победить в гонке, не выиграв ни одного этапа, так в истории гонки уже было не раз. Видимо, таким образом можно выявить общую выносливость организма за 23 дня. Или окончательно доконать любителей допинга :)

На велосипеде довелось прокатиться и мне. Оргкомитет гонки предусмотрел этот экспириенс в программе — журналистов разных стран (из тех, кто не страдал проблемами со здоровьем) в пять утра пригласили на легкую полуторачасовую прогулку с именитыми гонщиками. Все экипировались по полной выкладке — каждый получил профессиональную курточку, маечку и специальные штаны, всем выдали шлем и велосипед.

На этом месте я должен воскликнуть: «Боже, какое счастье оказалось быть велогонщиком, как легок и прозрачен его велосипед, как красив пейзаж французского пригорода, как гармонично наливаются силой нужные мышцы ног!»

Но зачем я буду врать вам, добрым проницательным читателям моего блога? Ребята, труд велосипедиста — тяжел и очень непривычен новичку, особенно если раньше ты никогда не садился на гоночный велосипед, у которого 22 скорости, а руки ниже попы руль ниже седла. Нет, я понимаю, что здесь всё сделано ради одного — скорости. И всё принесено ей в жертву. И если привыкнуть, оно наверно даже ничего. Но если говорить о скорости, то у мопеда скорость все равно выше. А если о прогулке, то все-таки лучше велосипед с удобной посадкой. Что чувствует новичок, впервые в жизни севший на профессиональный гоночный велик? Велосипед конечно легкий. Но с непривычки кажется очень неустойчивым: колесики тоненькие и лысенькие, чуть заложи вираж — и поедут юзом по асфальту, поскользнувшись на паре песчинок. Амортизации почти нет — каждая выемка ощущается остро. Руль (а может, угол выноса переднего колеса?) сделан так, что велосипед отзывается на малейшее движение рук. Дернул на миллиметр — уже едешь вправо. Попробовать проехаться без рук я на этой машине так и не решился — уж очень мощна и непривычна по динамике. Но главное — ты согнут и летишь фактически лицом над асфальтом, макушкой вперед. Чтобы смотреть не вниз, надо выгнуть шею и забросить голову назад почти под прямым углом. Уже через пятнадцать минут шея с непривычки начинает адски болеть. Тяжело и рукам — на них лежит тело, а кисти рук неестественно вывернуты, и переложить их по-нормальному здесь почему-то никак не получается. Причем, у всех так вывернуты, не только у меня. Ну и конечно седло — это не офисное кресло, а копьё. Оно совсем не мягкое, эту функцию за него выполняют штаны на лямках. Профессиональные штаны велогонщика оборудованы в этом месте специальной внушительной подушкой, напоминающей памперс. Без велосипеда такой человек выглядит слегка клоуном, но на велосипеде эти штаны слегка восполняют жесткость седла. Что касается мышц ног — вот как раз они во время прогулки ничуть не устали, и на следующий день даже не думали болеть. Зато болела, как выразился коллега Сергей, «анальная кость» — место, где нога крепится к туловищу. Видимо, у профессионала там наработана специальная мышца или хотя бы мозоль.

В том смысле, что прогулка была крайне интересной, но повторять этот опыт новичку лучше на менее профессиональной технике. Как выразился в похожей ситуации английский психолог Гарри Ашер, «Но сейчас почти всё прошло. И если состояние, в котором я оказался, приняв одну тридцатимиллионную грамма ЛСД, было действительно шизофреническим состоянием, то сочувствие моё к людям, страдающим от этой болезни, возросло стократ».

А ТЕПЕРЬ САМАЯ НЕИНТЕРЕСНАЯ ЧАСТЬ ПОСТА — РЕКЛАМА!!!
НЕ ЖМИ НИ ЗА ЧТО!!! НЕ СМОТРИ, ЧТО ВНУТРИ!!!
Ну вот, теперь, когда кретины и пустозвоны отсеялись, я расскажу вам кое-что забавное и поучительное. Вы помните, в поездку меня пригласил автоконцерт SKODA, который один из спонсоров гонки. Возникает резонный вопрос: почему именно Skoda, и какое отношение к велосипедам имеет этот чешский автомобильный концерн (ныне объединившийся с Фольксваген)? Дело в том, что сама Skoda началась с велосипеда. В Википедии написано, что Skoda была основана в 1859 неким графом, а через 10 лет продана предпринимателю Эмилю Шкоде, и состоит из кучи концернов, занимавшихся чем угодно, начиная от ветряных мельниц. Но нам сегодня интересна история именно автомобильной отрасли Шкода. Она началась с предприятия «Laurin&Klement».

Вацслав Клемент был книготорговцем из города Млада-Болеслав в Чехии. И он очень хотел иметь модный в то время гаджет — велосипед. Но где его взять в Чехии в те годы? В 1894 году он нашел в Чехии официального представителя дрезденской фирмы «Seidel&Naumann» госпожу Клиговцову, и купил у нее вожделенный велосипед модели «Germania VI».

Все бы хорошо, но велосипед оказался с браком — у него была искривлена рама, и цепь постоянно слетала с шестеренки. Мир 120 лет назад мало отличался от нашего, и вскоре мы в этом убедимся. Госпожа Клиговцова, понятное дело, изобразила на лице сложные щи, ремонтировать велосипед отказалась, и посоветовала обратиться к производителю. Делать нечего, Клемент взял лист бумаги в клеточку, тщательно описал проблему красивым слогом чешского книготорговца, приложил гарантийный талон, запаковал сам велосипед, и отправил всё это почтой немецкому производителю... Вы уже догадываетесь, да? Вскоре он получил ответ от директора филиала господина Фоерстера. На чистом немецком тот писал примерно так: «Если вы хотите, чтоб с вами кто-то разговаривал, потрудитесь писать письма на нормальном человеческом языке, а не на этом вашем албанском...»

Здесь еще надо понимать, что Чехия тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, вопросы национальной идентичности стояли особенно остро, и ответ немца Клемент воспринял как вопиющее хамство. И тогда книготорговец решил... заняться производством велосипедов самостоятельно! Он встретил единомышленника и тезку — механика Вацлава Лаурина, и в 1895 году они организовали фирму «Laurin & Klement». Клементу было 27 лет, Лаурину — 30. Свои велосипеды они назвали «Slavia» — как национальный ответ славян всем обнаглевшим немцам.

Видимо, чтоб цепь больше ни у кого не слетала, шестереночку чехи сделали совсем кошерной... ;)

Ну и дальше пошло-поехало. Вскоре «Laurin & Klement» уже выпускали мотоциклетки:

К началу XX века фирма уже начала строить автомобили и даже поставлять их в Российскую империю. В списке первых владельцев и Её Императорское Высочество Великая Княгиня, и Нижегородская тюремная инспекция, и даже некто с оскорбительной по нашим временам фамилией Шелапутин:

Кстати, если вы хотите возразить, сколько сделал для России человек Петр Григорьевич с фамилией Шелапутин, пожалуйста сделайте это в комментах.

В России, кстати, в те годы уже вовсю кипела автомобильная жизнь. Химик Нобель продавал бензин и мази:

В Питере открывались «разрешенные правительством» (вот спасибо!) первые автокурсы:

В общем, «Laurin & Klement» шагали по миру, а уже потом предприятие стало частью концерна Skoda. Хотя еще некоторое время автомобили выпускались с двойными шильдиками.

А что касается гонки, то основатели были большими поклонниками велосипеда, да и сама фирма активно пропагандировала вело и автоспорт. Наверно поэтому Skoda и спонсор.

Дивную информацию и фотки я позаимствовал из книги Константина Шляхтинского «ШКОДА в России». Там куча интереснейших фактов, а главное — старинных фоток. К сожалению, книга эта так и не издана, и скачать PDF тоже нельзя (мне его дали под честное слово с паролем). И вот это жаль.

Оригинал заметки находится по адресу http://lleo.me/dnevnik/2013/07/26.html, там можно оставить комментарии.



Страницы: ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.