Сегодня 7 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Христианская Чехия
Христианская Чехия
Голосов: 0
Адрес блога: http://czorthodox.blogspot.com/
Добавлен: 2013-05-26 01:02:26
 

Монастырь Сазава

2013-05-06 16:34:00 (читать в оригинале)

Чехию принято считать католической страной, однако так было не всегда. Первый мой рассказ будет о Сазавском монастыре и святом Прокопии.   

Вид на монастырь со стороны реки Сазава







                             
Просмотреть увеличенную карту

Сазавский монастырь имел необыкновенное значение в наиболее ранний период развития чешской культуры. 

Доминанту всего ансамбля составляет башня, замыкающая южный боковой неф незаконченного готического храма, в сам архитектурный ансамбль входят приходская церковь, перестроенная в 17 веке из прежней алтарной части, и дворец, возникший в семидесятые годы 19 века в результате перестройки бывшего главного монастырского корпуса в стиле классического неоренессанса.
Главная башня
С историко-архитектурной точки зрения этот выдающийся памятник прошлого вызывает целый ряд пока еще неразрешенных вопросов. Может быть, нам многое объяснят проводимые в настоящее время археологические исследования.


Сазавский монастырь имел глубокую культурно-историческую связь с Русью, с ним связаны жизненные эпизоды некоторых российских государственных деятелей.

Монастырь был заложен в 1032 г. в местах, где примерно за 30 лет до этого возник поселок, в котором жили отшельники, возглавляемые монахом Прокопием. С течением времени эта первоначально вольная община, благодаря стараниям Прокопия, превратилась в организацию с твердым монастырским уставом, члены которой продолжали традиции славянской культуры, проникшие сюда из Великоморавской державы. По сравнению с другими монастырями раннего средневековья, значение Сазавской обители состояло в том, что ее братия сохраняла в богослужебных обрядах и в письменности славянский язык и алфавит. Это помогало ей укреплять христианское учение среди широких народных масс. Таким образом, монастырь, по прошествии двух столетий, продолжал дело салоникских братьев Кирилла и Мефодия, просветителей Великоморавского княжества, создателей славянской письменности, почитаемых как святых не только православной, но и католической церковью.
Святой Прокопий Сазавский был совершенно реальной исторической личностью. Он родился в Чехии между 970 и 990 годами, получил образование в Велеграде (ныне – город Угерске-Градиште), где в свое время преподавали Кирилл и Мефодий. С личностью Прокопия в чешской культуре связаны многие легенды, он почитается как один из покровителей Чешских земель.
Св.Прокопий Сазавский. Православная икона
Решив вести отшельническую жизнь, Прокопий пришел именно в эти места, которые, по мнению некоторых историков, принадлежали его семье. Легенда гласит, что выбирая место для себя, Прокопий наткнулся на пещеру в лесу, в которой жили черти. Эти черти ни за что не хотели уступать Прокопию пещеру, но он был так силен в своей вере в Бога, что смог не только выгнать чертей, но и заставил работать на себя: запрягал в плуг и пахал на них. Местные жители утверждали, что видели, как Прокопий вспахивал поле на чертях. Недаром, встречаются изображения Прокопия, где он в руке держит плуг с запряжёнными в него чертями.
Почему Прокопий выбрал именно славянское богослужение для своего монастыря? Здесь нужно вспомнить, а что же творилось в мире в это время? Еще не произошел Великий раскол христианской церкви на восточную, православную и западную, католическую. Еще не был основан Киево-Печерский монастырь (это будет примерно через 20 лет), недавно официально крещена Русь, христианство проникло еще далеко не во все уголки Европы. Прокопий был волен выбирать и, как продолжатель дела Кирилла и Мефодия, выбрал славянскую литургию не случайно.
Покровителем Сазавского монастыря был лично князь Олдржих, которого Прокопий встретил в здешних лесах, когда тот охотился. Разговорившись, Олдржих поверил в святость Прокопия и попросил стать его духовником. Прокопий, в свою очередь, попросил Олдржиха о помощи в создании монастыря.
Встреча князя Олдржиха со св. Прокопием. Художник Й. Матхаузер
Перед своей кончиной Прокопий завещал своему племяннику Виту стать настоятелем Сазавы однако, при этом предупредил его, что монастырь ждут трудные времена.

Так и случилось. После кончины Прокопия в 1053 г. в судьбе Сазавского религиозного центра наступили драматические перемены, отражавшие тогдашнюю политическую обстановку. Крепнущее раннефеодальное государство Пржемысловичей начинает опираться на латинскую культуру и ориентируется на западную политическую систему.
В 1055 г. князь Спитигнев II удаляет из Сазавы придерживающегося славянских традиций настоятеля Вита и его братию.

И здесь в истории Сазавы появляется первый «русский след». Монахи были вынуждены уйти, и уходят они ко двору венгерского короля Андраша I. Все дело в том, что женой Андраша была никто иная, как дочь Ярослава Мудрого Анастасия Ярославна, известная своей набожностью. Анастасия с радостью принимает сазавских монахов, которые и в венгерских землях продолжают свою просветительскую миссию. По всей видимости, именно тогда и наладились связи сазавской братии с монахами уже основанного к тому времени Киево-Печерского монастыря, также привечаемыми Анастасией.
Венгерское изгнание было недолгим.
Чешский князь Вратислав II, взойдя на престол в 1061 году,  торжественно возвращает сазавскую братию в монастырь, который после этого переживает непродолжительный период своего расцвета.
Почему Вратислав так поступил? Вероятно, здесь есть и второй «русский след». Женой Вратислава II была дочь Анастасии Ярославны, Адельхейда, воспитанная матерью в славянских традициях.
Около 1090 г. игумен Божетех начинает строительство каменной, по всей вероятности, трехнефной базилики, которая, однако, не была закончена. Главный корпус был расширен и достроен лишь в середине 12 века. Романский храм стоял, по-видимому, на возвышенной площадке нынешнего парка к северу от церкви, о чем свидетельствует несколько сохранившихся фрагментов. Весь ансамбль, в том числе и жилые здания, принадлежавшие владельцам сазавского поместья – мирянам, был обнесен крепостными стенами с амбразурами и рвом.

Должно быть, Сазавский монастырь продолжал поддерживать в это время связь с Киевской Русью. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что при освящении оратория (в русских монастырях он называется молельней) в 1095 г. в одном из боковых алтарей были помещены мощи первых русских мучеников, Бориса и Глеба.
К памятникам церковнославянской письменности, возникшим, видимо, на Сазаве, относятся, во-первых, так называемые «Пражские фрагменты» (два пергаментных листа 11 века), во-вторых, евангельские тексты 11 века (16 листов). На этих евангельских текстах необходимо остановиться чуть подробней. Среди историков бытует мнение, что именно эти листы, писанные по-славянски св. Прокопием,  легли в основу так называемого «Реймского евангелия», на котором французские короли приносили свою клятву при коронации аж до самой Великой французской революции 1789 года. Единого мнения по этому вопросу нет, хотя, в пользу этой версии говорит тот факт, что эти тексты были в свое время приобретены чешским королем и императором Священной римской империи Карлом IV «где-то в Венгрии». Как мы помним, сазавские монахи жили там с 1055 до 1061 года.
Фрагмент Реймского евангелия

Краткому господству славянской литургии положил конец в 1097 г. князь Бржетислав II, изгнавший славянских монахов и на их место призвавший бенедиктинцев из Бржевнова. На Сазаве утвердилась литургия латинская. Однако, в последствии, это не помешало королю Пржемыслу Отакару I ходатайствовать перед римским папой о причислении Прокопия к лику святых. В 1204 году Прокопий был официально канонизирован.


Еще один эпизод, связанный с Русью, произошел в 13 веке, вероятно, в 1253 году и связан он с личностью русского князя Даниила Романовича Галицкого. В это время Даниил Галицкий участвовал в венгерско-чешских войнах за австрийское наследство, видимо желая отблагодарить венгерских друзей за ту помощь, которую они  оказали ему в борьбе с татаро-монголами. По условиям договора, Даниил должен был вторгнуться со своим войском в Чехию и занять Прагу. Практически подойдя к стенам Праги, Даниил решил заехать в Сазаву, чтобы поклониться святым местам. Доподлинно известно, что после посещения Сазавского монастыря Даниил свой поход продолжать не стал. Что же явилось причиной такого резкого изменения планов Даниила?
Алтарь церкви
Построенная в средние века крипта имеет форму полукруга. В кладке сохранились фрагменты раннеготических ребер. Кирпичные своды 17 века получили новую форму в 1950 году.
Через бывший придел Девы Марии мы попадаем в крестовый коридор, где в настоящее время находится лапидарий с архитектурными фрагментами, отражающими историю строительства храма.

Капитульный зал, от которого до нашего времени сохранился лишь остов, все еще представляет собой наиболее великолепную часть всего монастырского ансамбля. Обычно его датируют 1340 годом. После пожара 1746 года, Капитульный зал был перестроен, причем половину его пространства поглотил новый крестовый коридор. Однако сохранившаяся часть дает нам достаточное представление о великолепии всего помещения, первоначально квадратного и перекрытого крестовыми сводами, которые опирались на центральную колонну. 
Наиболее ценным элементом украшения Капитульного зала следует считать настенную роспись, обнаруженную в 1943-1944 гг. Она покрывает не только всю поверхность стен, но и все поля сводов, а также остальные архитектурные детали. На северной стене изображены сцены обручения Девы Марии и Благовещения. На противоположной стене – Рождество Христово и Поклонение волхвов. В простенках между окнами мы видим Деву Марию, ожидающую рождения Христа и Деву Марию с Младенцем. Кроме того, здесь запечатлены Покров Пресвятой Богородицы, а также единственное в своем роде изображение Девы Марии, которая ведет за руку Младенца Христа; по всей вероятности, эта сцена передает один из эпизодов возвращения из Египта, куда семья Иосифа и Марии была вынуждена бежать, спасаясь от царя Ирода.
Хотя строительство Капитульного зала относится к первой половине 14 века, его художественного оформление было произведено приблизительно в 1360-1370 гг., т.е. на втором этапе строительства храма. Тогда на Сазаве работали чешские, однако, воспитанные на образцах придворного искусства, художники. Мастер, который расписывал восточную стену Капитульного зала с окнами, исходил скорее из традиций придворного стиля, в то время как автор остальной росписи придерживался отечественных приемов первой половины 14 века. Сазавская роспись представляет собой выразительный этап чешской готической настенной живописи 14 века.
Сазавская мадонна. Фреска в капитульном зале

При австрийском императоре Иосифе II монастырь был упразднен, костел превращен в приходской и освящен в честь Св. Прокопия. По всей видимости, император Иосиф не имел ничего против именно Сазавского монастыря. Своим указом от 1781 года он  упразднил многие монастыри в австро-венгерских владениях. В их числе был и Сазавский.

Один из эпизодов жизни монастыря связан с личностью российского императора Петра I.
Здесь необходимо вернуться на 83 года назад, к тому нашумевшему в Европе Великому посольству, с которым молодой царь Петр I путешествовал по европейским столицам. Известно, что одним из пунктов того путешествия была Вена, а путь туда лежал через Прагу. По всей видимости, Петр посетил и Сазаву во время своей остановки в Праге в 1698 году. В пользу этой версии говорит очень интересный рассказ Михаила Андреевича Милорадовича, блестящего русского генерала, героя войны 1812 года.

В 1799 году, когда русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым, возвращалась из своего прославленного Швейцарского похода, Суворов остановил ее на отдых в замке Шкворец, что неподалеку отсюда, а сам решил отдохнуть в Праге. Милорадович в этом походе состоял при Суворове дежурным генералом и, как известно, они были очень дружны. В один из вечеров Суворов вызвал Милорадовича к себе и был очень обеспокоен. Михаил Андреевич поинтересовался у полководца: «Что случилось?» В ответ Суворов достал из своего походного ранца шкатулку. Все окружение Суворова знало, что тот хранил в ней горстку сазавской земли, доставшуюся ему от отца - Василия Ивановича, крестника Петра I. Василий Иванович завещал бережно хранить ее,  ведь ему она досталась «от батюшки, Петра Алексеевича», то есть от самого императора Петра. Суворов открыл шкатулку перед Милорадовичем. Она была пуста. Александр Васильевич был очень расстроен, с этой шкатулкой он не расставался всю жизнь и посчитал исчезновение земли дурным знаком. Не известно, поехал ли Суворов в Сазаву за новой землей, но известно точно, что по возвращении в Петербург его ждала опала и скоропостижная смерть в 1800 году.

 В начале 19  века монастырский ансамбль перешел в частные руки и очень часто переходил от одного владельца к другому. Иоганн из Нейбурга, купивший сазавское поместье в 1867 г. перестроил бывший главный корпус в теперешний замок, в нижнем этаже которого будут размещены собрания памятников старославянской культуры. 

В после Второй мировой войны комплекс Сазавского монастыря был национализирован и перешел в собственность государства.
В 1962 г. весь ансамбль был объявлен национальным памятником культуры. 
Основное историческое значение Сазавского монастыря состоит в том, что он является единственным в Чехии зарегистрированным в истории традиционным центром старославянской письменности. Однако с 14 по 19 века большое национальное значение имеют также традиции, связанные с именем его основателя. Легенда о Св. Прокопии, который изгнал из монастыря немецкого аббата, укрепляла национальное самосознание чешского народа. Мотивы легенд о Св. Прокопии часто вдохновляли также представителей  современного искусства, например, скульптора И.В. Мысльбека и поэта Ярослава Врхлицкого. 

В монастыре продолжаются реставрационные работы.
Вновь обретаемые фрески. Фрагмент потолочной росписи.


В настоящее время монастырь открыт для посещений как музей. Стоимость входного билета для взрослых с экскурсией на русском языке - от 140 чешских крон.

Официальный сайт: http://www.klaster-sazava.cz







Особая благодарность управляющей монастыря Сазава Ярославе Матоушовой за предоставленные материалы и фотографии.


TEXT.RU - 100.00%


Тэги: кирилл, литургия, мефодий, монастырь, первый, петр, прокопий, сазава, святой, славянский, суворов, чехия

 


BlogRider сегодня
Сообществ
1309
Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»
Изменения рейтинга
Категория «Авто/Мото»
Взлеты Топ 5
+265
299
MicheL1102
+238
257
Темы_дня
+230
258
Bisdiv.com
+220
259
Дневник
+177
284
Пофигист
Падения Топ 5
-2
149
Журнал пользователя alexfox2011@mail.ru
-4
147
Auto Motive Group Ltd.
-6
240
Kia K3 | Cerato - Forte
-8
119
News Formula 1
-10
135
BMW-guide
Главные темы
Популярные за сутки

300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.