Сегодня 28 декабря, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Убери Пузо !!! : Как правильно питаться и без напрягов качаться
Убери Пузо !!! : Как правильно питаться и без напрягов качаться
Голосов: 1
Адрес блога: http://blogs.mail.ru/mail/silva2000/
Добавлен: 2009-04-04 20:23:10 блограйдером bluechipz
Принадлежит блограйдеру bluechipz
 

Укомплектованность механизированных корпусов личным составом на

2010-04-05 03:20:00 (читать в оригинале)

 
Укомплектованность  механизированных корпусов личным составом на 1 июня 1941 г.  
 
Личный состав 
Округ
Номер корпусаКоличество% укомплектованности
ЛенВО13134887
 102606572
ПрибОВО33197587
 122999883
ЗапОВО62400567
 112160560
 131780949
 141555043
 171657846
 202038957
КОВО42809778
 83192789
 92683374
 153393594
 162638073
 192265463
 222408767
 242155660
ОдВО23239690
 182687975



http://mechcorps.rkka.ru/index.htm
=============================
http://rkka1941.blogspot.com/

http://uberipuzo.blogspot.com/

Количественный и качественный состав танкового парка РККА к 1 ию

2010-04-05 02:51:00 (читать в оригинале)

 
Количественный и качественный состав танкового парка РККА к 1 июня 1941 г. [1] 
 
Округа, базы, складыВсего танков и САУИз них боеготовыхТребуют ремонта% боеготовых
ЛенВО1857154331483.1
ПрибОВО1549127427582.2
ЗапОВО2900219270875.6
КОВО5465478867787.6
ОдВО101174326873.5
ЗакОВО87771716081.8
САВО3632887579.3
ДВФ3201296323892.6
ЗабВО2496207442283.1
АрхВО2625196.2
МВО117394922480.9
ПриВО44333510875.6
ОрВО32119912262
ХВО3052208572.1
СКВО1571332484.7
УрВО5348590.6
СибВО2161991792.1
Рембазы НКО677677
Склады НКО161156.3
Всего в РККА2310618691441580.9

   В данной таблице не учитываются те танки, которые с 31 мая по 21 июня 1941 г. были отгружены с заводов. Таких танков было 206. 
К боеготовым отнесены танки двух категорий - новые, небывшие в эксплуатации и бывшие в эксплуатации, но исправные или требующие незначительного войскового ремонта. 
   К небоеготовым - категории танков, требующих значительного и капитального ремонта. 
 
 
Литература: 
1. Дроговоз И. "Железный кулак РККА. Танковые и механизированное корпуса Красной Армии 1932-41 гг.". М. Техника-молодежи. 1999.  
 
 
http://mechcorps.rkka.ru/index.htm


=============================
http://rkka1941.blogspot.com/

http://uberipuzo.blogspot.com/

Наличие бронетанковой техники в соединениях ЗапОВО на 15.04.41 г

2010-04-05 02:51:00 (читать в оригинале)




Наличие бронетанковой техники в соединениях ЗапОВО на 15.04.41 г.



СоединениеТ-37Т-38Т-27Т-26Т-26 хим.Т-40БТВсего танковБА-3БА-6БА-10БА-20ФАИД-12Всего БА
1-й ск-33
28-й ск-22
2-я сд5212651511
6-я сд4121646111
8-я сд161610414
13-я сд6121810212
17-я сд22446111
24-я сд151510212
27-я сд21431910212
37-я сд17171010
42-я сд13316310215
49-я сд115161010
50-я сд161663811011
55-я сд8111911213
56-я сд5152010212
64-я сд1232248
75-я сд5101510212
85-я сд101019111
86-я сд161610 *111
100-я сд161610212
108-я сд31215-
113-я сд1252628212
121-я сд221239110
143-я сд1616617
155-я сд2241010
161-я сд15633
Части ВВС1111-
6-я кд484810515
36-я кд555514620
Всего в пехоте, кавалерии и ВВС31255176111035042424521290
* - БА-10/БА-27



http://mechcorps.rkka.ru/index.htm

=============================
http://rkka1941.blogspot.com/

http://uberipuzo.blogspot.com/

14 механизированный корпус

2010-04-05 01:57:00 (читать в оригинале)

Последнее изменение - 29.11.07.
 

14 механизированный корпус
в/ч 8535
4 армия. Западный ОВО. Кобрин.
Командир - генерал-майор Степан Ильич Оборин,
полковник Иван Васильевич Тутаринов.
Заместитель по политической части - полковой комиссар Иван Васильевич Носовский (20.03.41-30.06.41, погиб).
Помощник по технической части - военинженер 1 ранга Афанасий Яковлевич Кривоконев.
Начальник штаба - полковник Иван Васильевич Тутаринов.
Начальник оперативного отдела - подполковник Александр Алексеевич Кожевников.
Начальник отдела связи - полковник Василий Андреевич Давыдов.
Начальник строевого отдела - старший лейтенант Иван Иванович Гаврилов.
Начальник отдела тыла - майор Денис Никитович Пернов.
Начальник инженерной службы - майор Антон Иванович Лейко.
Начальник химической службы - майор Всеволод Николаевич Ильинский.
Начальник автотранспортной службы - майор Иван Степанович Райков.
Начальник санитарной службы - Василий Васильевич Леонов.
Начальник снабжения - майор Степан Павлович Холодов.
Начальник бронетанкового снабжения - воентехник 1 ранга Виталий Трофимович Павловский.
Начальник снабжения ГСМ - техник-интендант 1 ранга Михаил Иванович Цысаренко.
Начальник артиллерии - комбриг Алексей Григорьевич Росляков.
Заместитель начальника отдела политпропаганды - полковой комиссар Николай Васильевич Шаталов (5.07.41-30.07.41). Состав:
  • 22 танковая дивизия - в/ч 5389
Командир - генерал-майор танковых войск Виктор Павлович Пуганов. 
Заместитель по строевой части - полковник Иван Васильевич Кононов. 
Заместитель по политической части - полковой комиссар Алексей Алексеевич Илларионов (20.03.41 - погиб). 
Заместитель по технической части - военинженер 2 ранга Ефим Григорьевич Чертов.
Начальник штаба - подполковник Александр Спиридонович Кислицын.
Начальник оперативного отделения - капитан Виктор Андреевич Рожнятовский.
Начальник разведывательного отделения - майор Василий Сидорович Парфенов.
Начальник отделения связи - капитан Иван Антонович Крохин.
Начальник строевого отделения - интендант 3 ранга Ефим Павлович Подоприхин.
Начальник отделения тыла - капитан Григорий Тимофеевич Проценко.
Начальник инженерной службы - майор Николай Григорьевич Тимофеев.
Начальник химической службы - капитан Т. М. Черный.
Начальник автотранспортной службы - капитан Орест Леонтьевич Удовенко.
Начальник санитарной службы - военврач Смирнов.
Начальник снабжения - подполковник Иван Матвеевич Дернов.
Начальник снабжения ГСМ - воентехник 2 ранга Виктор Семенович Денисов.
Заместитель начальника отдела политпропаганды - батальонный комиссар Николай Матвеевич Никитов (1.04.41-27.06.41).
    • 43 танковый полк 
Командир - майор, подполковник Ефим Иванович Жаров,
капитан Николай Николаевич Дмитрук.
Помощник по технической части - воентехник 1 ранга Николай Семенович Дмитриев.
Помощник по снабжению - интендант 3 ранга Яков Моисеевич Петренко.
Начальник штаба - капитан Герасим Никифорович Бойко.
Начальник оперативной части - капитан Давид Львович Малинский.
Начальник связи - старший лейтенант Алексей Семенович Жуков.
  • 1 танковый батальон (капитан Михаил Иванович Кудрявцев)
  • 2 танковый батальон (капитан Наджаф Агаевич Абдулаев)
  • 3 танковый батальон (капитан Фока Власович Мельников)
  • 4 танковый батальон (капитан Николай Александрович Бойцов)
  • автотранспортный батальон (капитан Измаил Сосланбекович Духиев)
    • 44 танковый полк 
Командир - майор Иван Дмитриевич Квасс.
Помощник по технической части - воентехник 1 ранга Николай Игнатович Жуков.
Помощник по снабжению - интендант 2 ранга Василий Еремеевич Сургайло.
Начальник штаба - майор Василий Антонович Сенкевич.
Начальник оперативной части - капитан Дмитрий Гаврилович Синяк.
Начальник связи - лейтенант Василий Федорович Горбенко.
  • 1 танковый батальон (капитан Николай Николаевич Дмитрук)
  • 2 танковый батальон (старший лейтенант Спиридон Дмитриевич Заяц)
  • 3 танковый батальон (капитан Тимофей Алексеевич Мурич)
  • 4 танковый батальон (капитан Вячеслав Иванович Вознесенский)
    • 22 мотострелковый полк - в/ч 5451
Командир - майор Иван Иванович Елистратов (с 25.03.41 г.).
Начальник штаба - капитан Семен Александрович Врублевский (с 7.05.41 г.).
    • 22 гаубичный артиллерийский полк - в/ч 5473
Командир - подполковник Селетков (ранен 22.06.41 г.).
    • 22 отдельный разведывательный батальон - в/ч 5431
Командир - капитан Ефим Филиппович Анищенков.
    • 22 автотранспортный батальон - в/ч 5486
Командир - старший лейтенант Игнатий Романович Рязанов.
    • 22 ремонтно-восстановительный батальон - в/ч 5491
Командир - капитан Теодор Карлович Аугустов.
    • 22 медико-санитарный батальон - в/ч 5497
Командир - военврач 3 ранга Николай Иванович Воронович.
    • 22 рота регулирования - в/ч 5447
Командир - старшиий лейтенант Григорий Трофимович Брыков.
    • остальные части (озад - в/ч 5449, понб - в/ч 5479, обс - в/ч 5444, пхз - в/ч 5676) по номеру дивизии кроме 663 полевой почтовой станции и 568 полевой кассы Госбанка
  • 30 танковая дивизия - в/ч 9465
Командир - полковник Семен Ильич Богданов. 
Заместитель по строевой части - полковник Андрей Парфирьевич Лесниченко.
Заместитель по политической части - военинженер 2 ранга Василий Иванович Макаров (20.03.41-30.06.41, погиб).
Помощник по технической части - майор Леонид Михайлович Иванов.
Начальник штаба - полковник Николай Николаевич Болотов.
Начальник оперативного отеделения - капитан Феодосий Иванович Хвощинский.
Начальник разведывательного отеделения - старший лейтенант Павел Иванович Макеев.
Начальник отделения связи - майор Иван Степанович Мареев.
Начальник строевого отделения - капитан Анатолий Николаевич Людомир.
Начальник отделения тыла - старший лейтенант Анатолий Александрович Кузнецов.
Начальник инженерной службы - капитан Ефим Антонович Гайдук.
Начальник химической службы - майор Иван Ильич Худяков.
Начальник автотранспортной службы - военинженер 3 ранга Иван Федорович Тарасов.
Начальник снабжения - капитан Николай Васильевич Воловщиков.
Начальник бронетанкового снабжения - капитан Степан Антонович Киричек.
Начальник снабжения ГСМ - воентехник 1 ранга Валентин Степанович Ковалев.
Заместитель начальника отдела политпропаганды - батальонный комиссар Шарафей Шиганович Гизатулин (1.04.41-30.06.41, погиб или пропал без вести в 1941 г.).
    • 60 танковый полк - в/ч 9514
Командир - майор Трофим Иванович Танасчишин.
Помощник по технической части - воентехник 1 ранга Николай Семенович Матвеев. 
Помощник по снабжению - интендант 3 ранга Михаил Федорович Калиниченко.
Начальник штаба - капитан Владимир Ульянович Садовский.
Начальник оперативной части - воентехник 1 ранга Александр Иванович Кулинич (пропал без вести в 1941 г.).
Начальник связи - вонтехник 1 ранга Григорий Михайлович Ходасевич.
  • 1 танковый батальон (майор Максим Артемович Бандурко)
  • 2 танковый батальон (старший лейтенант Михаил Георгиевич Матюхин)
  • 3 танковый батальон (капитан Петр Романович Афанасьев)
  • 4 танковый батальон (старший лейтенант Михаил Николаевич Шабанов)
  • автотранспортный батальон (старший лейтенант Алексей Петрович Остапчук)
    • 61 танковый полк - в/ч 9519 
Командир - майор Петр Иванович Иванюк.
Заместитель по политической части -  старший политрук Николай Андреевич Стефанчиков (погиб или пропал без вести в 1941 г.).
Помощник по технической части - воентехник 1 ранга Федосий Данилович Соляр.
Помощник по снабжению - капитан Помний Семенович Никитин.
Начальник штаба - капитан Иван Георгиевич Полянский.
Начальник оперативной части - капитан Сергей Федорович Ламинский (Ломинский) (погиб или пропал без вести в должности начальника штаба полка).
Начальник связи - лейтенант Павел Яковлевич Алымов.
  • 1 танковый батальон (капитан Сергей Сергеевич Абрамкин)
  • 2 танковый батальон (капитан Павел Трифонович Бурдастаков)
  • 3 танковый батальон (старший лейтенант Петр Гаврилович Симонов)
  • 4 танковый батальон (капитан Федор Иосифович Лысенко)
  • автотранспортный батальон (капитан Степан Дмитриевич Долбушев (пропал без вести в 1941 г.))
    • 30 мотострелковый полк - в/ч 9511
Командир - полковник Петр Антонович Чернядьев (с 25.03.41 г.).
    • 30 гаубичный артиллерийский полк - в/ч 9527
    • 30 разведывательный батальон - в/ч 9472
Командир - старший лейтенант Иосиф Яковлевич Мандель.
    • 30 автотранспортный батальон - в/ч 9533
Командир - капитан Михаил Антонович Нещерет.
    • 30 ремонтно-восстановительный батальон - в/ч 9535
Командир - воентехник 1 ранга Владимир Иванович Федоров.
    • 30 рота регулирования - в/ч 9481
Командир - лейтенант Сергей Семенович Денисенко.
    • остальные части (озад - в/ч 9486, понб - в/ч 9529, обс - в/ч 9477, медсанбат - в/ч 9539, пах - в/ч 9547) по номеру дивизии кроме 68 полевой почтовой станции и 298 полевой кассы Госбанка
  • 205 моторизованная дивизия - в/ч 9671
Командир - полковник Филипп Федорович Кудюров. 
Заместитель по политической части - старший батальонный комиссар Александр Георгиевич Копылов (20.03.41-30.06.41).
Начальник штаба - подполковник Василий Федорович Попов (погиб 25.06.41 г.).
Начальник оперативного отделения - майор Иван Филатович Кровяков (с 7.05.41 г.).
Начальник артиллерии - подполковник Торопков (возможно, Торопов).
Заместитель начальника отдела политпропаганды - батальонный комиссар Дмитрий Васильевич Курбацкий (1.04.41-30.06.41).
    • 226 мотострелковый полк - в/ч 9681
Командир - майор Михаил Иванович Алексеев.
    • 721 мотострелковый полк - в/ч 9674
Командир - майор Асканаз Георгиевич Карапетян.
    • 127 танковый полк
Командир - майор Николай Алексеевич Чебров.().
    • 672 артиллерийский полк - в/ч 9684
Начальник штаба - капитан Матвеев.
    • 30 отдельный противотанковый дивизион - в/ч 9720
Командир - старший лейтенант Сыриков.
    • 164 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион - в/ч 9715
    • 293 разведывательный батальон - в/ч 9697
    • 394 легко-инженерный батальон - в/ч 9709
    • 598 отдельный батальон связи - в/ч 9706
    • 203 артиллерийский парковый дивизион - в/ч 9746
    • 369 медико-санитарный батальон - в/ч 9730
    • 688 автотранспортный батальон - в/ч 9762
    • 112 ремонтно-восстановительный батальон - в/ч 9739
    • 46 рота регулирования - в/ч 9767
    • 482 полевой хлебозавод - в/ч 9735
    • 498 полевая почтовая станция
    • 915 полевая касса Госбанка
  • 20 мотоциклетный полк - в/ч 8575
  • Командир - майор Иван Семенович Плевако. Помощник по технической части - капитан Иван Павлович Чепурнов. Помощник по хозяйственной части - майор Георгий Васильевич Григорьев. Начальник штаба - майор Александр Александрович Жванин. Начальник связи - старший лейтенант Павел Федорович Пузырь.   
  • 519 отдельный батальон связи - в/ч 8547
  • 67 отдельный мотоинженерный батальон - в/ч 8563
  • 114 корпусная авиационная эскадрилья - в/ч 4705


Наличие танков на 20.02.41:

Всего
Мехкорпус513
 Наличие боевых и вспомогательных машин в соединениях корпуса на 15.04.41 г.:
Марка и тип машиныУправление корпуса22-я танковая дивизия30-я танковая дивизия205-я моторизованная дивизияВсего в корпусе
По штатуНаличиеПо штатуНаличиеПо штатуНаличиеПо штатуНаличиеПо штатуНаличие
Танки КВ--63-63---126-
Танки Т-28----------
Танки Т-34--210-210---420-
Танки БТ-76-26-26-238-296-
Танки БТ-5----------
Танки БТ-2----------
Танки Т-26--2225022243--44493
Танки Т-26 хим.--5419546-110826
Т-26 тягачи---10-14---24
Танки Т-40------17-17-
Танки Т-38---2-----2
Танки Т-37---3-5---8
Танкетки Т-27----------
Бронемашины БА-1022-56856-187 (*)15215 (*)
Бронемашины БА-205-396395311211423
Легковые1814522452343615152
Пикапы131722-2212087726
Грузовые ГАЗ2110330161330814503801131612
Грузовые ЗИС511057610357690341321544255
Грузовые ЯГ-АМО-----1---1
Мастерские типа "А"5-35133572429922
Мастерские типа "Б"3-2552561717012
Автоцистерны10-1035810335127434397
ПЗС-110-10-122323
Штабные автобусы4414101491014224
Санитарные3-2162162226714
Прочие специальные ГАЗ13-77257720103727052
Прочие специальные ЗИС7


ТАНКОВАЯ ШКОЛА В КАЗАНИ. ОБЪЕКТ "КАМА"

2010-04-05 00:35:00 (читать в оригинале)

ТАНКОВАЯ ШКОЛА В КАЗАНИ. ОБЪЕКТ "КАМА"

Наряду с другими ограничениями Версальский договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска, разрабатывать и производить бронетанковое вооружение. Однако ее военное руководство прекрасно понимало, что в будущих войнах решающую роль сыграют именно бронетанковые войска. Отставание в этой области от армий ведущих мировых держав заведомо ставило Германию в неравное положение. Командование рейхсвера в поисках путей обхода этого запрета обратило взоры к Советскому Союзу, который так же. как и Германия, был заинтересован в создании современных танковых войск, но в отличие от нее не обладал ни промышленной базой, ни технологиями, ни квалифицированными кадрами. Предложение представителей рейхсвера об образовании смешанной танковой школы на территории СССР было принято советским военным и политическим руководством.

Договор об организации совместной танковой школы был заключен 2 октября 1926 года в Москве. С немецкой стороны его подписал руководитель "Центра Москва" и ВИКО полковник X. фон дер Лит-Томзен, а с советской - начальник разведывательного управления Штаба РККА Я.К.Берзин. Школа должна была размещаться в бывших Каргопольских казармах в Казани. В ее распоряжение передавались не только имевшиеся там строения, но и учебное поле, стрельбище, полигон, находившийся в 7 км, и пути сообщения между ними.

Договор был заключен на три года со дня подписания и предусматривал, что если ни одна из сторон не подаст заявления о расторжении договора за шесть месяцев до его истечения, то действие договора автоматически будет продлено еще на один год. По истечении действия договора танки, запасы имущества, вооружение, оборудование мастерских и инвентарь подлежали возвращению немецкой стороне, а строения и другие стационарные сооружения - Красной Армии. Кроме того, советская сторона могла выкупить у ВИКО интересующие ее предметы технического оборудования по стоимости, определенной паритетной комиссией.

Немецкая сторона брала на себя вопросы организации танковой школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений. Она несла расходы по текущему содержанию школы (оплата коммунальных услуг и электроэнергии, приобретение горючего, сырья, материалов, учебных пособий и др.), а также по содержанию немецкого персонала - как постоянного, так и переменного. Эти финансовые затраты были немалыми: только на перемещение ранее располагавшихся в Каргопольских казармах войск ВИКО затратила 125 тыс. рублей.

Советская сторона выделяла для танковой школы соответствующий технический состав для мастерских, рабочих и охрану, которая также оплачивалась ВИКО.

На первом этапе (с апреля 1927 г.) постоянный состав танковой школы должен был состоять с немецкой стороны из 42 человек, в том числе семи человек административной службы, трех преподавателей (по артиллерийскому, пулеметному делу и радиоделу), пяти инструкторов по вождению танков; советская сторона обязалась представить 30 человек административно-технического и вспомогательного состава, не считая охраны.

Имущество школы помимо жилых помещений, мастерских, складов, электростанций и прочего включало три танка, два гусеничных трактора, два грузовика, два легковых автомобиля и два мотоцикла.

Начальниками танковой школы назначались немецкие представители: в 1929 году - подполковник Мальбранд, в 1930 году - Риттер фон Радльмайер, в 1931-1933 гг. - полковник Харпе. Они подчинялись руководству рейхсвера в лице уже упомянутого руководителя "Центра Москва" и одновременно председателя ВИКО полковника X. фон дер Лит-Томзена. работали по его директивам, руководили административно-хозяйственной и учебно-строевой жизнью школы. В распоряжение начальника школы выделялся штатный помощник - советский офицер, который подчинялся советским инстанциям и предназначался для оказания помощи немецкой стороне при решении текущих задач, взаимодействия с советскими военными и гражданскими органами, наблюдения и урегулирования вопросов, связанных с работой и учебой советского персонала. Являясь официальным представителем Красной Армии, он выражал пожелания советской стороны, которые учитывались руководством школы при составлении учебной программы.

В первый год работы возможно большее число учебных мест предназначалось для советского переменного состава, т.е. для курсантов Красной Армии. Все расходы по содержанию .и обучению советского персонала, а также расходы на горючее. боеприпасы и ремонт техники оплачивались советской стороной. Начиная со второго года по взаимному согласованию устанавливалось точное соотношение мест для каждой из сторон.

Поскольку организация танковой школы являлась нарушением Германией Версальского договора, то большое значение уделялось мерам конспирации. В немецких источниках школа фигурировала как "объект Кама", в советских - как "КА", "РА" и др. В документах Красной Армии совместный учебный центр именовался "Казанью", "Камой", "школой", "курсами ТЕКО", а немецкая сторона - "друзьями", "арендаторами", ВИКО, ОГЕРС. Немецкий персонал числился как технический и преподавательский состав "курсов Осоавиахима". И постоянный, и переменный состав на занятиях вне казарм и на официальных приемах носил форму РККА, но без петлиц и знаков различия, в остальное время было разрешено ношение гражданской одежды. Контакты с советскими гражданами были сведены до минимума; корреспонденция на немецком языке доставлялась особым курьером, а телеграммы должны были присылаться только на русском языке.

Предполагалось, что танковая школа начнет работать с июля 1927 года, когда закончатся все строительные работы, а из Германии будет доставлено имущество для практических занятий. Однако ее строительство и оборудование растянулось на полтора года, поглотив, по ориентировочным советским подсчетам, 1.5-2 млн. марок. Летом 1928 года была ликвидирована строительная комиссия "Кама", и на ее территории с 1 августа были официально сформированы "Технические курсы Осоавиахима". которые находились в ведении ОГЕРСа.

Но уже в декабре 1928 года Штаб РККА не без сожаления констатировал, что "танковая школа в Казани до сих пор еще не начала функционировать: занятия в ней начнутся, по заявлению немцев, лишь с весны 1929 года. когда будут из Германии доставлены необходимые для школы танки. Пока что немцы в течение двух лет отстроили и оборудовали школьные помещения, мастерскую и учебное поле. Из этого предприятия мы сможем извлечь пользу лишь с началом занятий, так как имеем право на паритетных началах иметь равное количество учеников". Кроме того, существование школы ставилось в зависимость от оснащения ее новейшими типами танков и создания при ней научно-исследовательского отдела, в состав которого были бы включены советские научно-технические работники.

Обещанные танки (всего десять единиц, в том числе пять легких и два средних танка) немцы хотели доставить через Ленинград с началом навигации. Стремясь обезопасить себя от возможных политических осложнений, они обратились в марте 1929 года к Советскому Союзу с предложением заключить с фирмой "Рейнметалл" фиктивный договор о закупке этих танков. Нарком по военным и морским делам К.Е.Ворошилов поддержал данный проект и направил соответствующее ходатайство в Политбюро ЦК ВКП(б), особо отметив, что "скорое прибытие танков в СССР для РККА крайне желательно". Однако предложение было отвергнуто, И.В. Сталин собственноручно наложил резолюцию: "... о танках - мы не можем пойти на фиктивную сделку".

Тем не менее, несмотря на трудности и неурядицы, в первой половине 1929 года в танковой школе в Казани начались практические занятия. Сначала на четырехмесячных курсах был обучен постоянный состав, а затем и первая группа переменного состава, в которую входили десять советских курсантов.

Учебная программа Казанской школы включала теоретический курс, прикладную часть и технические занятия. В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения на поле боя. Прикладная часть включала обучение вождении" машии по различной местности (ровной и пересеченной) и в различных условиях (Днем, ночью, с использованием фар и без них, с применением дымов). Слушатели обучались стрельбе, приобретали навыки проведения боевых стрельб, отрабатывали действия в составе подразделений (до роты включительно), способы взаимодействия с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше. На технических занятиях обучаемые получали практику технического обслуживания и ремонта танков.

Первая совместная оценка деятельности танковой школы была дана 5 сентября 1929 года во время беседы наркомвоенмора СССР Ворошилова с начальником генерального штаба рейхсвера генералом Хаммерштайном. Немецкий генерал выразил удовлетворение по поводу состояния дел и высказал пожелание, чтобы "в Казани дальше все шло по-прежнему, как оно есть сейчас: производство опытов с одной стороны и обучение - с другой стороны. Но мы бы хотели увеличить число курсантов с 10 до 20, чтобы лучше использовать затраченный капитал". Касаясь ранее сделанного советским руководством предложения о создании при школе научно-исследовательского отдела, Хаммерштайн заявил: "Мы в Казани не хотим организовывать конструкторское бюро. Там имеются инженеры тех заводов, которые нам танки доставляют и которые ищут ошибки в их конструкции. Последние, в свою очередь, устраняются конструкторскими бюро соответствующих заводов в Германии ...". Он также предложил: "Было бы хорошо. если бы несколько русских инженеров работали с нами. Нам это было бы приятно, так как русские специалисты могли бы помогать и сами знакомиться с нашей работой. Кроме того, мы могли бы тогда обменяться теми чертежами и описаниями танков, которые имеются в [нашем] распоряжении - заграничные материалы - и ознакомиться с русскими танками".

Находившиеся в школе танки являлись опытными конструкциями и нуждались, по мнению генерала, в доработке и модернизации. Поэтому немецкие курсанты проходили не только теоретический курс по тактике, но и техническое обучение на германских заводах, поставлявших танки. "Мы приветствовали бы, - добавил Хаммерштайн, - если бы из числа русских курсантов два или три человека участвовали в прохождении зимнего курса в Германии ...".

Через два с лишним года Ворошилов, беседуя с преемником Хаммерштайна генералом В.Адамом, сказал о технической оснащенности школы: "Я не могу поверить, что у вас нет большего, чем в Казани. Три года в Казани возятся - и никакой новой материальной части. Все те же танки, что привезли сначала. Я говорил: "Шлите конструкторов, и вы и мы будем иметь танки ..." На возражение Адама о возросших расходах и ограниченности финансовых средств рейхсвера Ворошилов ответил: "Я считаю, что можем многое улучшить в Казани, если ваши средства пойдут на технику и сама техника будет более реальной. Еще когда здесь был Хаммерштайн, я выдвигал перед ним необходимость прислать больше типов и конструкций. У нас есть уже промышленная база, но у нас мало пока людей-конструкторов. У вас же люди есть. мы так и полагали, что ваша сторона будет давать макеты, чертежи, проекты, идеи. конструкции, словом, что мы получим лаборатории и для вас, и для нас".

Однако немецкая сторона осталась верна ранее избранной линии и дальше испытаний, доработки и модернизации имевшихся в Казанской школе тяжелых, средних и легких танков не шла. Правда, как и было оговорено, в этих работах принимали участие советские инженеры и техники. Был реализован и советский проект создания совместных конструкторских бюро, разработки новых образцов танков и их производства на отечественных предприятиях. Но с этим танковая школа непосредственно связана не была.

В целом занятия в танковой школе проходили планомерно, в соответствии с ранее утвержденной учебной программой. В 1929-1931 гг. на "курсах ТЕКО" прошли обучение 65 человек начсостава танковых и мотомеханизированных частей РККА. Большую часть из них составили строевые командиры и преподаватели бронетанковых вузов, остальные офицеры были инженерами (танкистами, артиллеристами, радистами).

В отчете о работе "курсов ТЕКО" в марте 1932 года отмечалось, что "основная целеустановка Управления механизации и моторизации РККА в вопросе использования ТЕКО сводилась к тому, чтобы ознакомить командиров РККА с особенностями конструкции немецких боевых машин, изучить методику стрелковой подготовки танкиста и приборы управления машинами и огнем в бою, изучить вопросы боевого применения танковых частей и попутно овладеть в совершенстве техникой вождения боевых машин".

Изучение чертежей, ознакомление с материальной частью боевых машин и результатами испытаний позволили нашим инженерам практически использовать немецкий, опыт. В советских танках Т-24, Т-26, Т-28, Т-35 и БТ были применены элементы немецких конструкций: подвеска, сварные корпуса, внутреннее размещение экипажа, стробоскопы и наблюдательные купола. перископические прицелы, спаренные пулеметы, электрооборудование башен средних танков, радиооборудование, а также технические условия проектирования и постройки.

Много интересного было отмечено и в методике проведения занятий по тактике, вождению машин и стрелковой подготовке. В силу этого немецкая методика обучения танкистов стрелковому делу была использована при разработке "Руководства по стрелковой подготовке танковых частей РККА".

Поэтому в вышеупомянутом отчете делался вывод, что "в целом работа ТЕКО до сих пор еще представляет интерес для РККА как с точки зрения чисто технической, так и с тактической. Новые принципы конструкции машин и в особенности отдельных агрегатов, вооружение и стрелковые приборы, идеально разрешенная проблема наблюдения с танка, практически разрешенная проблема управления в танке и танковых подразделениях представляет еще собой область, которую необходимо изучать и переносить на нашу базу". Поэтому и в последующие годы военное руководство СССР намеревалось использовать курсы в качестве "исследовательской лаборатории для технического, тактического и методического усовершенствования наших командиров". В 1932 году на шестимесячные курсы было направлено 32 "отборных командира и инженера" (17 инженеров и 15 строевых офицеров). Основной упор, как и в прежние годы, делался на изучение конструкции танка, способов управления в бою, техники стрельбы, а также на освоение методики обучения танкистов.

Для занятий с советскими курсантами из Германии были приглашены пять преподавателей. С тремя преподавателями (по стрельбе и вооружению, по танковой радиотехнике и по танковым конструкциям) контракт был заключен на два года. Два преподавателя тактики были приглашены на шесть месяцев, т.е. на время их реальной работы на курсах. Для проведения строевых и тактических занятий и одновременного испытания техники в распоряжении "школы Кама" была выделена рота в составе двух взводов танкеток Т-27 и одного взвода танков MC-1. Немецкой стороне было предложено в порядке компенсации привезти из Германии новый трехтонный танк и восьмиколесную плавающую бронемашину, что и было сделано.

Кроме того, в постоянный состав "танковой школы Кама" в качестве помощников немецких инженеров были включены пять советских аспирантов, которые должны были детально овладеть методикой и опытом работы и в последующем перенести это в РККА. Для бронетанковых вузов предполагалось приобрести у немцев учебные пособия и экспонаты.

Танковая школа в Казани просуществовала относительно недолго. Ее постигла та же судьба, что и остальные немецкие объекты в СССР: по приказу Гитлера она была ликвидирована летом 1933 года. Вместе с тем она внесла существенный вклад в развитие советских танковых войск. Здесь готовились квалифицированные кадры танкистов, изучался передовой зарубежный опыт, испытывались новые образцы бронированных машин. отрабатывалась тактика боевых действий. Эти и многие другие факторы в немалой степени способствовали тому, что уже через десять лет советские танковые войска заняли лидирующее положение в мире и одержали ряд блестящих побед в годы второй мировой войны.



Военно-исторический журнал. 1993. №6, с.39-44; №7, с.41-44; №8, с.36-42.

http://zorka.boom.ru/stk/Kama.htm

=============================
http://rkka1941.blogspot.com/


http://uberipuzo.blogspot.com/


Страницы: 1 2 3 4 5 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.