Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «ркка»
Нюансы. Правда о ленд-лизе 2014-05-22 16:24:02
... танков составила в РККА порядка 12%. Советские ...
+ развернуть текст сохранённая копия
ВИКТОР САПРЫКОВ С начала Великой Отечественной войны руководители Англии и США заявили о готовности оказать Советскому Союзу всю возможную помощь. На совещании в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года высокопоставленных представителей США и Англии с советскими руководителями было принято решение об экономическом сотрудничестве. | Московское совещание министров иностранных дел СССР, Великобритании и США. 29 сентября 1941 г. |
Предусматривались поставки в СССР вооружения, военных материалов, сырья, медицинских предметов, всего 1,5 млн тонн грузов. При этом правительство США исходило из того, что война их с Германией неизбежна и что американцы и политически, и экономически заинтересованы в продолжении русскими этой войны.
За поставки из США и Англии СССР согласился на ответные поставки различных товаров, а главное, расплачивался за них средствами из золотого запаса страны. Это было невыгодно и тяжело советскому государству, которому требовалось всё больше вооружения для борьбы с агрессором. В результате усилий советской и американской дипломатии с 7 ноября 1941 года решением президента США Ф. Рузвельта на СССР был распространён закон о ленд-лизе.
Ленд-лиз – особая форма экономических отношений Советского Союза с Соединёнными Штатами и Великобританией. Английское to lend означает передачу во временное пользование, то есть взаймы, to lease – «сдавать в аренду». В целом: система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, ледоколов, гражданских морских и речных судов, промышленного оборудования, грузовых и легковых автомобилей, продуктов питания, различных товаров и услуг союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны 1939–1945 годов. Закон о ленд-лизе был утверждён Конгрессом США 11 марта 1941 года.
Закон давал президенту право помогать любой стране, оборона которой «против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов Америки». В число таких стран был включён и Советский Союз.
В соответствии с законом поставленные материалы, вооружение, оборудование, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате; после войны оставшееся и пригодное для гражданских целей имущество должно быть оплачено полностью или частично; после войны при заинтересованности американской стороны не разрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены Соединённым Штатам.
Средние танки «Матильда» перед отправкой в Советский Союз. 1941 г.
Таким образом, поставки по ленд-лизу осуществлялись в основном безвозмездно. Направлялись они в 42 страны. Больше всего их шло в Британскую империю, следующим по их объёму был СССР. Номенклатуру и объёмы поставок товаров определял Советский Союз. Как правило, и то, и другое принималось американской стороной. Другое дело, что они не всегда с точностью выполнялись. В свою очередь СССР оказывал помощь США и Великобритании в порядке ответного («обратного») ленд-лиза. Она включала ценные виды сырьевых материалов (хром, марганец и другие) и разного рода услуги (ремонт торговых судов союзников и т. п.). С ноября 1941 года американские поставки в СССР стали производиться на основании закона о ленд-лизе.
Начало союзническим военным поставкам положил английский минный заградитель «Адвенчур», прибывший в Архангельск 1 августа 1941 года в сопровождении советского эсминца «Сокрушительный» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. А 31 августа в порт вошёл первый британский конвой «Дервиш» (РQ–0). Находящийся в его составе авианосец «Аргус» доставил в СССР истребители «Харрикейн». В августе-сентябре из Англии прибыли также средние танки «Матильда» и «Валентайн». В 41-м же году в СССР пришло ещё 6 союзных конвоев. Все они добрались до советских портов без потерь.
Минный заградитель «Адвенчур».
В октябре-ноябре США направили в СССР 28 судов вместо 41 запланированного. Англичане в 1941 году вместо обещанных 750 танков поставили 466, из 600 танкеток – 300. А ведь это был начальный, самый тяжёлый период войны, когда шла битва за Москву и отечественная промышленность ещё не успела перейти на военные рельсы. Не без оснований английский профессор Р. Овери отмечал: «Мы помним, что Советский Союз ещё до поступления полноценной помощи по ленд-лизу сумел отбросить фашистов от стен Москвы».
По северному (арктическому) маршруту союзники за годы войны направили в СССР 41 морской конвой, который доставил главным образом оружие. Путь этот был самым коротким, конвои преодолевали его за 10–14 суток. Однако он являлся самым опасным. Немецкие подводные лодки и торпедоносцы постоянно атаковали конвои, фашистская авиация обрушивала на них град бомб. В результате ожесточённых морских и воздушных боёв в пути погибли 100 судов: 82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран. Были потоплены 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка союзников. Советские потери составили 2 эсминца, 20 подводных лодок, большое количество самолётов. Тем не менее в советские порты прибыли 811 судов с грузами, которые составили 22,6% всех поставок по ленд-лизу.
Главным маршрутом ленд-лиза был Тихоокеанский. На его долю пришлось 47,1% всех грузов по ленд-лизу. Суда с западного побережья США за 18–20 суток добирались до дальневосточных портов СССР – Петропавловска-Камчатского, Магадана, Владивостока. Обычно они шли по одному, «капельными рейсами», без какой-либо охраны. Недостаток маршрута – удалённость от фронта. Доставленные по морю грузы далее везли по Транссибирской магистрали в европейскую часть СССР. Тихоокеанским маршрутом поступали в СССР в основном машины и оборудование, продовольствие, нефтепродукты.
Прославленный ас Александр Покрышкин.
Ещё один крупный маршрут – трансиранский, или «персидский коридор». Проходил он от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. Основной его недостаток – большая продолжительность, занимал примерно 75 дней. Для ускорения поставок союзники в короткие сроки модернизировали и построили в Иране новые шоссейные и железные дороги, авиа- и автосборочные предприятия. Грузы в СССР шли двумя путями: сухопутным через советское Закавказье и водным – через Каспийское море. Всего с иранских предприятий в СССР ушло более 184 тысяч автомобилей – чуть меньше половины всех американских поставок автотехники. Самолеты в СССР отправлялись по воздуху. В целом по «персидскому коридору» в СССР поступило 23,8% поставок по ленд-лизу.
С октября 1942 года был открыт ещё один, четвёртый маршрут, связанный с авиационным ленд-лизом. По нему американские самолёты своим ходом перегонялись из США в СССР из города Фэрбэнкса на Аляске через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы и Якутии до Красноярска. Далее истребители в разобранном виде доставлялись на железнодорожных платформах в европейскую часть СССР и затем к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики пилотировали лётчики на фронтовые аэродромы.
Отправка американских самолётов на фронт по Транссибу.
Воздушный маршрут позволил пополнить советскую авиацию примерно 8000 самолётов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А–20» и «Митчелл Б–25», 710 транспортными самолётами «Дуглас С–47». Высокую оценку наших лётчиков заслужили американские истребители «Аэрокобра». Так, из 59 сбитых советским асом Александром Покрышкиным вражеских самолетов 48 нанёс он смертельный удар, летая на «Аэрокобрах». Хорошо зарекомендовали себя также американские бомбардировщики «Митчелл Б–25» и «Бостон А–20».
Номенклатура поставок по ленд-лизу была весьма широкой. Наиболее важное значение имели самолёты, танки, боевые корабли и катера для ВМФ, автомашины, подвижной железнодорожный парк, боеприпасы, техническое оборудование, цветные металлы, различные виды стратегического сырья и материалов, продовольствие, обувь и другие.
Ещё в годы войны в мировой историографии возникли вопросы о роли ленд-лиза в победе СССР. Они и ныне имеют место. На западе есть историки, которые продолжают придерживаться взглядов американцев Л. Роуза, Р. Лукаса, английских специалистов Г. Моля, М. Говарда и других, разработавших версию о решающей роли ленд-лиза в победе СССР над гитлеровской Германией.
Не все на Западе придерживались таких взглядов. Было немало там трезвомыслящих политиков. Так, помощник президента США Ф. Рузвельта Г. Гопкинс прямо заявил: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русских солдат». Подобной позиции придерживался и государственный секретарь США Э. Стеттиниус. Факты подтверждают оценки политиков, мыслящих объективно.
Многие «студебекеры» прошли по дорогам войны до Германии. 1945 г.
Всего по ленд-лизу за годы войны Советский Союз получил по одним данным 18 297, по другим – 22 195 самолётов разных типов, а произвёл, по российским источникам, 143 000 самолётов. Советские лётчики воевали в основном на отечественных самолётах. По ленд-лизу в страну было поставлено 12 788 танков, а наши заводы дали фронту более 100 тысяч танков и САУ. Доля американских и английских танков составила в РККА порядка 12%. Советские артиллеристы получили от союзников 4912 противотанковых и 8218 зенитных орудий, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулемётов. Отечественные же заводы изготовили для фронта 482 тысячи орудий, 351,8 тысячи миномётов, 1,5 млн пулеметов, 6,17 млн пистолетов-пулемётов.
Ленд-лиз пополнил Советский военно-морской флот более чем 500 кораблями разных классов. Среди них было 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. Большая часть их начала прибывать в СССР лишь в 1944 году, в основном на Тихоокеанский флот, то есть в преддверии войны с Японией.
Приведённые данные убедительно свидетельствуют, что победа на фронтах Великой Отечественной войны завоёвывалась советским оружием, произведённым на отечественных предприятиях. Были и поставки, которые в своей сфере имели первостепенное значение. Так, армии крайне не хватало автотранспорта. Ленд-лизовские автомашины, главным образом американские, позволили исправить положение. По автомобильному ленд-лизу в СССР было поставлено около 480 тысяч автомобилей, главным образом грузовых, что почти вдвое превышает число автомашин, произведённых в СССР за годы войны. Особенно хорошо себя зарекомендовали «студебеккеры», а также «доджи», «форды» и джипы «Виллис». Как отмечал Г. К. Жуков: «Без "студебеккеров" нам не на чём было бы таскать нашу артиллерию». «Студебеккеры» использовались в Красной армии не только для перевозки людей и грузов, часть из них становилась боевой техникой, на них устанавливались знаменитые «катюши» (БМ–13). Всё это существенно повышало мобильность советских войск, возможность передислокации.
Главная победа над врагом ковалась в советском тылу. 1944 г.
Огромное значение имели 1900 ленд-лизовских паровозов и 11 075 вагонов для перевозки советских войск, гражданских лиц и грузов в такой громадной стране, как наша. Ведь в годы войны у нас было произведено лишь несколько локомотивов. Ленд-лиз помог компенсировать нехватку авиационного бензина. Союзники поставили свыше 1,5 млн тонн этого горючего – несколько больше, чем вырабатывалось его в стране.
В номенклатуру ленд-лиза вошли также 13 303 тягача и трактора, свыше 622 тысяч тонн железнодорожных рельсов, 328 тысяч тонн алюминия (основной материал для изготовления самолётов), более 1000 радаров, 348 локаторов (на флоте к началу войны была единственная радиолокационная станция «Редут-К», установленная на черноморском крейсере «Молотов»).
Четвёртую часть ленд-лиза составляли продукты питания (около 4,5 млн тонн), в том числе 664 тысячи тонн мясных консервов, 65 тысяч тонн коровьего масла, 300 тысяч тонн жира, 700 тысяч тонн сахара и многое другое.
Конечно, ленд-лиз приблизил нашу победу. Если бы его не было, то воевать пришлось бы ещё год-полтора, а значит, и положить на алтарь Победы дополнительно сотни тысяч соотечественников. Большой эффект имел и моральный фактор помощи по ленд-лизу. Он повышал боевой дух армии, укреплял уверенность в победе всего нашего народа сознанием, что мы ведём борьбу с сильным врагом не одни, а с такими мощными союзниками, как Великобритания и США. Моральный фактор также приближал общую с союзниками победу над фашистской Германией.
Как обстоит дело с расчётами по ленд-лизу? Среди отечественных учёных наиболее обстоятельно вопрос этот исследован историком Н. В. Бутениной.
Первые переговоры между СССР и США о расчётах по ленд-лизу начались ещё в 1948 году. На них стороны не нашли общего языка. Последующие переговоры тоже оказались безрезультатными. Лишь в 1972 году стороны определили, что советский долг составляет 722 млн долларов, включая проценты. Эту сумму СССР обязался выплатить США до 2001 года, примерно по 24 млн ежегодно, при условии, что США предоставят СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле. В связи с нарушением Соединёнными Штатами этого условия Советский Союз после двух платежей на общую сумму в 48 млн долларов выплаты прекратил. В июне 1990 года была достигнута договорённость, что оставшийся долг в сумме 674 млн будет выплачен до 2030 года ежегодными долями в размере около 17 млн долларов.
... среди личного состава
(как говорил М ... чудо-оружием, позволившим
дойти до Берлина ...
avia.mirtesen.ru/blog/43444...tego-reyha Безудержный натиск Красной Армии поставил немцев перед перспективой полного разгрома в течение ближайших нескольких лет. «Тысячелетний рейх» дрогнул и стал стремительно откатываться назад, теряя только что завоеванные территории и груды разбитой военной техники. Именно в этот момент в умах фашистских юберменшей родились судорожные фантазии о том, что ключ к спасению Рейха — техническое превосходство над противником. Идеи материализовались в виде уникальных проектов немецких конструкторов — зачастую весьма занятных, но совершенно бесполезных с военной точки зрения.
«Вундерваффе» Германию не спасло. Наоборот, лишь приблизило крах фашистов и превратило идею о создании «абсолютного оружия» в посмешище для будущих поколений. Попытка опередить своё время, не имея необходимого уровня развития технологий, успехом не увенчалась. Германия с треском проиграла войну.
В наши дни фашистскому «вундерваффе» посвящено немало книг. Большинство исследователей восхищается гениальностью немецких инженеров, в то же время вынуждено констатировать, что попытка построить чудо-оружие в той отчаянной ситуации выглядела откровенно бессмысленной затеей. Хуже того, в соответствии с законами Мёрфи, наивысший приоритет получали наиболее бредовые и сложные из проектов «вундерваффе», для реализации которых не хватило бы объединенного потенциала всех стран мира. Выжившие из ума оккультисты из руководства Рейха тратили впустую драгоценные ресурсы. А в то время на фронтах ждали поставок простого и надежного оружия, пригодного для скорейшего запуска в серийное производство…

Истребитель-бомбардировщик Ho.229 (реплика)
Ситуация с «вундерваффе» выглядит очевидным образом. Но гораздо интереснее другой вопрос — какова была степень новизны в конструкциях немецких поделок? Можно ли вообще говорить о каком-либо техническом превосходстве «арийской расы»?
В данном обзоре я предлагаю взглянуть на ситуацию под необычным углом. Даже если бы немцам удалось решить все проблемы со снабжением, повысить надежность своих «шедевров» и запустить новинки в серию, ничего доброго из этого бы не вышло. Причина проста: опередившие своё время разработки инженеров Третьего рейха ко времени своего появления… устарели.
Асы Люфтваффе. Неизвестное об известном
1944 год. Ночь, берлинская улица, фонарь, аптека. В окнах мерцает тусклый свет — это не спят немецкие инженеры, братья Хортен. Они проектируют свой реактивный стелс-самолет Ho.229.
По соседству в стенах секретного общества Аненербе обсуждалась возможность создания летающих тарелок «Врил» и «Ханебу-2».
Пока немцы предавались своим безудержным фантазиям, высоко в небе гудели моторы невидимого самолета. Курьерский экспресс СССР — Великобритания следовал своим привычным маршрутом.

Скоростные бомбардировщики De Havilland Mosquito набирали высоту 10000 м и на скорости свыше 600 км/ч пересекали всю Европу. Сбить «Москит» оказалось почти нереально: согласно статистике, самолеты этого типа имели одну потерю на 130 боевых вылетов!
Уникальная цельнодеревянная конструкция делала их практически невидимыми для радаров. А когда ночным охотникам все же удавалось засечь «Москит», включалась станция предупреждения о радиолокационном облучении «Моника». Бомбардировщик немедленно менял курс и исчезал во мгле.
Стоит ли говорить, какие неудобства доставляли противнику разведывательные и ударные модификации несбиваемого «Москита»!
Немцы утратили превосходство в воздухе уже к середине войны. Попытка восстановить баланс с помощью «сверхскоростных» реактивных самолетов также полностью провалилась.
Последней надеждой Германии был реактивный истребитель Мессершмитт-262. Фрицы, захлебываясь от восторга, планировали довести темп выпуска Me.262 до 1000 машин в месяц и полностью переоснастить новейшими самолетами свои ВВС. Первый боевой вылет Me.262 состоялся 25 июля 1944 года. Отныне небо принадлежало арийским «белокурым бестиям»!

Me.262 Schwalbe ("Ласточка")
Но радость оказалась недолгой. Спустя двое суток, 27 июля, с противоположной стороны Ла-Манша поднялись машины, точь-в-точь похожие на немецкую «Ласточку», но несшие опознавательные знаки британских ВВС.
«Глостер Метеор»!
Сейчас уже не имеет смысла отрицать: немецкая «Ласточка», как и британский «Глостер Метеор» образца 1944 года, были всего лишь демонстраторами возможностей реактивной авиации. Боевое применение обеих машин напоминало фарс: фашистская «Швальбе», чья небесная песнь обрывалась через 25 часов (таков был ресурс первых реактивных моторов) и британское реактивное чудо, которому запрещалось пересекать линию фронта (великие результаты — 14 сбитых ракет Фау-1).
Катастрофический недостаток тяги. Любое неосторожное движение ручкой управления влекло за собой неизбежный пожар двигателя. Да, с такими «героями» стоило держаться подальше от линии фронта.

Gloster Meteor
Британцы почти не воевали. Немецкие реактивные машины использовались активнее, но также не принесли никакой заметной пользы. Слабые разгонные характеристики и низкая надежность ввиду несовершенства их двигателей делали Me.262 легкой добычей для поршневой авиации противника. Американские «Мустанги» устраивали засады у немецких аэродромов и массово расстреливали беспомощных «Ласточек» во время их взлета или посадки. 19 февраля 1945 года одна такая реактивная «вафля» была сбита в воздушном бою Иваном Кожедубом. Герой одержал необычную победу на самом обычном самолете Ла-7. К тому же бой происходил на большой высоте, когда «Швальбе» уже успела набрать свою умопомрачительную скорость.
Результатом всех экспериментов с реактивными самолетами стало следующее.
Немецкое «вундерваффе» было выброшено на свалку истории вместе с «тысячелетним рейхом». Британский «Глостер Метеор» был постепенно доведен до боеспособного состояния и оставался на вооружении ВВС семнадцати стран мира вплоть до начала 70-х годов.
Истории о «вундерваффе» прочно прописались на страницах «желтой прессы». Публике нравятся таинственные рассказы о немецких «летающих тарелках», самолетах-снарядах «Фау-1», баллистических ракетах «Фау-2» и ракетном полигоне на о. Пенемюнде.
Если отбросить фантазии о «тарелочках», то немцам действительно удалось добиться заметных успехов в области ракетостроения. Впрочем, и там все не так очевидно: работы по ракетной тематике велись и в других странах мира (советская группа изучения реактивного движения (ГИРД) — колыбель космонавтики), но не получили высокого приоритета ввиду отсутствия в то время точных систем наведения. Без этого идея ракетного оружия теряла смысл: немецкие поделки «Фау-2» были чистым оружием террора против гражданского населения противника. Их круговое вероятное отклонение (КВО) с трудом позволяло им попадать в крупные города. Наконец, первый жидкостный ракетный двигатель был построен американским инженером Р. Годдардом в 1926 г.
Гораздо удивительнее, какую славу приобрела «Фау-1» — примитивная крылатая ракета с импульсным реактивным двигателем и инерциальной системой наведения. Попросту говоря, неуправляемая болванка, летевшая определенное время в заданном направлении, а затем падавшая по сигналу секундомера. Немецкий самолет-снаряд устарел еще до своего рождения. В годы Второй мировой летали уже гораздо более «продвинутые» конструкции, оставшиеся незаслуженно забытыми и погребенными под прахом времени.
Немецкие разработки была дешевыми поделками на фоне американского ударного беспилотника «Интерстейт» TDR-1. Еще до нападения на Перл Харбор трусливые янки задумались на тем, как прорывать постоянно усиливавшуюся систему ПВО кораблей, не подвергая опасности жизнь и здоровье своих пилотов. Решение подсказал русский эмигрант Владимир Зворыкин («отец» телевидения), сумевший создать малогабаритную телекамеру «Блок-1» с достаточно высоким разрешением и возможностью трансляции изображения на расстояние. Вся система помещалась в пенал с размерами 66х20х20 см. Масса вместе с источником питания составляла 44 кг. Угол обзора камеры — 35°. Разрешающая способность — 350 строк. Скорость передачи видеоизображения — 40 кадров в секунду.

Боевой робот Interstate TDR-1. Позади — самолет управления ("Эвенджер" TBM-1C)

Беспилотник на палубе учебного авианосца "Сейбл"
В отличие от немецкой управляемой противокорабельной ракеты Hs.293, которая требовала визуального наблюдения за ней с борта бомбардировщика-носителя, система Зворыкина обеспечивала надежное телеуправление на дистанции до 50 миль. Вторым важным отличием «Интерстейта» от немецких «Фау-1» и «Хеншель-293» было его многоразовое использование: в случае удачного выхода из атаки беспилотник возвращался на авианосец или на наземный аэродром базирования.
К 1943 году руководство ВМС США рассчитывало сформировать 18 эскадрилий из беспилотных бомбардировщиков-торпедоносцев (свыше 1000 ударных дронов и 162 самолета управления). Увы, к тому времени японский флот уже понес тяжелые потери и полностью утратил инициативу. Необходимость в морском беспилотнике отпала. Всего успели построить 189 БПЛА «Интерстейт», которые использовались для уничтожения японских зенитных батарей на завершающем этапе войны.
Немецкие конструкторы проиграли битву за небеса
Несмотря на свои безграничные фантазии о летающих тарелках и суборбитальных бомбардировщиках, нацистам так и не удалось построить стратегический бомбардировщик, способный наносить удары по территории США. Над работами по проекту Amerika Bomber безуспешно трудились Юнкерс, Мессершмитт и Курт Танк. Увы, все созданные поделки — Ju.390, Fw.300, Me.264, Ta.400 — не дотягивали даже до уровня американской «Суперкрепости».

Пилоты Люфтваффе не имели противоперегрузочных костюмов, подобных «Фрэнкс» Mk.I и Mk.II (использовались летчиками британских «Спитфайров») или G-1 (применялись американцами на «Мустангах»).
У немцев не могло быть тяжелых истребителей-бомбардировщиков, подобных «Тандерболту» или «Корсару». Несмотря на одержимый поиск «чудо-оружия», нацистам так и не удалось создать авиационный двигатель, сопоставимый по мощности с «Напьер Сейбр» (2200 л.с., такими двигателями оснащались британские «Темпесты») или с двойной звездой «Пратт&Уитни» R2800 (мощность свыше 2500 л.с.).
Третий рейх начисто «продул» гонку вооружений другим развитым странам. Слава немецкой инженерной мысли во многом незаслуженна. В других странах создавались не менее грозные и совершенные образцы вооружений и техники. Увы, эти конструкции остались почти неизвестными широкой общественности. В отличие от неосуществленных немецких проектов, страны-победительницы не торопились разглашать подробности о своих секретных разработках.
Все слышали о проводившихся в Германии работах по созданию зенитных ракетных комплексов («Вассерфаль», «Шметтерлинг», «Райнтохтер»). Но многие ли знают о существовании американского зенитного комплекса SAM-N-2 «Ларк»?
Первый контракт на выпуск предсерийной партии из 100 зенитных ракет был заключен в марте 1945 г. Основные характеристики ЗРК «Ларк»: эффективная дальность стрельбы 55 км. Маршевая скорость ракеты 0,85M. Масса боевой части 45 кг — более чем достаточно, чтобы перехватывать поршневые самолеты. Ракеты фирмы «Фэйрчайлд» использовали комбинированную систему наведения (радиокомандное управление на маршевом участке и полуактивное на терминальной стадии). Конкуренты из фирмы «Консолидейтед» использовали иную схему с «оседланным лучом» и активным самонаведением на конечном участке с помощью малогабаритного радара AN/APN-23.

После знакомства с такими фактами сказки о немецком «чудо-оружии» не вызывают ничего, кроме скуки.
Красная Армия всех сильней
Нельзя отрицать важность технического поиска и стремления улучшить характеристики боевой техники. Но забавы с созданием «чудо-оружия» имели мало общего с реальными потребностями вооруженных сил и успехами на фронтах. Боеспособность армии, авиации и флота определялась их боевым опытом, скоординированностью действий и приспособленностью к условиям, в которых им приходилось воевать. При взгляде с этих позиций советский тыл и фронт совершили подвиг. Советский Союз превратился в боевую машину, идеально приспособленную к условиям советско-германского фронта.
Ужасы первых месяцев войны, беспорядочное отступление, потеря важных промышленных центров, нарушение промышленных цепочек, эвакуация производств с их «распылением» по необъятным просторам страны. Отсутствие высококвалифицированной рабочей силы. Невысокая техническая грамотность среди личного состава РККА (как говорил М. Калашников, «солдат академий не заканчивал»). Общее отставание советской промышленности от ведущих стран мира, обусловленное запоздалой индустриализацией (за что отдельное спасибо царскому режиму). Все это сделало советский военно-промышленный комплекс непохожим ни на один из ВПК зарубежных стран.

Могучий Ла-5ФН. Истребители этого типа почти ни в чем не уступали лучшим зарубежным истребителям с моторами воздушного охлаждения (таким, как Фокке-Вулф-190, или британским "Хаукер Темпест")

Иллюзий никто не питал. Война с фашизмом будет стоить жестоких потерь нашей стране. Военная техника должна быть максимально дешевой и упрощенной — настолько, что порой поврежденный танк было проще бросить, чем транспортировать его с Вислы на Урал. При этом по совокупности своих боевых характеристик советская боевая техника должна была соответствовать зарубежным аналогам. Только такую технику мог производить наш ВПК. И только такой техникой мог воевать русский солдат.
…Специалисты ЛИИ, НИИ ВВС и ЦАГИ тщательно осмотрели новенький «Москито» В.IV (под номером DK296) и пришли к выводу: в конструкции британского самолета отсутствуют какие-либо секреты. Высокие ЛТХ обеспечиваются благодаря отличным двигателям и исключительно высокому качеству изготовления деревянных деталей фюзеляжа и крыла. Производство «Москито» в СССР невозможно — для этого нет ни времени, ни сил, ни рабочих должной квалификации.
Вместо того чтобы выклеивать трехслойный «сэндвич» из бальзы и проводить тщательную полировку поверхностей, проще было «настрогать» пару «Пешек» (Пе-2) и немедленно бросить их в бой, навстречу озверелым ордам фашистов. Пе-2 мало уступал «Москиту» в специфических условиях советско-германского фронта.
Здоровый аскетизм, массовость и традиционная русская смекалка — именно это было нашим чудо-оружием, позволившим РККА дойти до Берлина.
Автор Олег Капцов
cccp-2.su/blog/43090506140/...ge_2&pad=1 Э.В.: Свой пост я озаглавил по-другому...Так,полагаю,справедливее...
7 ЛЕГЕНДАРНЫХ РУССКИХ ТАНКОВ

Танки - грозное оружие, символ мощи и силы мировых держав. Наша страна – не исключение. Вспомним 7 легендарных русских танков
1. МС-1 (Т-18)

МС-1 (Т-18) стал первым советским массовым танком. Всего было выпущено около 960 единиц. Впервые в боях МС-1 были использованы в конфликте на КВЖД в 1929 г., когда атака 9 танков обратила в бегство китайскую пехоту. Во второй половине 30-х - начале 40-х годов значительная часть этих машин использовалась в качестве неподвижных огневых точек на границе на Дальнем Востоке и Карельском перешейке. Эпизодически встречаются упоминания об участии МС-1 в боевых действиях и в первые месяцы Великой Отечественной войны. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось не более 10 МС-1.
2. БТ-7

БТ-7 - быстроходный танк. Его военным дебютом стали боевые действия против японских войск у озера Хасан летом 1938 г. Однако наилучшим образом БТ-7 показали себя годом позже в Монголии в боях на Халхин-Голе, где в степях в полной мере проявились высокая скорость и маневренность этого танка. Успешно действовали БТ-7 во время похода Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 г., когда стремительное продвижение мобильных танковых групп позволило парализовать возможные активные действия польских войск. На начальном этапе Великой Отечественной войны по своим боевым качествам БТ-7 не уступали большинству немецких танков и применялся до первой половины 1942 г. Заключительным эпизодом в боевой биографии БТ-7 стала советско-японская война в августе-сентябре 1945 г. На тот момент эти уже устаревшие танки входили в состав вторых батальонов танковых полков и шли в прорыв за более мощными Т-34 и ИС-2.
3. Т-34/76

Т-34/76. Один из лучших средних танков на 1940 г. Сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой . По крайней мере, до середины 1942 г. противник ему мало что мог противопоставить. Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист , сражавшийся на Т-34 , Д. Ф. Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 г. уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. С появлением в 1943 г. у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34. Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки. Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).
4. КВ-1

КВ-1 - советский тяжелый танк. Первые КВ прошли войсковые испытания в последние недели советско-финской войны. На июнь 1941 г. КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Известен случай в июне 1941 г. в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. В одном из немецких документов отмечалось: «Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон ,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк". К сожалению , большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего. В конце 1943 г. на смену КВ пришли тяжелые танки ИС.
5. ИС-2

ИС-2 («Иосиф Сталин») тяжелый танк. Был создан для прорыва сильно укрепленных позиций противника и борьбы с тяжелыми танками врага. Известен случай, когда в ходе Львовско-Сандомирской операции, два ИС-2 , действуя из засады, за два дня уничтожили 17 немецких танков и самоходок. ИС-2 оказался незаменим в качестве штурмового орудия при прорыве обороны противника, особенно на Берлинском направлении и под Кенигсбергом. В послевоенный период танк прошел модернизацию и официально оставался на вооружении вплоть до 1995 г.
6. Т-54

Т-54 создавался с учетом опыта Второй мировой войны и стал основным участником военных конфликтов второй половины XX века. Т-54 и его более поздняя модификации Т-55 с атомной защитой применялись в Венгрии (1956г.), Чехословакии (1968г.), во Вьетнаме, войнах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до начала XXI века. Одним из последних конфликтов, где нашли применение Т-55 стали боевые действия в Южной Осетии, где состоял на вооружение частей Южноосетинской республики. Помимо этого, Т-55 стал базой для создания целого ряда образцов военной инженерной техники.
7. Т-72

Т-72 - основной танк. Производство этого танка было развернуто с 1973 г. Начиная с конфликта в Ливане 1982 г. Т-72 активно использовался в войнах на Ближнем Востоке и на территории бывшего СССР. Примечательны действия группы из четырех российских танков под командованием капитана Юрия Яковлева в августе 2008 г. , которая в течение двух суток вела уличные бои в Цхинвале. Потеряв один танк (один член экипажа ранен), группа обеспечила отход российских миротворцев, уничтожив не менее 8 танков и боевых машин противника.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B9_%D...%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8 Из всего перечисленного выше явно прослеживается то, что тезисы и заявления новых российских пропагандистов, просто копируют старые достижения советской и фашистской пропаганды. Какая же на самом деле была роль кавалерии в Великой отечественной войне. Факты говорят следующее: кавалерийские части использовались всеми воюющими сторонами:
1942 год , русские кавалерийские части атакуют итальянцев:

Вот, скажите вы, смотрите, какая мясорубка, а пишет, что не было, что советские командиры не дураки, а как так, на пулеметы и с шашками. Т.е. согласно этой картине миф подтверждается. Ну во первых, я не пишу, что этого не было, я пишу, что в то время, это было нормально и применялось абсолютно всеми, и вот сразу обратный пример:
Атака итальянской кавалерии на русские позиции:

А вот и немцы, со своей конницей:

Сабли, надеюсь видят все, а то скажите — так, просто с лошадей пехота стреляет.
Вот ещё немцы

Ну и конечно наши



И напоследок, алжирско-мароканская конница, на службе во французской армии:

Это вот отсюда, там тоже про мифические атаки кавалерии на танки: http://u-96.livejournal.com/1288073.html, ну и вот здесь тоже по теме : http://bb-msu.livejournal.com/89195.html
Теперь стоит обратиться к цифрам:
В Красной армии хорошо понимали, что кавалерия устаревает, и из 32 кавалерийских дивизий на 1938 год, к началу войны осталось лишь 13. В Великой отечественной войне кавалерия показала свою эффективность, в столкновениях с необладавшими большой огневой мощью частями вермахта, но в дальнейшем, при насыщении частей автоматическим стрелковым оружием, танками, авиацией и артиллерией, роль конницы постепенно сводилась на нет, а к середине 1950-х годов, была упразднена как род войск.
В вермахте на начало войны было около трех кавалерийских дивизий, у итальянцев также их было три. Ещё воевала одна венгерская кавалерийская дивизия, казачий кавалерийский корпус, калмыцкий кавалерийский корпус.
Конечно у Красной армии количество конницы было больше, чем у агрессоров, но все таки у них её тоже было не мало, а часто даже сопоставимо.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F
Вот кстати ссылка, здесь подробно объяснено, что такое кавалерийская дивизия Красной армии на момент войны, кому интересно читайте:http://fablewar.ru/2012/01/commons/
Вывод, кавалерия как род войск, существовала у всех стран принимавших участие во Второй Мировой Войне, применялась активно, так же всеми. Атаки на механизированные корпуса безусловно были, причем со всех сторон, но не так, как преподносит пропаганда, пиками и саблями по броне. Причем этот миф используют в качестве доказательств глупости руководства противника, опять же все стороны. И как ни странно, текущие, так сказать, разоблачители, ну ничего нового не придумали, а просто бездумно транслируют легенды, которые даже созданы не ими.