Сегодня 24 апреля, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
суховей из петербурга
суховей из петербурга
Голосов: 1
Адрес блога: http://d-su.livejournal.com/
Добавлен: 2007-11-29 11:28:13 блограйдером Lurk
 

хро бы: конфвещание

2017-03-13 18:11:44 (читать в оригинале)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГГУ)
Отделение социокультурных исследований

Современные методы изучения культуры – IX.
Научная конференция.

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в ежегодной научной конференции
«Современные методы изучения культуры - IX».
Конференцию проводит кафедра истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ
14-15 апреля 2017 г.

Работа конференции предполагается по следующим секциям:

Неявные воздействия: роль интуиции, чувствительности и прогностики в социально-гуманитарных исследованиях современности.
Руководитель секции Светлана Анатольевна Еремеева.
Ханс Ульрих Гумбрехт в своей недавней книге использовал понятие latency, которое сложно уложить в рамки строгого и однозначного определения. Он пытался прояснить его через столь же трудно описываемые и неокончательные определения «присутствия» и одновременного «сокрытия», «укромного места», «утаенности». Это нечто, что находится больше в сфере опыта, чем интеллектуальных возможностей и инструментов, что не говорится прямо, но проговаривается о себе. «В ситуации latency, когда укромное место наличествует, мы чувствуем, что есть что-то (или кто-то), чего мы не можем схватить или коснуться – и что это что-то (или кто-то) имеет материальное выражение, что означает, что оно (или он, или она) занимает пространство. Мы не в состоянии точно сказать, откуда берется наша уверенность в «присутствии», или что мы знаем, где оно и что именно утаенное/латентное находится здесь». Речь идет о неких возможностях, появляющихся и проявляющихся в обществе, которые совсем не обязательно будут реализованы в будущем, но существуют здесь и сейчас, и влияют на нас, даже если мы не замечаем или не признаем этого влияния. Что таится под обычной жизнью? Как коснуться тех невидимых связей в мире, о которых мы не думаем, но которые создаем и сами оказываемся под их влиянием? Latency – это то, что не говорится, когда говорится. Анализировать нечто, разлитое в воздухе, трудно, но можно попытаться указать на него и отчасти описать. Есть в этом занятии что-то от алхимии, что-то не укладывающееся полностью в границы рациональности, и мы понимаем и принимаем критику этого подхода. Это приблизительно то же, как вдруг заметить в конце зимы, что пахнет весной, поделиться своими мыслями с окружающими, и обнаружить, что есть те, для которых это очевидно и не стоит разговора, и есть те, кто говорит, что этот разговор беспредметен. Но это и способ, и возможность говорить о времени.
Темы для обсуждения:
• Насколько допустимы в современном гуманитарном знании попытки работать с объектами, интерес к которым обосновывается интуицией?
• Как могут строиться отношения между исследовательской субъективностью и личной ответственностью?
• Насколько корректно включать в исследования современности прогностический аспект?

Жест в историко-культурной перспективе.
Руководители секции Анна Вячеславовна Стогова и Мария Сергеевна Неклюдова.
Жест - семиотическая практика, дополняющая и усложняющая соотношение слова, визуального образа и поступка, и, одновременно, выходящая за пределы коммуникации, обмена и языка, поскольку (как утверждает Юлия Кристева), она предшествует созданию знака (смысла) в ходе коммуникации, - в последнее время настойчиво привлекает внимание специалистов в разных областях знания. Многочисленные исследования и сопровождающие их научные полемики связаны с попытками сформулировать специфичность этого поля исследований, обозначаемого как кинесика, карпалистика и т.п. Чтобы не потеряться среди разноплановых вопросов, связанных с культурологическим изучением жеста, в качестве ориентира мы берем понятие перспективы, позволяющее организовать темы выступлений в нашей секции, С одной стороны, оно позволяет рассуждать об исторической, социальной, национальной и т.п. специфике и многообразии жестовой культуры. Чем отличаются жесты разных типов сообществ, культур, исторических эпох? Как они трансформируются со временем? Как наследуются, заимствуются, распространяются? С другой – понятие перспективы подчеркивает пространственную природу жеста, что дает возможность осветить вопросы его «производства» и интерпретации. Жест крайне ситуативен, ибо существует лишь очень краткий момент времени и вместе с тем предполагает куда более длительное культурное существование, необходимое для его интерпретации. Будучи движением, даже если речь идет о символическом действии, жест определяется семиотической и физической конфигурацией пространства и среды, в которой он возникает. Но, являясь актом коммуникации, он зависим также и от ракурса и дистанции (как пространственной, так и временной) его рассмотрения, от культурного пространства интерпретатора, от специфики медиа, определяющих существование жеста и, возможно, отдаляющих его от изначальной коммуникационной ситуации, задавая новые рамки интерпретации. Весь этот круг вопросов связан, безусловно, и с проблемой исследовательской перспективы – темпоральной, пространственной, культурной, методологической позицией исследователя.
Темы для обсуждения:
• «Производство» жеста: от движения к знаку.
• Слово и жест – соотношение и взаимодействие.
• Жест в контексте визуальной культуры и искусства прошлого и настоящего.
• Субверсивные и неконвенциональные жесты: проблема культурных границ и их нарушения.
• «Политический жест»: жесты в истории политического и социального взаимодействия.

«Человеческое» и «нечеловеческое» в популярной фантастике.
Руководитель секции Александра Владимировна Тарасова.
Определение границ человеческого, вопрос «что есть Человек?» – к этой теме не раз обращалась фантастическая литература философского толка, ей посвящено немало «серьезных» фильмов, которые относят к жанру фантастики. Как отражается эта тематика в популярной фантастике, или, точнее, фантастике и фэнтези, внешне не претендующих на сложность: книжных сериях, кинокартинах, телесериалах, комиксах, компьютерных играх и т.д.? Их создатели не имеют возможности углубляться в экзистенциальные вопросы, да и насколько часто перед ними стоят подобные задачи? Однако необходимость поддерживать интерес аудитории как будто подталкивает к поискам баланса между «человеческим» в своих повествованиях – понятной мотивацией, эмоциями, которые возможно разделить с персонажами, – и «нечеловеческим», так или иначе противопоставленным человеческому. Какие средства при этом используются, за счет чего происходит очеловечивание персонажей, которые людьми не являются и какие сигналы указывают на чуждое человеческому? Какие признаки оказываются базовыми при определении человеческого? И как может быть использован читательский и зрительский опыт, уже накопленный потенциальной аудиторией? Эти и другие подобные вопросы могут стать основой для академического общения на нашей секции.
Темы для обсуждения:
• Люди и нелюди – язык описания и способы маркировки.
• Выявление внутренней нормы для человеческого и нечеловеческого в фантастическом повествовании.
• Человеческое/нечеловеческое и «хорошее»/«плохое».
• Человеческие критерии в выстраивании иерархии вымышленных существ.
• Взаимопроникновение человеческого и нечеловеческого.

Сопоставляя Себя с Другим: практики поиска языковой и социокультурной идентичности в медиатизированной среде.
Руководитель секции Виктория Николаевна Мерзлякова.
Вопросы самоопределения и поиска индивидуального пути – одна из важных и востребованных тем в сфере популярной и научно-популярной литературы и практик (тренингов, открытых лекций, досуговых практик). Изучение вопросов обретения и переопределения групповой и личной идентичности – актуальная проблема для современного социогуманитарного профессионального знания. Конструирование национальной и культурной идентичности в публичной сфере - важная задача, которую ставят перед собой представители медиаиндустрии. Разговоры о себе и собственной социокультурной идентичности могут носить как эксплицитный (явный), так и имплицитный характер – быть представленными в виде иносказаний, метафор и т.д. Особую категорию исследовательского интереса представляют обыденные высказывания о нормах, особенностях жизни, принятии и непринятии образов различных Других (культур, групп людей, представителей животного мира, образов других исторических эпох и т.д.)
- Мы были удивлены тем, как они…; Мы не такие, как они; Они опасны/они прекрасны; Я лучше понял себя, поговорив с другим… Эти и другие речевые формулы определяют стремление человека понять не только и не столько мир других, сколько самого себя.
В рамках предлагаемого разговора мы предлагаем обсудить широкий круг вопросов, связанных с практическими примерами реализации подобных речевых и когнитивных стратегий сопоставления.
Темы для обсуждения:
• Дискурсы сопоставления в медиа: описание культур, социальных и иных групп, с целью выявления, прояснения, артикуляции особенностей Своей культуры/группы.
• Сопоставительные высказывания в сетевой коммуникации: функции, стратегии, поводы для удивления.
• Образ других культур/исторических эпох в художественных текстах: практики актуализации и сближения с миром читателя /зрителя.
• Диалог как ресурсная практика – психологические аспекты партнерского взаимодействия с Другим.
• Описание Других форм и типов организации систем (языков, ритуалов, норм поведения), как повод обратить внимание на нерефлексивные практики и культурные паттерны.

Заявки на участие в конференции (аннотация доклада объемом не более 250 слов с информацией об авторе, указанием места работы и должности, телефона, электронной почты и названия секции) принимаются по электронной почте itk@rggu.ru до 31 марта 2017 г. включительно.
По итогам работы конференции Оргкомитет предполагает отобрать ряд текстов докладов для последующей их публикации в виде статей в журнале «Вестник РГГУ».
К сожалению, Оргкомитет конференции не имеет возможности оплатить иногородним участникам конференции проезд и проживание в гостинице.
Телефоны для справок – 8 495 250 68 27, кафедра истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований; отв. секретарь Оргкомитета – Джамиля Намиковна Мамедова.

Тэги: 2011, конф

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.