Сегодня 12 мая, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Alisa_1968
Alisa_1968
Голосов: 4
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/alisa_1968/
Добавлен: 2008-05-19 14:19:40 блограйдером Alisa_1968
 

Старинные названия нюансов цвета

2012-07-06 19:46:14 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения Акварельная_Бусинка Оригинальное сообщение



 




 


Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева (”цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида”) и Достоевского (”Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?”).


Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.



Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.



Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.



Альмандиновый - темно-вишневый.



Акажу - цвет “красного дерева”, от франц. аcajou.



Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения “амарант” - красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.



Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.



Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.



Багор - густо-красный с синеватым оттенком.



Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет “бедра нимфы”. Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался “бедром испуганной нимфы”, а солдатский - “ляжкой испуганной Машки”.



Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.



Бисквитный - нежный серовато-зеленый.



Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.



Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.



Бисной - седой, серебристый.



Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.



Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый), - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, телесный цвет.



Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» - именно голубой.



Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).



Бордоского вина - красно-фиолетовый.



«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.



Бристольский голубой - ярко-голубой.



Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).



Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.



Буланый - серо-бежевый.



Бурнастый - то же, что бурый.



Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.



Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.



Веселая вдова - оттенок розового.



Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).



Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.



Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.



Винный - желтовато-красный.



Влюбленной жабы - зеленовато-серый.



Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).



Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.



Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.



Гаити - или розовый, или ярко-синий.



Гвоздичный - серый.



Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.



Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.



Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.



Голубиной шейки - оттенок серого.



Гороховый - серый или грязно-желтый.



Гортензия - нежно-розовый.



Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.



Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как “розового”.



Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.



Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.



Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)



Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.



Дикий, дикенький - светло-серый.



Драконьей зелени - очень темный зелёный.



Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.



Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»



Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.



Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.



Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».



Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.



Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.



Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол -



старое название благородного опала.



Жирафовый - желто-коричневый.



Жонкилевый - цвет нарцисса.



Зекрый - темный, светло-синий, сизый.



Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.



Испуганной мыши - нежно-серый цвет.



Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).



Какао-шуа - цвет горячего шоколада.



Камелопардовый - желтовато-коричневый.



Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об “ожерелье королевы”).



Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.



Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.



Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.



Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.



Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.



Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.



КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.



Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».



Коричный - то же, что коричневый.



Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.



Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.



Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.



Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.



Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.



Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же - индиго).



Куропаткины глаза - светло-красный.



Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.



Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.



Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.



Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.



Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.



Лондонского дыма - тёмно-серый.



Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.



Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.



Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.



Магово-гуляфный - красно-розовый.



Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.



Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.



Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.



Маренго-клер - светло-серый.



Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.



Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.



Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в “Войне и мире”, правда, там он «масака»: “На графине должно было быть масака бархатное платье”.



Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.



Милори - темно-голубой, синий.



Мов - розовато-лиловый.



Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.



Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.



Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.



Накаратовый, накаратный - оттенок красного, “жаркий”, алый. От франц. naca-rat.



Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» - коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.



Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.



Облакотный - цвета облака.



Оброщеный - багряный.



Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.



Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.



Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.



Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.



Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.



Павлиний - синевато-лиловый.



Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille - “солома”. Согласно Далю, палевый - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.



Парижская синь - ярко-синий.



Парижский голубой - cветло-голубой.



Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье “Картины Парижа”.



Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.



Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.



Пелесый - темный, бурый.



Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.



Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.



Померанцевый - апельсиновый с розовым.



Порфирный, порфировый - пурпурный.



Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.



Плавый - светло-желтый. У Даля - изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.



Празеленый - иссиня-зеленоватый.



Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.



Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.



Пукетовый - (от испорченного “букет”), расписанный цветами. У Островского: “Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский”.



Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).



Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - “блоха”. Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки “блоха в обмороке”, “блошиное брюшко” и - врут, наверное, - цвет “блохи в родильной горячке”).



Ранжевый - то же, что оранжевый.



Резвая пастушка - оттенок розового.



Рвота императрицы - оттенок коричневого.



Редрый - бурый, рыжий, красноватый.



Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.



Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.



Семги - оттенок розового.



Селадоновый - серовато-зеленый.



Сизый - цвет голубя, после просто синий.



Силковый - голубой, васильковый.



Сине-алый - темно-фиолетовый.



Синетный - церковное слово, означающее “сплошь синий”.



Синявый - с синим отливом.



Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.



Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.



Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.



Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.



Сомо - розовато-желтый. Встречается в “Войне и мире”.



Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.



Стризовый - ярко-красный.



Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними “оскандалился”.



Танго - оранжевый с коричневым оттенком.



Таусинный - синий, от слова “павлин”. Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.



Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.



Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.



Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.



Фисташковый - грязновато-зеленый.



Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.



Фуксии - насыщенный розовый.



Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.



Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.



Чермной - искрасна-рыжий.



Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.



Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.



Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.



Шанжан - цвет с переливающимися оттенками



Шарлах - ярко-красный, от названия краски.



Шартрез - жёлто-зелёный.



Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).



Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.



Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.



Электрон - ярко-голубой с прозеленью.



Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.



Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.



Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.


Отсюда взяла  - tantarar.blox.ua/


 


Тэги: арт, интересный, осколок, прошлый, цвет, цитата

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.