Сегодня 29 апреля, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Сокровища русского стиля

2013-10-06 05:10:06 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h19m49s_163_ (700x469, 94Kb)
Этой осенью Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве открывает новую выставку — со своими сенсациями и уникальными экспонатами. «Сокровища русского стиля» — это коллекция мебели, предметов интерьера, живописи и произведений церковного искусства в русском стиле — работы мастеров и художников Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Усадьба «Абрамцево» приобрела известность благодаря своим знаменитым владельцам — писателю С.Т.Аксакову и меценату, художественному и театральному деятелю С.И.Мамонтову, которые одними из первых обратили внимание художественного мира на самобытность русской национальной культуры. Мировой публике изделия в русском стиле были представлены впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Они сразу завоевали признание европейской элиты. В последующие годы российские меценаты неоднократно организовывали национальные выставки по всей Европе — и все они имели колоссальный успех


Среди богатых и разнообразных коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства — произведения, выполненные в русском стиле во второй половине XIX — начале XX века, занимают особое место. По своей полноте и представительности, качественному уровню это собрание является одним из крупнейших и лучших в России. Здесь собраны изделия, выполненные в знаменитых художественных центрах — в Абрамцево, Талашкино, Сергиевом Посаде, в кустарных мастерских Нижегородской губернии, — а также работы, созданные в московском Императорском Строгановском училище, в мастерских Кустарного музея Московского губернского земства.


Среди авторов проектов изделий из дерева такие известные имена, как Е.Д.Поленова, Н.Я.Давыдова, А.М.Васнецов, С.В.Малютин, А.П.Зиновьев, Н.В.Султанов, А.Н.Дурново, Е.Г.Теляковский, А.А.Суворов, И.С.Баклин, В.И.Соколов и многие другие. Керамика этого периода представлена работами М.А.Врубеля, А.Я.Головина, Н.А.Андреева. Наряду с реализованными предметами декоративно-прикладного искусства в коллекции богато представлены проекты и эскизы, разработанные в 1900–1910-е годы замечательными художниками, сотрудничавшими с Кустарным музеем Московского губернского земства. Несмотря на то что в постоянной экспозиции музея многие предметы из этих коллекций занимают почетное место, его собрание настолько обширно, что задумана целая серия выставок, задача которых — продемонстрировать все богатство и разнообразие музейных фондов.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h05m20s_139_ (700x609, 288Kb)
Данная выставка является совместным проектом Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево». На ней имеется редкая возможность представить коллекции двух музеев, во многом дополняющие друг друга. Такая экспозиция делается впервые.

Задача выставки — охарактеризовать все многообразие деятельности абрамцевского художественного кружка в области декоративно-прикладного искусства и влияние абрамцевской традиции и школы на развитие других художественных центров Сергиево-Посадского региона. Кроме того, на ней впервые будут освещены значение и роль Кустарного музея Московского губернского земства в деятельности этих центров в 1910–1930-е годы.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h04m54s_138_ (700x544, 214Kb)
Структурно выставка делится на несколько крупных разделов, отражающих основные этапы становления и деятельности художественных мастерских в Абрамцево, Сергиевом Посаде, Кудрино и Хотьково, а также характеризующих разные направления их работы.

Первый раздел посвящен поленовскому периоду деятельности абрамцевской столярной мастерской. Здесь представлены предметы мебели и другие изделия из дерева, созданные по проектам Е.Д.Поленовой и А.С.Мамонтова в 1880–1890-х годах. Выполненные «в материале» изделия сопровождаются подлинными проектами и эскизами мотивов резьбы и художественной отделки из собрания абрамцевского музея. Центральным экспонатом этого раздела, безусловно, является знаменитая поленовская дверь с совами.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h04m40s_137_ (700x516, 176Kb)
Следующий раздел экспозиции посвящен произведениям церковного искусства, выполненным как в абрамцевской мастерской, так и в других художественных центрах Сергиево-Посадского региона, где работали выпускники абрамцевской школы резчиков по дереву. Главным экспонатом этого раздела являются уникальные Царские врата, созданные в начале 1910-х годов и впервые экспонировавшиеся на II Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году. Их сопровождают акварельные архитектурные проекты и эскизы предметов убранства абрамцевской усадебной церкви работы В.Д.Поленова и В.М.Васнецова. Здесь же выставлены и другие чрезвычайно редкие предметы церковной утвари, выполненные абрамцевскими и кудринскими мастерами в начале XX века. Они также экспонируются впервые. Подобные изделия единичны в музейных собраниях.

Еще один раздел экспозиции посвящен так называемому давыдовскому периоду деятельности абрамцевской мастерской, ее взаимосвязям с Кустарным музеем Московского губернского земства и Художественно-столярной мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде. Здесь же представлены работы знаменитого кудринского резчика В.П.Ворноскова, выпускника абрамцевской резчицкой школы. Этот раздел будет самым насыщенным по количеству экспонатов. Предполагается выставить в нем около 40 предметов мебели, которые будут сопровождаться богатейшим документальным материалом из собрания Отдела редкой книги ВМДПНИ (бывшая библиотека НИИ художественной промышленности). Это прежде всего фотографии выставочных экспозиций начала XX века, материалы фотопрейскурантов Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства 1910-х годов. В этот период музей в немалой степени координировал сбыт продукции всех трех мастерских, а также активно занимался их популяризацией. Кроме того, художники музея разрабатывали образцы для исполнения мастерами-резчиками. В силу такой централизации абрамцевская и посадская мастерские имели предметы общего ассортимента, что существенно усложняет точную атрибуцию их изделий в настоящее время. На данной выставке впервые в музейной практике предпринимается попытка систематизации этого материала. Важной темой раздела станет показ оригинальной проектной графики художников, сотрудничавших с Кустарным музеем: А.М.Васнецова, С.В.Малютина, И.С.Баклина, А.А.Суворова, Е.Г.Теляковского и др. из нашей коллекции. В отдельных случаях мы сможем представить в экспозиции как эскиз, так и готовый предмет.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_16h23m02s_128_ (700x532, 131Kb)
Архитектурный раздел выставки составляют проектные эскизы И.П.Ропета и В.М.Васнецова к абрамцевским усадебным постройкам, а также модель «избушки на курьих ножках».

Деятельность абрамцевской гончарной мастерской представлена работами М.А.Врубеля и А.Я.Головина, являющимися эталонными образцами керамики русского модерна. Наряду с изделиями, выполненными в абрамцевской и бутырской мастерских, в этом разделе экспозиции будут продемонстрированы и поздние реплики старых моделей, исполненные в 1920-е годы.

Еще одной важной темой, раскрыть которую планируется в данной экспозиции, является участие мастерских в национальных, международных и всемирных выставках (начиная от американской «колумбовской» в Чикаго 1893 года и заканчивая парижской 1937 года). Наряду с уникальными фотографиями этих экспозиций из собрания ВМДПНИ здесь будут представлены и медали выставок из коллекции музея-заповедника «Абрамцево». Все эти экспозиции создавались при непосредственном участии Московского кустарного музея.

При создании выставки мы решили не разрушать постоянную экспозицию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, несмотря на то, что в ней находятся важнейшие, ключевые предметы, необходимые для раскрытия заявленной темы. Это и невозможно, поскольку центром экспозиции является такой «недвижимый» памятник, как камин М.А.Врубеля «встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича», выполненный в гончарной мастерской «Абрамцево» в Бутырках. Постоянная экспозиция и выставка находятся в недалеко расположенных залах и объединяются системой внутренней навигации в единый маршрут осмотра. Для композиционной целостности и полноты каталога ряд самых значительных предметов, связанных с деятельностью абрамцевской и посадской мастерских и находящихся в постоянной экспозиции музея, включаются в него как экспонаты выставки.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h03m23s_134_ (700x550, 276Kb)
Немалая часть предметов мебели из коллекции ВМДПНИ экспонируется и вводится в научный оборот впервые. Некоторые, ранее опубликованные экспонаты в период подготовки выставки получили уточненную или измененную атрибуцию. В ряде случаев удалось установить авторство их проектов.

История формирования мебельной коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства насчитывает более 100 лет. Созданный в 1981 году, новый музей в 1999 году был объединен с Музеем народного искусства, основанным в 1885 году как Кустарный музей Московского губернского земства. Поэтому нынешняя коллекция музея состоит из двух частей, каждая из которой имеет свою историю, связанную с разными эпохами и различными собирательскими принципами и традициями.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_17h02m48s_133_ (700x543, 224Kb)
В начале 1980-х годов, при создании ВМДПНИ, было очевидно, что сформировать значительную, конкурентоспособную коллекцию классических образцов декоративно-прикладного искусства XVIII — XIX веков и, в первую очередь, мебели, было уже невозможно. Антикварного рынка в то время практически не существовало, наиболее значительные памятники находились в коллекциях старых музеев. Единственные первоклассные и качественные предметы, которые тогда можно было найти и приобрести, — это произведения декоративного искусства второй половины XIX — начала XX века, которые практически не входили на тот момент в сферу собирательских интересов классических музеев. Зачастую к ним относились снисходительно, а порою даже пренебрежительно. Это и позволило музею сформировать очень значительную коллекцию предметов в «русском стиле», который высоким или большим тогда не считался. Интерес к памятникам этой эпохи на рубеже 1970–1980-х годов начал лишь только проявляться с изменением отношения к архитектурному наследию благодаря первым сенсационным публикациям Евгении Ивановны Кириченко. Значимость и необходимость приобретения в музейную коллекцию произведений этого периода приходилось не без усилий доказывать как чиновникам, так и, к сожалению, коллегам из других музеев, участвовавших в работе фондово-закупочной комиссии ВМДПНИ. Тем не менее в коллекцию нашего музея попали очень важные и значительные, теперь уже даже хрестоматийные произведения, выполненные по проектам Е.Д.Поленовой, С.В.Малютина и других выдающихся мастеров, которые привозились со старых подмосковных дач и из коммунальных квартир. В 1989 году музей организовал грандиозную выставку «Национальный стиль в русском искусстве XIX — начала XX века», на которой были собраны экспонаты из более чем 20 музеев. Эта экспозиция стала первым серьезным комплексным показом произведений эпохи русского стиля, который был заявлен как незаурядное, выдающееся явление в истории отечественного искусства.

История формирования коллекции этого направления в декоративном искусстве в московском Кустарном музее и его преемнике — Музее народного искусства, принципиально иная. Музей был флагманом продвижения русского стиля на отечественном и мировом рынке художественной продукции. В его задачи входил поиск, приобретение и изучение подлинных образцов русского народного искусства. Они воспринимались как эталон, образец для копирования и переосмысления национальной культуры при создании новых изделий, несущих в своем образе русскую народную традицию. В 1910 году по инициативе Сергея Тимофеевича Морозова в музее был создан так называемый Музей образцов, который возглавил Н.Д.Бартрам. Здесь собирались старинные изделия крестьянского ремесла и быта, ставшие основой для работы профессиональных художников над созданием проектов новых предметов. Их можно было заказать здесь же, в магазине при музее. Таким образом, лучшие, эталонные произведения современного на тот момент искусства были включены в коллекцию Музея образцов и демонстрировались в его экспозиции. Немалая часть этих изделий сохранилась в фондах Музея народного искусства и впервые за почти столетие представляется публике на нынешней выставке.

Поленовская коллекция музея достаточно репрезентативна и полна. Она дает практически исчерпывающее представление о ее творчестве в области проектирования мебели и включает более двадцати предметов. Здесь представлены лучшие, самые известные мебельные формы, выполненные по проектам Елены Дмитриевны Поленовой. Это и знаменитые буфет и полочка с колонками, скамья с «кониками», стол с откидной дверкой в стиле петровской эпохи, шкафчики с цветком и гранатом, полочки с вешалкой для полотенец, и многие другие предметы. Некоторые из них имеются в нескольких экземплярах-вариантах, выполненных из разных материалов (дуб, липа), с различными способами отделки: лакировкой, вощением, отличающиеся тонировками и подкрасками. Некоторые шкафчики выполнены в разном масштабе (известно, что ряд моделей исполнялись в трех габаритных размерах). Наряду с ранними по исполнению образцами 1880–1890-х годов есть и предметы, сделанные в 1910-е годы по заказам Кустарного музея, а также в советское время в рамках учебных программ абрамцевской профтехшколы. Несколько предметов выполнены в 1900–1910-е годы с использованием отдельных элементов или мотивов резьбы Е.Д.Поленовой.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_16h34m17s_129_ (700x467, 63Kb)
Следующий этап деятельности абрамцевских гончарной и столярной мастерских открывается их триумфальным выступлением на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Все художественное убранство и наполнение интерьера центрального зала знаменитого Павильона кустарных изделий и рукоделий России было выполнено в Абрамцево. Центром этого уникального пространства стал камин по проекту М.А.Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича». Окружала его мебель, изготовленная по проектам Е.Д.Поленовой, В.М.Васнецова, М.Ф.Якунчиковой. Многие предметы, созданные по тем же моделям представлены в коллекции музея. Это позволило в 2005 году организовать выставку, посвященную парижской экспозиции 1900 года. Художественная отделка интерьеров (резные наличники, балконные решетки, декоративные настенные полки для демонстрации изделий из дерева и керамики), были исполнены по проектам А.Я.Головина. Фрагмент одной из полок (ярко раскрашенная резная панель) сохранился в коллекции. Этот предмет был атрибутирован недавно и публикуется впервые.

Несмотря на то что проектной графики Головина к интерьерам павильона не сохранилось, с уверенностью можно утверждать об его авторстве. В том же 1900 году А.Я.Головин создает эскизы декораций и костюмов к опере А.С.Даргомыжского «Русалка». Многие декоративные элементы и даже композиционные решения сценических пространств перекликаются, а в некоторых случаях почти буквально повторяют интерьеры парижского павильона. Резная панель, аналогичная той, что представлена на музейном объекте, является на одном из эскизов спинкой скамьи. Этот предмет важен еще и тем, что дает представление о колористическом решении интерьеров павильона, поскольку до нас дошли лишь их черно-белые фотографии.

Еще одним эпохальным событием как для абрамцевской мастерской, так и для ярко заявивших о себе мастерских Московского губернского земства в Сергиевом Посаде, Кудрино, стала II Всероссийская кустарная выставка в Петербурге, проходившая в 1913 году.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_16h56m22s_132_ (700x519, 213Kb)
Абрамцевская столярная мастерская, художественное руководство которой тогда осуществляла Наталия Яковлевна Давыдова, впервые представила изделия, предназначенные для убранства интерьеров храмов (царские врата, свечные шкафы, аналой и др.). В 1910-е годы этому направлению деятельности мастерской отводилось особое внимание. Ее новое техническое оснащение позволяло выполнять крупные, очень значительные заказы, в том числе и на иконостасы. Экспонирование этих произведений на выставке стало демонстрацией современных технических возможностей, совершенного исполнительского мастерства. Было обозначено стремление завоевать нового заказчика в лице Церкви. В коллекции музея сохранились Царские врата, демонстрировавшиеся на той выставке. Представление публике этого предмета сегодня, станет главной сенсацией нынешней экспозиции. Врата впервые спустя столетие покинут музейные фонды. Они являются точной копией знаменитых Царских врат XVI века из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Великого. В течение многих десятилетий врата находились в разобранном состоянии в Музее народного искусства и были недоступны для обозрения. Их разрозненные фрагменты хранились раздельно и имели разные учетные номера. Собрать эти детали в единое целое удалось только в последние годы. Усилиями реставраторов музея сейчас врата приводятся в экспозиционный вид. Интересно отметить, что особое внимание на этот памятник древнерусской резьбы Елена Дмитриевна Поленова обратила еще в 1885 году во время своего путешествия по Ярославской губернии. Интерьеры ростовского храма были ею «осмотрены так подробно, как это только возможно». Тогда же она и А.С.Мамонтов сделали подробные зарисовки элементов убранства церкви. Однако задача копирования такого сложного предмета, даже если она и стояла, в поленовское время была технически не выполнимой.
Ashampoo_Snap_2013.10.05_16h36m21s_130_ (700x465, 92Kb)
Из давыдовских предметов этого периода, находящихся в коллекции музея, выделяется буфет-поставец, выполненный по проекту Наталии Яковлевны в формах традиционного свечного шкафа, конструкция которого восходит к предметам церковной мебели XVI–XVII веков. К сожалению, у буфета утрачена полка-надстройка, однако мысленно реконструировать ее поможет фотография из прейскуранта Музея образцов 1910-х годов.

Следует отметить, что среди интерьеров и мебельных комплексов в русском стиле, которые чаще всего заказывались художникам и архитекторам того времени, были преимущественно гарнитуры столовых. Об этом свидетельствуют и фотопрейскуранты Музея образцов. Если предметы кабинетной мебели или мебели для гостиных были единичны и включались в прейскуранты среди прочих многочисленных небольших полочек и навесных шкафчиков, блюд и шкатулок, то убранству столовых в фотопрейскурантах Кустарного музея был посвящен отдельный том. В постоянной экспозиции музея демонстрируются предметы из трех разных гарнитуров столовых, выполненных по проектам С.В.Малютина. Все они созданы в мастерских Московского губернского земства после 1908 года, когда были опубликованы фотографии только что отделанных апартаментов в доме Перцова в Соймоновском проезде, и Малютин получил еще несколько частных заказов на проектирование подобных интерьеров. На выставке же, наряду с буфетами по проектам Н.Я.Давыдовой и В.И.Соколова, показаны и отдельные предметы из гарнитуров столовых А.М.Васнецова, сопровождаемые подлинными авторскими эскизами. Выполнены эти проекты были в 1909–1910-х годах по заказу Кустарного музея.

Наряду с такими эксклюзивными заказными предметами в коллекции богато представлен и сравнительно массовый ассортимент, представляющий изделия абрамцевской и посадской мастерских 1910-х годов. Бесконечное разнообразие полочек и шкафчиков с изображением птиц, диковинных и домашних животных, архитектурных и природных пейзажей, условных и реалистичных растительных и цветочных мотивов, орнаментов геометрической резьбы, характеризует все богатство и разноплановость выпускавшейся мастерскими продукции. Многие предметы имеют маркировку: «М.О.Р. (резьба), №…» и указание размеров в сантиметрах, выполненную коричневыми чернилами. Это свидетельствует об их принадлежности к собранию Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства, что, в свою очередь, говорит о том, что данные предметы являлись эталонными образцами, выполненными под непосредственным контролем художников — авторов их проектов. А среди них были С.В.Малютин, А.М.Васнецов, В.И.Соколов, И.С.Баклин, Е.Г.Теляковский, А.А.Суворов. В музее сохранились и их подлинные графические эскизы и проекты изделий, некоторые из которых мы также впервые показываем на данной выставке.

Хронологические рамки коллекции мебели в русском стиле не ограничиваются 1910-ми годами. Деятельность Кустарного музея и столярных мастерских не была прервана революционными событиями. В 1920–1940-е годы они активно продолжали работать. Наряду с выпуском старых образцов, разрабатывались и новые проекты. На базе абрамцевской учебной мастерской была создана профтехшкола, сумевшая продолжить в новых условиях традиции усадебного ученичества. В НЭКИНе (Научно-экспериментальном кустарном институте) и ИКХП (Институте кустарной и художественной промышленности), в 1930-е годы менявших название и созданных на базе художественных лабораторий Кустарного музея, разрабатывались проекты новых изделий, далеко не всегда обремененных советской идеологией, символикой и сюжетами. Изготавливаемые изделия реализовывались как на внутреннем рынке, в первую очередь через магазин кустарных изделий ВСНХ, так и продавались на экспорт, демонстрировались на крупнейших всероссийских и международных художественно-промышленных выставках. Экспонаты этих выставок (Всероссийской сельскохозяйственной 1923 года, парижских 1925 и 1937 года) также займут место в этом разделе экспозиции. Среди них можно выделить небольшой навесной шкафчик, выполненный для экспозиции Всемирной выставки в Париже 1937 года учениками абрамцевской профтехшколы по проекту В.П.Ворноскова середины 1900-х годов.

Таким образом, коллекция музея дает почти исчерпывающее представление о деятельности столярно-резчицких мастерских Сергиево-Посадского региона на протяжении нескольких десятилетий — с 1880-х до конца 1930-х годов. Однако нерешенных вопросов с точной атрибуцией ряда предметов пока остается немало. Несмотря на то что подавляющее большинство изделий хранилось в Кустарном музее — Музее народного искусства с момента их создания и потому могут считаться эталонными, достоверной и точной информации о времени, месте их изготовления и авторстве проектов чаще всего нет. Связано это со сложной, а порой и трагической судьбой самого музея, который в советское время подвергался неоднократным реорганизациям и даже «чисткам», сопровождавшимся уничтожением архивов и учетной документации. В настоящее время архивы музея сохранились лишь фрагментарно. Музейные инвентарные книги были заменены в конце 1930–1940-х годах, при этом источник поступления предметов коллекции в новых книгах не указывался. Выявить старые, дореволюционные поступления можно лишь по сохранившимся на предметах номерам Музея образцов, которые не подкрепляются никакой дополнительной информацией. В сохранившихся фотопрейскурантах 1910-х годов произведения не разделены по центрам их изготовления, не указаны и авторы проектов. Названия их таковы: «Резные изделия мастерских Абрамцева, Московского губернского земства, В.П.Ворноскова».

Ashampoo_Snap_2013.10.06_04h04m21s_176_ (252x456, 90Kb)Наибольшую сложность для атрибуции представляют предметы, выполненные в 1910–1930-е годы в мастерских Московского губернского земства и уже в советское время в артелях, возникших на базе небольших кустарных мастерских. Тесное сотрудничество этих центров, а также абрамцевской мастерской с Кустарным музеем, начиная с 1910-х годов, привело к тому, что ряд мастерских имели во многом общий ассортимент. Некоторые проекты поленовского периода тиражировались в них десятилетиями, на производствах выполнялись заказы по старым, еще дореволюционным фотопрейскурантам Музея образцов московского Кустарного музея вплоть до 1930-х годов. Поэтому если поздние по исполнению предметы выделяются благодаря технологическим особенностям их изготовления, применяемым материалам, то достоверно определить место, где они созданы, не всегда возможно. По этой причине в ряде случаев в каталожных описаниях перечисляются мастерские, в которых мог быть выполнен предмет. А также даются достаточно размытые формулировки указания времени его изготовления: «конец XIX — начало XX века», «первая треть XX века» и др. Считаем, что публикация коллекции даже в такой форме поможет снять целый ряд вопросов и уточнить атрибуции некоторых предметов.

В процессе формирования и подготовки выставки ряд предметов мебели, связанных с творчеством В.И.Соколова, А.А.Суворова и М.И.Бакланова был атрибутирован С.В.Горожаниной на основании сопоставления с неопубликованными бесспорными их работами из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Отдельно следует отметить титаническую работу реставраторов музея С.Е.Каткова, Я.В.Горностаева и М.В.Бабенко, проведенную по восстановлению, консервации и подготовке экспонатов к выставке.

Данная экспозиция необычна по жанру. Она носит исследовательский, публикационный характер и включает беспрецедентное по объему количество «новых» предметов, неизвестных не только широкой публике, но и специалистам. Считаем, что их демонстрация и введение в научный оборот помогут расширить наше представление о художественных процессах, происходивших в обществе на рубеже XIX — XX веков, и открыть новые, неизвестные ранее страницы в истории русского стиля в отечественном декоративном искусстве.

Константин Нарвойт, заведующий Отделом дерева и кости Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Портал культурного наследия России

ВЫСТАВОЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ


Фрагмент Шкафчика. По проекту Малютина С.В. (1859-1937). Сергиев Посад,
Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910-е гг.
Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.








Шкафчик с ажурным фризом с изображением вазонов и гирлянд. По проекту И.С. Баклина
Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, середина 1910-х гг. Дерево (береза), резьба пропильная, плоскорельефная, тонировка, подкраска, лакировка


Полка с осетрами. По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878-1946). Абрамцево, Абрамцевская столярная
мастерская или Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало XX в., 1910-е годы. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска, вощение.

Полочка «Дерущиеся петухи». Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского
губернского земства, начало XX века. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска.


Головин Александр Яковлевич (1863-1930) Блюдо с растительным орнаментом 1898-1899 гг.
Абрамцевская гончарная мастерская Майолика, рельеф, цветные глазури, позолота.

Головин Александр Яковлевич (1863-1930) Братина «Петух» с ковшами в виде куриц 1890-е годы.
Абрамцевская гончарная мастерская Майолика, рельеф, цветные глазури, восстановительный обжиг, позолота.

Лист из фотопрейскуранта Музея образцов. 1910-е гг





один из главных экспонатов — уникальные Царские врата, созданные мастерами и
художниками Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея.

Шкафчик. По проекту Малютина С.В. (1859-1937). Сергиев Посад, Художественно-
столярная мастерская Московского губернского земства, 1910-е гг. Дерево (берёза),
резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.

Полочка-этажерка угловая с «прялками». По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878-1946).
Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства,
начало XX в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, подкраска.

Шкафчик с колонкой и портретным изображением древнерусского воина. Сергиев Посад,
Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, начало ХХ века.
Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, лак; масляная живопись


Врубель М.А. Лель. Абрамцевская керамическая мастерская Майолика. 34 х 23 х 21,5



ertata

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Ню»
Взлеты Топ 5
+143
146
IllAIR
+123
143
GetProfit
+116
124
antonesku
+111
126
Melipomena
+108
125
Agnoia
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.