Сегодня 26 апреля, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Предисловие к памятнику

2013-08-31 15:30:07 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2013.08.28_20h50m49s_015_ (700x472, 168Kb)
Григорий Чернецов. «Вид Военной галереи Зимнего дворца»
Крайний справа гренадер подпоручик Александр Горчаков, из крестьян Симбирской губ.

«В воспоминание подвигов Российской Гвардии» - таков девиз, золотом вышитый на знамени роты, где симбирянину Александру Горчакову довелось служить 44 года. Из них 15 лет он был командиром роты. Семь лет под его командованием служил Василий Кочетков, памятник которому решили установить на Венце.

Живой памятник солдатскому подвигу

Слава героев Двенадцатого года в России увековечена уникальными памятниками. Со времен Отечественной войны 25 декабря - день перехода передовых частей Русской армии через Неман - стал ежегодным праздником в память изгнания наполеоновских полчищ из пределов Отечества. В 1819 году в Петербурге началось создание Военной галереи Зимнего дворца. 25 декабря 1826 года состоялось ее торжественное открытие. А еще год спустя - 25 декабря 1827 года - появился живой памятник солдатскому подвигу - церемониальным маршем прошла и встала в почетный караул у галереи рота Дворцовых гренадер, созданная по высочайшему указу императора Николая I.


Этот указ от 2 октября 1827 года гласил:

«Желая ознаменовать особое мое благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали свое мужество и во все продолжение их верной службы до самого истечения срока отличали себя усердием, я признал за благо учредить из них при Дворе моем особую роту под названием Дворцовых Гренадер, с тем, чтобы они были обеспечены в своем содержании на всю жизнь и чтобы служба их состояла только в полицейском надзоре во Дворцах, где будет мое пребывание».

Первый набор составил 120 человек. Согласно «Правилам», «в роту поступали добровольно отличнейшие из Гвардейских отставных чинов, из одних тех людей, кои бывали в походах противу неприятеля… чины лейб-гвардии, оказавшие в войне 1812 года свое мужество». Все офицеры были из солдат и имели ордена Святого Георгия за Бородино. 69 нижних чинов имели знаки отличия военного ордена Св. Георгия, 84 - Св. Анны за 20-летнюю беспорочную службу. Брат императора великий князь Михаил Павлович лично выбрал из всех полков рослых красавцев не ниже 184 см (2 аршина 9 и 5/8 вершка).

«Полицейская служба» означала надзор за деятельностью дворцовой обслуги, караулы у покоев царствующей фамилии, охрану всех материальных ценностей и музейных сокровищ Зимнего дворца и Эрмитажа. В числе важнейших обязанностей роты было участие в парадно-церемониальных мероприятиях, официальных приемах. Так, в августе 1839 года в дни торжеств, проходивших на Бородинском поле, специально командированное отделение Дворцовой роты несло почетный караул у памятника.

В числе первых приказом от 4 октября 1827 года в состав роты Дворцовых гренадер был зачислен подпоручик лейб-гвардии Гарнизонного батальона Александр Горчаков, прослуживший к тому дню 23 года 8 месяцев.

Из крестьян Симбирской губернии

В послужном списке Горчакова сказано: «второй командир роты Дворцовых гренадер - происходит из крестьян Симбирской губернии». Родился в 1782 году. 14 февраля 1804 года по рекрутскому набору взят в службу и определен рядовым в 15-й Егерский полк на Кавказе. В графе «в походах участвовал» с точностью до каждого дня указаны все этапы 67-летнего непрерывного воинского пути ветерана. Кавказский этап с 1804 по 1812 год начался походом против лезгин. Затем сражения с турками у Черной горы под Карсом, отражение неприятеля от селения Харахайского и Гумры, бой при Арапчае. Участие в кампании против персов, сражение за рекой Араксом, где впервые был ранен. Бои по Варновскому ущелью, в Имеретии, сражение с турками при горе Кабах и осаде Архалыка. За отличие на Кавказе 18 февраля 1812 года переведен в Лейб-гвардии Егерский полк.

Далее строки официального документа настолько выразительны, что приводим их дословно:

«В 1812 г. в России против Французов в сражениях: 5 и 6 августа под Смоленском, 26-го при Бородине, 30-го при селе Клементине, 5 и 6 ноября под Красным и деревне Доброй, откуда в преследовании неприятеля до города Вильно.

В 1813 г. 3 января, перейдя Неман, вступил в прусские владения, где 20 апреля участвовал в сражениях при Люцине, 8 и 9 мая при Бауцене, 15 и 16 августа при Пирнау, 17 и 18-го под Теплицем и при Кульме, за что награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия под № 25542 и Прусским железным крестом. 27 августа при деревне Башевсдорф, 4 и 5 октября при деревне Культейкос, 9-го при деревне Торт.

В 1814 г. 1 января, перейдя Рейн, в сражениях во французских владениях и 18 марта при взятии Парижа, откуда 22 мая из Шербура следовал морем в Россию».


По возвращении в Россию Горчаков прослужил в Лейб-гвардии Егерском полку до сентября 1827 года, когда был произведен в подпоручики и переведен в Гарнизонный батальон гвардии, а еще через два месяца зачислен в роту Дворцовых гренадер, где прослужил до конца жизни. 6 апреля 1856 года был назначен командующим, 6 декабря 1857 года утвержден в должности командира роты. В рядах Дворцовой роты ветеран заслужил последовательные повышения до чина полковника, был удостоен орденов Св. Станислава, Владимира, Анны, знаков «За беспорочную службу 40 лет», «За службу 25 лет в офицерских чинах». Всего за участие в боях и почетную службу он отмечен более чем двадцатью наградами.

Среди них есть особо дорогая - Георгиевский крест за Кульм за № 25542. Люцин, Теплиц, Бауцен, Пирнское шоссе, Кульм - места самых драматических сражений Зарубежного похода Русской армии.

Ashampoo_Snap_2013.08.28_20h33m42s_008_ (380x454, 69Kb)16 августа 1813 года Преображенский полк на штыках пробился у Гигсюбеля, а Семеновский - у Гелленсдорфа. Гвардия во главе с Ермоловым стала южнее Кульма и не сходила до подхода главных сил. Утром 17 августа началась атака головной бригады французов. Упорство боя было изумительное. Особенно отличился лейб-гвардии Егерский полк, в составе которого был Александр Горчаков. Полк потерял 900 человек, командующему Остерману-Толстому пушечным ядром оторвало руку. В критический момент боя все писари и нестроевые попросили ружья и бросились на выручку. 18 августа подошли союзники во главе с русским полководцем Барклаем. К двум часам пополудни победа была полная. Трофеи были велики: три орла, два знамени, вся артиллерия, 10 тысяч пленных, которые «проходили целыми колоннами мимо русского императора Александра I, имея офицеров во взводах, а впереди полковников и майоров. Наконец показался и генерал Вандамм, изловленный и ведомый казаками». Наполеон запросил перемирия.

Награда за отличие в Кульмском сражении - Георгиевский крест - принадлежала к числу особо почитаемых. Кавалер этого ордена Александр Горчаков 15 лет возглавлял почетную роту, представлявшую лицо Русской Гвардии.

К 100-летию Отечественной войны 1812 года гвардии подполковник С. Гринев составил «Историю Роты Дворцовых Гренадер». В ней есть такие строки: «6 ноября 1871 года рота понесла большую потерю в лице своего командира Полковника Горчакова, скончавшегося на 87 году жизни и похороненного на Охтенском кладбище, со всеми воинскими почестями. Тело его сопровождали до могилы два батальона Лейб-Гвардии Егерского полка, в котором покойный прослужил с 1812 по 1827 год. Со смертию Горчакова в роте прекратилась та длинная нить молодцов-гренадеров, которые с 1827 года составляли цвет золотой Дворцовой роты, тех богатырей Александровской эпохи, которые с такой безсмертной славой пронесли имя русского воина от стен Смоленска через Бородинское поле и Березину к Кульму, Лейпцигу и вершинам Монмартра».

Дневник Григория Чернецова

История сделала нам щедрый подарок: обоих ветеранов мы можем «видеть в лицо», Василий Кочетков и Александр Горчаков портретированы лучшими художниками XIX века. Дипломной работой Григория Чернецова стала картина «Вид Военной галереи Зимнего дворца». В 1827 году молодой выпускник Академии художеств был награжден за эту работу золотой медалью и удостоен звания художника XIV класса. В последующие годы по заказам императора Григорий Чернецов писал разные варианты видов Военной галереи, в том числе и тот, о котором 3 июля 1829 года он записал в дневнике: «…утром рисовал с натуры капитана Лаврентьева, завтра хочется написать подпоручика Горчакова» . Картина была написана и хранится в Эрмитаже. Крайний справа гренадер с двумя звездочками на эполетах и есть подпоручик Александр Горчаков, будущий «Второй командир Роты Дворцовых Гренадер - из крестьян Симбирской губернии».
Ashampoo_Snap_2013.08.28_20h38m43s_009_ (700x466, 252Kb)
Часть 2. В поисках образа

Место для памятника русскому солдату в Ульяновске выбрали на Венце, всего в нескольких шагах от здания сельхозакадемии. Это одно из старейших зданий Симбирска, специально выстроенное в 1804-1807 годах для присутственных мест губернии, то есть для ее администрации. В этих стенах работало в числе других учреждений воинское присутствие, аналог современного облвоенкомата. Мемориальная доска в честь воинов 1812 года установлена на стене бывших присутственных мест.

60 «Тетрадей» Петра Бореля

Объявляя конкурс на лучший проект памятника Русскому солдату, отправной точкой в творческом поиске образа избрали литографированный портрет Василия Кочеткова. Автограф художника читается в правом нижнем углу иллюстрации. Полная подпись под ней такова: «В. Н. Кочетков, столетний ветеран Русской армии, †(т.е. скончался) 31 мая 1892 г. По фотографии, снятой 20 мая 1892 г. в Вытегре, рисовал П. Ф. Борель».

Петр Федорович Борель - классик отечественного типо-литографского искусства, живописец, акварелист, портретист. Всем нам «незнакомый знакомец» - с детства каждому из нас известны его иллюстрации в учебниках и собраниях сочинений русских писателей. «Встреча Пушкина с телом Грибоедова на Кавказе», «Возвращение раненого Пушкина после дуэли», «Дом Пушкина в Михайловском», портреты Гоголя, Тургенева, Островского, Грибоедова - все это работы Петра Бореля. Современники отмечали, что художник исключительно точен в деталях.

В 1895 году на Первой Всероссийской выставке печатного дела Петр Борель был удостоен Большой золотой медали «за художественные работы на камне». Он представил собрание «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов». Это летопись в лицах Крымской войны. Всего в ней 60 «Тетрадей» и 400 портретов. Рисунки делались с натуры, в том числе и в осажденном Севастополе на Корниловском бастионе, где в составе Казанского конно-егерского полка воевал Василий Кочетков. Так что видел Борель ветерана в боях, и рисовал не только с прощального снимка, сделанного за две недели до кончины столетнего воина.

Петр Борель и Василий Кочетков оставили нам загадку: на снимке ветеран запечатлен сидящим на лафете мортиры. Мортира - тяжелое крепостное орудие, стреляет бомбами, ведет навесной огонь. Такие орудия не возят в дальние, тем более горные походы - немобильное и слишком тяжелое для конной тяги. А в послужном списке Кочеткова чаще всего упоминается горная артиллерия. О каком героическом эпизоде призван напомнить этот снимок? Сделана фотография явно на память: отставной фейерверкер в парадном мундире и при всех регалиях. «Снято в Вытегре». Вытегра - городок на юго-восточном берегу Онежского озера, отсюда с петровских времен через систему рек и каналов есть путь на Рыбинск, то есть на Волгу. И проходит он через городок Белозерск Вологодской области, тот самый, где через одиннадцать дней после снимка в Вытегре скончался ветеран «проездом на родину в Симбирскую губернию».

Кто из родных большой семьи Василия Кочеткова жил в Симбирской губернии, неизвестно. Подростком он был зачислен в музыкальную команду. В строевую службу вступил «из кантонистов Лейб-гвардии гренадерского полка 7 марта 1811 года». Сражения 1812 года - его первая военная кампания. Мобилизация такой категории солдат производилась канцеляриями военного ведомства в Петербурге. В таком случае через Симбирское воинское присутствие не проходили даже его документы.

А вот Александр Горчаков призывался «по рекрутскому набору из крестьян Симбирской губернии», то есть обязательно через губернское воинское присутствие. Василий Кочетков служил под командой Александра Горчакова в роте Дворцовых гренадер семь лет - с 1862 по 1869 год. Ветеранам было о чем вспомнить. Оба в разные годы и в разных горячих точках побывали на Кавказе, в боях с турками и персами. Оба служили при трех императорах - Александре I, Николае I и Александре II. В годы Отечественной войны и Зарубежного похода сражались в одном строю. Кочетков в рядах лейб-гвардии Гренадерского полка в арьегардных боях под Можайском, Бородинской битве, преследовании неприятельских войск до Немана, боях за Лейпциг и Париж. Горчаков в составе лейб-гвардии Егерского полка под Смоленском, при Бородино, в наступлении до Вильно, боях за Кульм и Париж. А встретиться довелось в стенах Зимнего Дворца.

12 октября 1877 года Кочетков был тяжело ранен на Шипке бомбою, после чего ему пришлось ампутировать левую ногу, затем «он вышел в окончательную отставку». Общий стаж его службы в этом случае - 66 лет. «Вестник военного духовенства» за 1892 год называет срок службы ветерана «около 80 лет», полагая, что после ранения на Балканах Кочетков еще на 13 лет возвратился в роту Дворцовых гренадер. Реальный вариант: при зачислении на вакансии роты преимущество отдавалось служившим в Почетном конвое при Александре II и участникам боев 1877-78 годов.

Дворцовая рота - живой памятник гвардейской доблести - в советское время была упразднена, ее музей в Зимнем дворце ликвидирован, а документы разрознены. В 2004 году в Пикетном зале Зимнего дворца, где почти сто лет проводились разводы караулов (пикетов) Дворцовой роты, началось воссоздание музейной экспозиции. 9 марта 2009 года силами участников военно-исторического объединения «Рота Дворцовых Гренадер» она была восстановлена и стала логическим завершением общей музейной экспозиции, расположенной в Военной Галерее и Фельдмаршальском зале. Списки гренадер сохранились не за все годы, сейчас в них около 500 фамилий, поиск продолжается. Кочетков вышел в отставку с пенсией 562 рубля в год, что составляло солидную сумму.

Вернемся к портрету, с которого начали поиск. Художник мог создать погрудный портрет украшенного множеством наград столетнего воина, а запечатлел его с протезом. И тем самым открыл нам еще одну славную страницу российской истории. 130 лет назад, 8 марта 1883 года приказом по Военному ведомству был открыт «Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов». Это первый в России медико-реабилитационный специализированный центр, начало всех отечественных институтов протезирования. Сегодня он приобрел всемирную известность, с 1999 года вошел в состав Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г. Альбрехта.

Вопрос о создании такого приюта был впервые поднят в связи с большим количеством воинов, получивших увечья на Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Средства собирали Российское общество Красного Креста, Дамский попечительский комитет, Почетные попечители из императорской семьи. Приют открыли на Большом Сампсониевском проспекте Петербурга на территории городка Клинического военного госпиталя. Руководствовались не жалостью - милосердием: «ампутированным воинам» предоставлялись не только стол и кров «на казенном коште». В приюте был сад, мастерские, установлены специальные брусья, чтобы протезированные могли учиться ходить. Одним из первых в этот приют был принят «отставной фейерверкер первого класса ампутированный» Василий Кочетков. Как и другие «призреваемые воины», вместе с лучшими военными хирургами и мастерами он невольно стал участником процесса экспериментального протезирования. «Призреваемые» числились на военной службе, в так называемых «слабосильных командах», вот и разгадка пожизненного стажа службы Василия Кочеткова. А литография Петра Бореля - не только ключ к загадке, но и примечательный памятник мужеству и милосердию.

У отцовского плеча: воспитание подвигом

Василий Кочетков был главой большой семьи, где родились десять детей. Трое из шести его сыновей по примеру отца избрали воинскую службу. Старший сын произведен в чин капитана батареи горной артиллерии еще во время Туркестанского похода (1869-1871), где его отец служил фейерверкером в Конно-артиллерийской бригаде горных орудий. Второй сын дослужился до поручика, третий был вахмистром. Из четырех дочерей одна стала сестрой милосердия в Петербургском военном госпитале.

Гренадеры с легендарными биографиями вызвали стремление послужить Отечеству не только у их собственных детей. В 30-е годы XIX века художник Адольф Ладюрнер запечатлел эпизоды с участием Дворцовых гренадер. Одна из картин - «Черный коридор Зимнего дворца с придворным арапом и дядькой». На плече дядьки-гренадера уселся мальчик. Этот малыш - великий князь Константин Николаевич. С малолетства он готовился к морской службе. Попечителем подростка стал исследователь Арктики Федор Литке. С пятнадцати лет будущий генерал-адмирал Константин Николаевич участвовал в морских походах, к двадцати годам уже два года командовал фрегатом «Паллада». Именно по его инициативе «Паллада» отправится в кругосветное плавание, а секретарем адмирала Путятина станет Иван Гончаров. Константин Николаевич войдет в историю как участник восьми военных кампаний, основатель (1845) Русского географического общества и журнала «Морской сборник», куда привлечет лучшие литературные и научные силы России. Ему принадлежат бесспорные заслуги в подготовке и осуществлении Крестьянской реформы 1860-х годов и связанными с ней прогрессивными преобразованиями на флоте.
Ashampoo_Snap_2013.08.28_20h38m58s_010_ (700x462, 224Kb)
…Поднимемся на высокое крыльцо парадного входа в Ульяновскую сельхозакадемию. Слева от вестибюля большой зал с окнами на запад. На плане XIX века зал помечен буквой qи надписью «Воинская и для набору рекрутов». Эти стены повидали всех воинов-симбирян - призывников и ополченцев, овеянных бессмертной славой, и безвестных героев. Была хорошая мысль передать историческое здание под экспозицию Краеведческого музея. Не сбылось, упустили момент.

Таковы лишь несколько эпизодов исторических панорам, открывающихся при воспоминаниях о подвигах Российской гвардии. И имена тех, кто видел Русского солдата в кровавых битвах и золоте славы, чья кисть с любовью и пониманием запечатлела образ защитников Отечества.

Наталья Гауз. «Деловое обозрение»


Читай ещё:

Более других имел трудов и случаев к отличию.


ertata

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.