Сегодня 11 мая, суббота ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Artemy Velker
Artemy Velker
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.velkerblog.ru/
Добавлен: 2012-04-05 13:43:06 блограйдером artemyvelker
 

Высшее образование – рудимент прошлого. Часть 1

2012-03-24 16:58:00 (читать в оригинале)


Я думаю, читатель помнит те прекрасные дни, когда население России (а в то время СССР) считалось самым начитанным и образованным в мире. В какой мере это являлось истиной, не берусь судить, т.к. не смог застать те времена, однако достаточным будет сказать, что российские специалисты  без особого труда и в прошлом, да и в настоящем находили свое место на рынке труда. Кто-то на территории западных стран, кто-то – у нас, на Родине. Впрочем, речь сегодня пойдет не об отечественных специалистах, сколь бы пафосной не была данная тема, а о высшем образовании как таковом.



Пожалуй, мало, кто возьмется спорить с тем, что сегодня получение “вышки” стало своего рода трендом. На данный момент даже самый недоразвитый индивид homo sapiens способен сдать вступительные экзамены в какой-либо из вузов, коих на территории РФ бесчисленное множество. А по окончании высшего учебного заведения получить заветный документ, удостоверяющий данного гражданина (или гражданку) как специалиста определенной области. Вот, вроде бы и все. Специалист готов. Дальше я мог бы, собственно, начать критиковать уровень знаний такого выпускника, да и заодно пуститься в критику системы российского образования. Однако интересует меня в большей степени даже немного другой аспект. А имеет ли высшее образование в том виде, в котором оно существует, смысл в 21-ом веке? Не стало ли оно своего рода рудиментом или даже своеобразной преградой в создании квалифицированных профессионалов своего дела, да и просто фундаментально образованных личностей?

Приведу несколько аргументов в пользу данного утверждения, основанных как на собственном, так и на чужом опыте.

- Вузовское образование занимает достаточно долгий промежуток времени. Если речь идет об очной форме, оно занимает от 4 до 6 лет в зависимости от формы обучения (бакалавр, магистр, специалист). При этом, надо сказать, что при самостоятельном обучении  вся программа  при правильном подходе может быть уложена в 2 года не только без потерь информационной базы, но и с её расширением относительно вузовской.

- Устаревшие формы передачи информации являются подлинным рудиментом, от которого следует отказаться. Речь идет, например, о лекциях. Сколько академических часов тратит среднестатистический студент на простое записывание материала, которое в куда более удобной форме можно уже сразу почерпнуть из учебников и электронных средств массовой информации? Ответ - большую часть, ведь именно лекции являются основой обучения. Только вот чему они учат – это вопрос.

На данный пункт, в принципе,  можно возразить, что в форме лекций дается дополнительный материал, расширяющий основную информационную базу. Но я на вашем месте не стал бы тешить себя подобной мыслью, т.к.  большинство преподавателей не утруждаются собственными изысканиями в сфере их потенциальной компетенции  и постулируют тем же самым, что есть в учебниках и интернете. Добавьте тот факт, что лектор говорит в свободной форме и в быстром темпе, что вызывает издержки потери информации и значительной информационной компрессии.



- Высшие школы априори используют устаревшие учебники. Те из читателей, кто учился в высших учебных заведениях, прекрасно знают, что учебники, которыми располагают библиотеки Вузов, безбожно устарели и обычно имеют дату издания на 5-10 лет старше (а то и больше), чем год вашего поступления.  Выход, конечно, есть – купить новые учебники на собственные деньги. Только вот, зачем вам тогда учебное заведение?

Надо заметить, что проблема устаревших учебных пособий стоит довольно остро. Например, отмечу, что в ту пору, когда Россия лишь вступала на дорогу рыночных реформ, было почти невозможно найти издания российских авторов по большинству, прежде всего, экономических дисциплин. Поэтому в основе обучения лежали книги зарубежных авторов (в основном, американских). Лишь в 2000-ых начинали появляться учебники российских авторов, а еще спустя 10 лет эти издания стали более или менее пригодными для реального использования.

Располагают ли учебные заведения подобными изданиями? В большинстве своем – нет. Исключения составляют ведущие Вузы, имеющие значительное финансирование и готовящие кадры, в том числе для работы в правительстве и министерствах РФ. Что остается другим Вузам? Пожалуй, готовить армию недоучек с повышенными амбициями.

На сегодняшний день для любого здравомыслящего человека не составит особого труда найти в любом интернет магазине все необходимые учебники, причем, у вас будет абсолютная свобода выбора года издания, автора и т.д. Тут, в принципе, можно резонно возразить, сославшись на то, что невозможно определить, какой учебник хороший и соответствует программе, а какой - нет. Замечу, что с этим нет никаких особенных проблем. Как правильно подбирать учебники для самостоятельного обучения я еще расскажу в следующих материалах, а пока лишь замечу, что министерство образования осуществляет проверку наиболее значимых работ и монографий, которые ложатся в основу учебного процесса ведущих учебных заведений, так что найти подходящий не составит особой проблемы.

Продолжение материала во второй части.

Артемий Велькер. По всем вопросам писать на artemyvelker at gmail.com 





 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Блогосфера»
Взлеты Топ 5
+1241
1261
Robin_Bad
+1175
1263
Futurolog
+1090
1094
MySQL Performance Blog
+1028
1098
Ksanexx
+1023
1097
Refinado
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.