![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Не играйте, дети, в революцию2012-04-04 22:20:00 (читать в оригинале)
Сегодня стал абсолютно очевидным тот факт, что вся социально-экономическая жизнь в России требует кардинальных перемен. При этом важным будет понять, как эти изменения воплотить в жизнь. Последнее десятилетие показало, что российские правители отдавать власть отнюдь не собираются, причем как конституционным путем, так и любым другим. Но, что самое печальное, эти же люди отнюдь не собираются проводить реконструкцию нашей с вами общественной жизни. Самолеты продолжают падать, теракты происходить то там, то здесь, от медицины и образования остались одни вывески, весь крупный капитал поделен между небольшой группой лиц. Максимум, что может делать в рамках такой парадигмы подавляющее большинство россиян - это горбатиться в поте лица в качестве наемных работников. О собственном деле можно и не мечтать, несмотря на потенциальное наличие соответствующих экономических рыночных институтов, т.к. весь рынок уже занят и поделен власть имущими или теми, кто находится под их покровительством . В общем, всем известные факты. Но что же делать? Проходившие последнее время митинги не имели ровным счетом никакого эффекта (о чем я писал в соответствующем материале), будучи изначально неконструктивными и не имевшими реальных лидеров, способных выдвигать конкретные требования и идеи. В связи с этим, все чаще стали появляться мысли о более кардинальном способе проявлении гражданской позиции. Тот же С.А. Удальцов, возомнивший себя новым борцом за справедливость, не так давно сообщил, что скоро нам стоит ожидать буржуазную революцию. Не буду рассуждать о том, насколько это вероятно и когда это произойдет. Лично для меня это не более чем популизм и игра на собственный рейтинг. Более чем уверен, в ближайшее время подобные персонажи получат место в правительстве, где они с опущенной головой будут вести диалог с властью. В большей степени мне интересен сам факт революции, что она может принести и имеет ли смысл. Поэтому, как мне кажется, будет полезным изучить опыт прошлого, взгляд на революции людей, имевших непосредственную возможность быть современниками и очевидцами подобных социальных явлений. ![]() Здесь наиболее логичным, на мой взгляд, будет обратиться к идеям, изложенным одним из выдающихся наших соотечественников П.А. Сорокиным, основателем теории социальной стратификации и социальной мобильности. Известный социолог вполне однозначно отмечал, что революция является худшим способом улучшения материальных и духовных условий жизни масс. Наиболее ярко данная идея была изложена в работе "Социология революции". На основе огромного исторического материала он сумел доказать, что в ходе такого перехода происходит кардинальное перетряхивание всех социальных групп. Революционный переворот порождает неадекватную по своей скорости и пропорциям вертикальную мобильность, когда политическая аристократия низвергается на низшую ступень, а на вершину политической власти поднимаются те, кто до этого были "ничем". Очень важным, по моему мнению, является также тезис о том, что революции изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируют вражду, злобу, ненависть, разрушение, обман, низводят до господства животных инстинктов. ![]() Будучи социологом, Сорокин не мог не отметить еще один важный факт. В ходе революций возникает серьезная диспропорция между тем, как проявляет себя толпа и тем, как проявляют себя отдельные единицы. Если первым в большей степени свойственны животные инстинкты, то последним - жертвенность и героизм. Это является прекрасной иллюстрацией того, как наиболее преданные идее люди в результате становятся лишь пушечным мясом революционной машины, тогда как к государственному Олимпу вновь приходят представители толпы, желающие лишь удовлетворения своих физиологических потребностей и мелких амбиций. Именно таких представителей мы видим в качестве лидеров сегодняшней оппозиции. Классические лица из прошлого, которые снова хотят власти и своего куска пирога. В свою очередь, по мнению Сорокина, революционеры являют собой специфический социальный тип, который поначалу придя к власти, всегда полон благородных замыслов. Но спустя некоторое время происходит классическая метаморфоза. Бывшие борцы за идею равенства превращаются в тиранов. При этом столь же изменчиво и то, что создается руками революционеров. То, что вчера было направлено на установление равенства и справедливости, завтра порождает еще большее неравенство и несправедливость. Помимо этого, социологом поднимается еще одна важная проблема - бюрократизация. Данное явление является бичом нашей Родины уже многие века. Не менее актуальной эта проблема остается и по сей день. Впрочем, путем революции данное явление отнюдь не искоренить. Ведь в ходе переворота происходит соответствующая экспроприация власти, которую потом еще необходимо удержать. А для этого необходимы элементы бюрократии, когда новый глава государства сознательно окружает себя верными подчиненными, всецело поддерживающими его курс, что должно обеспечить стабильность в переходный период и невозможность возвращения к предыдущей социально-экономической парадигме. При этом даже спустя годы эта бюрократия не только не упраздняется, но и начинает активно расширяться и углубляться в рамках политической жизни. Последним важным тезисом Сорокина является утверждение о том, что революционеры нарушают естественный закон природы, по которому все люди рождаются неравными по своим способностям. При этом важно отметить, что в ходе революции к власти приходят как раз самые недостойные и плохо развитые особи, которые в ходе своего правления всячески подавляют интеллектуальные слои общества, пытаясь встроить их в перевернутую парадигму жизни, где дурак - наверху, а умный - внизу. Прекрасной тому иллюстрацией стал памятный всем криминальный переворот 90-ых годов прошлого века. Наконец, замечу, что большинство революций, вне зависимости от того, где и когда они происходят, проходят примерно по одному и тому же сценарию. Сначала в обществе возникает эмоциональный протест против власти, затем этот протест перерождается в бунт, террор, войну, после которых власть обретает новых хозяев. Затем наступает стабилизация, наведение социального порядка. Но чего стоит этот новый социальный порядок? История дает на него однозначный ответ. ![]() Так Итальянский католический философ средних веков Фома Аквинский считал, что после убийства правителя-тирана на его смену может придти новый тиран, который будет еще свирепее. В пользу этого аргумента он приводил историю, повествующую о том, как в Сиракузах, где все желали смерти тирану Дионисию, лишь одна старуха молилась за его здоровье и долголетие. Когда Дионисий спросил у неё, зачем она это делает, старуха рассказала о том, как до него уже были другие тираны, и каждый последующий был все более жестоким и беспощадным. Конечно, сложно полностью перенести мораль этой истории на современную жизнь, тем не менее, очевидно, что разрушение всей властной системы не решит проблем. Ведь эта система живет в самих людях, приходящих к власти и претерпевающих тотальное перерождение человеческой личности, когда на свободу вырываются все низменные животные начала. Таким образом, нам необходимо то, о чем постоянно говорят, но так до сих пор и не было - реформы. Реальные и имеющие эффект на практике. Поэтому лишь формулировка конкретных программ, требований, координация всех оппозиционных сил в одно целое имеет реальный конструктивный смысл. Все призывы к переходу к грубым антиобщественным проявлениям лишь приведут к очередной дискредитации всего оппозиционного движения и разрушит все надежды на позитивные сдвиги, благо, у властей достаточно для этого административного ресурса. К сожалению, все это немыслимо без подлинных лидеров, способных скоординировать эти общественные посылы и преобразовать их в конкурентную политическую силу, способную остановить деградацию нашей страны. Артемий Велькер artemyvelker at gmail.com
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.