Сегодня 28 апреля, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Artemy Velker
Artemy Velker
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.velkerblog.ru/
Добавлен: 2012-04-05 13:43:06 блограйдером artemyvelker
 

Размышления о налоговом бремени в России

2012-03-24 13:53:00 (читать в оригинале)

Сегодня хотел бы затронуть тему налогового бремени или иначе - налоговой нагрузки в России. Как известно, показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы. При этом оптимальная налоговая система должна, с одной стороны обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства путем перераспределения, а также оказывать позитивное давление для того, чтобы потенциальный хозяйствующий субъект находился в постоянном поиске путей повышения эффективности своей деятельности (снижения издержек, увеличения технологичности и т.д.) , но,  с другой, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности.

Сам показатель налогового бремени определяется соотношением поступивших в стране налогов к Внутреннему Валовому Продукту, т.е. речь идет о доле налогов в ВВП.

Опыт существования развитых стран позволил вывести вполне определенную аксиому, выразившуюся в так называемой кривой Лаффера, наглядно демонстрирующей, что фискальная политика не должна быть слишком жесткой, иначе количество свободных средств  у хозяйствующих субъектов снижается, так же, как и их инвестиционные возможности. К чему это приводит? Несложно догадаться – к невозможности расширения производства, что логично приводит к такой же невозможности увеличения уровня прибыли и соответственно базы налогообложения (ну и, конечно, к нежеланию платить налоги).

Именно поэтому Лаффер резонно постулировал о том, что снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость, увеличивает возможности для расширения производства. Однако, стоит отметить, что Лаффер хотя и смог показать основную тенденцию в данном явлении, тем не менее, не смог дать точные рекомендации об определении оптимального уровня налогообложения. Это и неудивительно, ведь данная величина является достаточно динамичной и напрямую зависит от финансового состояния налогоплательщиков и от общеэкономического положения в стране. 

Как обстоят дела в западных странах? А обстоят они следующим образом. На протяжении всего последнего времени в большинстве развитых стран  уровень налогового бремени неуклонно рос. К середине 90-ых западные страны подошли к моменту, когда дополнительно перераспределить ВВП через налоговую систему уже почти невозможно.  В 2000-ых годах наблюдалось, в целом, стабилизация показателей, а в некоторых странах и снижение данного уровня. 

В то же время уже сейчас, когда Еврозону продолжает интенсивно штормить, данные значения значительно подскочили. В той же Испании процент налогов и других платежей в ВВП перевалил за 50% и активно движется к отметке в 56%. Нечто похожее наблюдается и в других странах.

А что же Россия? На мой взгляд, это самый интересный случай. Если опираться на официальные данные, то уровень налогового бремени находится на общемировом уровне. В целом, это неудивительно, т.к. вся налоговая система Российской федерации является пасынком западной модели, которая была силком пришита в начале 90-ых годов, во время жизненной необходимости создать хоть какую-то налоговую систему, соответствующую требованиям рыночных условий, возникновению независимых хозяйствующих субъектов, частной собственности и т.д. Но что реально скрывается за этими цифрами.

Тот, кто хотя бы раз занимался предпринимательской деятельностью в России, прекрасно знает, что официальные платежи – это одно, а неофициальные – совсем другое. В рамках данного материала я не хотел бы заострять внимание на неофициальной составляющей, ставшей уже непременным побратимом российских реалий в виде всяческих поборов, взяток, откатов и других не менее удивительных  явлений.

Хотелось бы остановиться  немного на другом аспекте проблемы. А именно на том, что стоит за налоговой политикой государства, и какой реальный вес имеют значения, закладываемые в НК РФ, а также в официальные статистические данные, декларируемые и сравниваемые со значениями западных стран.

Ни для кого не секрет, что государственные органы в рамках фискальной функции регулярно недополучают около 30-40 процентов от всех налоговых платежей. Для большинства россиян, получающих зарплаты в конвертах, это, наверное, не новость. Но что это означает в действительности? Большинство предприятий скрывают реальный уровень прибыли (уклоняясь от уплаты части налога на прибыль). Та же ситуация обстоит с фондом оплаты труда (и соответствующим подоходным налогом) и выручкой (и соответствующему ему НДС), несколько лучше ситуация обстоит с налогом на имущество предприятий (и похожим по сущности налогом на игорный бизнес, заменивший в свое время налог на прибыль в размере 70%).

Что мы имеем на выходе? А имеем мы незначительные уровни поступления налогов и иных платежей, уменьшенные на “теневую” составляющую. Вроде бы данными выкладками мало кого удивишь. Однако идем далее. Ведь теперь для определения уровня налогового бремени нам необходимо знать объем ВВП. Те, кто знаком с азами макроэкономики, прекрасно знает, что считать ВВП мы можем разными способами: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости на различных этапах производства. Вроде бы все понятно, однако, что же делать с тем, что не попадает в официальные сводки, в отчеты налоговых органов?

Осознавая весь масштаб неофициальной деятельности на территории РФ, размер укрывательства от выполнения своих обязанностей как налогоплательщиков большинства хозяйствующих субъектов, государственные органы пришли к выводу о необходимости учета этой сомнительной составляющей. Таким образом, ежегодно при подсчете основных макроэкономических   показателей учитывается также коэффициент, характеризующий данную нелегальную сферу.

Тут же напрашивается вопрос: как возможно точным образом определить данный коэффициент? Считается, что для этого используется количество реально электрифицированных объектов в рамках экономики государства. Логика проста: в отчетности можно уменьшить объем выручки, однако данные о потреблении электричества (и, соответственно, объем выпуска, характерный для данной отрасли) покажут обратное.
Все это выглядит довольно сомнительно и крайне приблизительно. Не говоря уже о том, что такой подход не учитывает целый ряд иных способов ухода от налогообложения. В результате, что мы имеем.  На вскидку прикинутый объем ВВП, объем поступления налогов и иных платежей, составляющий 60-70 процентов от потенциальных (а может и меньше). Отсюда выведенный показатель налоговой нагрузки. И вот здесь мы начинаем понимать, почему, если опираться исключительно на официальные данные, мы, вроде бы, подобны западным странам, а по факту предпринимательская деятельность (и прежде всего малый и средний бизнес) почти задушена. Добавьте к этому коррупционную составляющую, и тогда становится совсем неудивительно, почему Россия сами знаете где.

В конечном счете фискальная политика представляет собой конкретный механизм регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности. Однако о какой конкретности может идти речь, если сами данные, которые лежат в основе этого механизма, не отражают реального положения дел? Важно заметить, что эта проблема касается не только сферы налогообложения, но и других сфер жизни общества и государства, но об этом уже в следующих материалах.

Артемий Велькер. По всем вопросам писать на artemyvelker at gmail.com 




Страницы: 1 2 3 4 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.