Сегодня 2 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

3авершение темы "...не сделал меня женщиной"

2017-02-27 16:12:01 (читать в оригинале)

из книги "Остров и пламя", первой в серии "Тора о любви"

Есть иное объяснение, связанное с формулой, введенной для себя женщинами в средние века и теперь общепринятой: «Благословен Ты…который сделал меня по воле Своей». Здесь тоже слышится превосходство, на этот раз женское: ясно, что высшее – это Его Воля. Возникает вопрос, почему женщины это благословение приняли лишь в средние века? Ответ проливает свет на браху мужчин.
Раби Хананья бен Терадион (тесть выдающегося мудреца раби Меира, который не раз пересматривал свои галахические решения, если с ними была не согласна его исключительно образованная и мудрая жена Брурия), за преподавание Торы, запрещенное римской властью, был приговорен к казни. Его вместе со свитком Торы привязали к столбу, вокруг зажгли костер, а, чтобы он дольше мучился, на сердце привязали ком мокрой шерсти. Один из солдат, которые охраняли место казни от учеников и народа, пытавшихся спасти раби Хананию, спросил его шепотом, что ему будет, если он сократит его страдания, сняв шерсть. Мученик сказал, что тот попадет после смерти в Ган Эден вместе с ним. Солдат это сделал. Р. Хананья тут же умер, а солдат бросился в огонь, чтобы скорее попасть в рай за свою заслугу. Когда зять раби Ханании, раби Меир увидел, что произошло, он создал браху «…не сделал меня женщиной» (в дополнение к двум первым о нееврее и рабе) в благодарность Творцу за данную Им возможность мужчинам делать кидуш Ашем – прославлять смертью Его Имя.
Язычники римляне не убивали женщин, а насиловали и продавали в публичные дома (как сестру Брурии), поэтому браха к женщинам не относилась. А христиане крестоносцы в средние века не только насиловали, но убивали всех без разбору. Женщины увидели, что теперь и для них открылась возможность прославлять своей смертью Бога, делать кидуш Ашем, и (превратив по ев-рейской традиции плохое в хорошее и горе во вдохновение) приняли свою форму утреннего благо-словения: «Благословен Ты, Ашем, Бог наш, Царь вселенной, который создал нас по воле Своей».

Приведем еще один аспект этой проблемы. Он показывает, как относиться к словам мудрецов, и как непросто в них разобраться :
– На первый взгляд, положение даже еще хуже. Мужчина благодарит Творца не за то, что создал его мужчиной, а – за то, что не сделал женщиной (!).
Чувство обиды, вызванное этими словами у женщин, казалось бы, вполне естественно. Но... возникает оно лишь у тех, кто не знаком с принципами устройства мира, с целями, которые поставил перед людьми Творец, создавая мир, с тем, какие роли определил для каждого из нас. При знакомстве со всем этим начнет вырисовываться совершенно другая картина.
Прежде всего, вчитаемся в полный текст одного из “утренних благословений”, которые желательно читать каждому еврею, мужчине и женщине, до утренней молитвы или непосредственно перед ней.
Мужчина говорит: “Благословен Ты, Создатель, который не сделал меня женщиной”.
Женщина говорит: “Благословен Ты, Создатель, который сделал меня по воле Своей”.
Обратим внимание на то, что здесь сказано асани, «сделал меня», а не бара, «сотворил» или яцар, «создал», что, казалось бы, уместнее.
Примем во внимание, что каждое слово этих благословений написано Мужами великого собрания (в на-чале эпохи второго Храма), среди которых были последние в мировой истории пророки (Эзра, Нехемия, Хагай, Зехария, Малахи). И употребление именно этого глагола раскрывает нам интереснейшую картину, полную глубокой Мудрости.
Мир, сотворенный Всевышним, состоит из многих слоев. В их числе уровень брия, в который были “заложены” идеи духовного порядка. Они не могли появиться сами по себе. Он их сотворил. Глагол “сотворить” относится к процессу, о котором мы говорим: “Сотворить существование из ничего”, йеш мэайн. Из “ничего” нельзя ничего сделать, можно только – сотворить – внести в мир. И это – прерогатива Творца.
Ниже слой духовного мира, йецира, создания.
И самый нижний уровень, где идеи надо реализовать, завершить – наш мир, в котором мы живем. Он называется олам асия – мир исполнения, осуществления, завершения.
Теперь мы приблизились к пониманию сути благословений для мужчин и женщин, где употреблен глагол “сделать”.
Нам остается лишь выяснить суть разделения всего мира на мужское и женское начала (потенциал, роль и тому подобное). Это не “каприз природы”, но самое принципиальное, фундаментальное в процессе сотворения мира.
Ведь в момент, когда у Всевышнего возникло Высшее, Первоначальное желание (или Воля) Сотворить мир, Он образовал Место для этого мира, как бы “уменьшив” свое Присутствие (слова здесь не совсем адекватны, но в русском языке других для такого объяснения нет).
Основная роль этого Места – быть вместилищем структур, которые будут сотворены, созданы, сделаны в этом мире.
В этом Месте должна была реализоваться Воля Творца. Это Место реализации Его Воли и первичное проявление “женского начала”, в котором реализуется Воля Его.
Вспомним благословение, которое произносят женщины: “...что сделал меня в соответствии с Волей Твоей”. При Сотворении мира, прежде всего, было образовано женское начало. О чем и говорится в Торе: “Вот история Сотворения Неба и Земли… в день, когда сделал Творец Землю и Небо” (Берешит, гл. 2, ст. 4) В начале сказано о земле.
Небо (источник влияния) – мужское начало. Земля (принимающая влияние) – женское начало.
Перейдем к тексту, который произносит мужчина.
В этом мире, где все определяет глагол “сделать”, главная, первая роль – у женского начала. Женщина – интегральная часть этого мира . Но, если в мире (даже в этом мире) будут только женские роли, разве возможно существование? Для этого необходима постоянная “подкачка” духовной энергии. Кто-то должен это делать. В этом роль мужского начала.
Вернемся к периоду Сотворения мира. Все началось с образования Места (женское начало). Затем был создан канал и по нему передана энергия, Свет. Возникло мужское начало.
Читая благословение, мужчины говорят: “Благословляю Тебя ...за то, что (в мире женского начала) Ты не сделал меня женщиной (дал мне иную, собственную роль)”. Ибо благословение Творцу полагается за все, что Он делает (даже когда мы узнаем о смерти близкого че-ловека, мы говорим «Благословен Судья праведный»).
Женщина не может сказать: “...за то, что не сделал меня мужчиной”. Потому что именно женщина — основа мира деяний (мира, где правит глагол “сделать”).
В этом мире быть женщиной — естественно и хорошо. Поэтому в благословении она просто констатирует свою естественность.
Но, чтобы мир существовал (здесь я сознательно повторяюсь) – в “соответствии с Волей Твоей” необходимо реализовать и другую роль. И за эту, отведенную ему роль и благодарит Творца мужчина.
Надеюсь, теперь понятно, что мужская и женская роли в равной мере необходимы. Но “окраски” их не равноценны. Женская роль – естественна. Мужская роль возникла как необходимое дополнение.
© Gedalia Spinadel

Тэги: гедалья, реб

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.