Сегодня 26 апреля, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

ПРИНЦИП «КАК БЫ НЕ ПОДУМАЛИ» (מראית העין) – ИЗ ТОРЫ

2016-07-08 15:08:46 (читать в оригинале)

с чего начать и как сделать? ремонт кухни в Омске в разных стилях
Аидыше маме и израильская хуцпа – меня это не волнует

Надоевшие с младенчества бесконечные внушения еврейских мам «Посмотри на себя, как ты выглядишь! Что о тебе люди подумают?» во многом определили характерный облик «галутного еврея», который хотелось скорее сбросить, столь противоречащий стремлению к раскрепощенности последнего времени и пресловутой израильской хуцпе (наглости) с ее лозунгом ма ихпат ли – «а мне все равно», или «меня это не касается». Но откуда эта тенеденция у нашей благословенной памяти аидыше маме?
Хотелось бы предположить, что прямо из Торы, и об этом говорят мудрецы: Слушай, сын мой, торат имеха, Тору матери твоей.
В Пятикнижии нет запрета марит а-айн (как это выглядит) – делать то, что не нарушает заповедей, но может вызвать у свидетелей впечатление, что человек нарушает, и в результате они могут плохо подумать о нем, как о нарушителе, или наоборот подумать, что разрешается делать то, что им показалось, он сделал.
Это не заповедь из Торы, и все же этот широко применяемый в еврейском законе принцип глубоко в духе Торы и не раз встречается в ней.

Моше молит за народ

Когда 9 ава народ поверил разведчикам, сказавшим, что невозможно идти в Кнаан, Б-г сказал Моше: «Доколе Меня будет испытывать этот народ? Доколе будут не верить в Меня, несмотря на все чудеса, которые совершил ради них? Я убью их мором и уничтожу. А потом сделаю тебя еще более великим и могучим народом.
И Моше ответил Б-гу: Что же будет, когда услышат об этом египтяне? Ты же вывел этот народ из среды их великою мощью. Что если они расскажут жителям той страны, что слышали, что Ты, Б-г был среди этого народа (Израиля), которому Ты явил Себя лицом к лицу, а Твое облако над ним стоит, и Ты идешь перед ними в столпе облачном и в столпе огненном ночью?
А теперь хочешь убить этот народ как одного человека! Те народы, что услышат об этом, будут говорить, что Б-г не смог привести этот народ на землю, которую обещал им, и убил их в пустыне…» (Бемидбар, 14:11-16).
Хотя здесь три раза сказано «услышат», но это тот же прницип: что подумают, когда увидят, или когда услышат рассказ о том, что видели. В результате произойдет неверная, негативная оценка действующего лица и выводы, побуждающие к неправильным действиям.
Любопытно еще место, переведенное здесь как «Ты явил Себя лицом к лицу», которое слышится похожим на термин מראית העין – אֲשֶׁר עַיִן בְּעַיִן נִרְאָה אַתָּה.
Казалось бы, Творец мог сказать: какое мне дело до этих египтян, этих злодеев, вы вообще туда не вернетесь, и что истинно в Моих глазах, то и делаю.
Но поразительно: мы видим, что Б-г прислушивается к этому и следует этому принципу.
Почему же?

Авраам молит о Сдоме

Рассмотрим аргументацию Авраама, когда он убеждает Творца пощадить Сдом и другие четыре города в долине Иордана, населенные злодеями.
Перед тем, как сообщить Аврааму о планах в отношении Сдома, сказал Б-г: «Разве скрою от Авраама то, что собираюсь делать? Авраам должен вскоре стать великим и могучим (народом) и благодаря нему благословятся все народы земли. Я приблизил его, чтобы он заповедал своим детям и своему дому после него, и они бы держались пути Б-га, поступая милосердно и справедливо. И тогда Б-г даст Аврааму все, что обещал» (Берешит, 17:19).
То есть для Творца важно, чтобы Его творения, люди придерживались Его пути, «поступая милосердно и справедливо». Поэтому важно и то, что подумают египтяне, жители самой большой и могучей в то время страны – важно, что будет думать, как Его будет воспринимать все человечество, каким будет Его Имя, репутация в глазах людей.
И вот мольба и заступничество Авраама:
«Неужели Ты уничтожишь невинного вместе с виноватым?.. Ведь кощунство даже приписать тебе подобный поступок – с виноватыми погубить невинных, праведников и грешников приравнять. Это же кощунство приписать Тебе такое! Чтобы Судья всего мира поступал несправедливо?» (Берешит, 23:25).
Он прибегает к той же аргументации, что и Моше – «что подумают люди?» О ком? О Творце.

Марит айн и осквернение Имени

Здесь марит аайн явялется частным случаем заповеди из Торы хилуль АШем, осквернения Имени Б-га (то есть освернения представления о Нем у людей): «Не оскверняйте Мое святое имя, и буду освящен среди Сынов Израиля, Я Б-г, который вас освящает» (Ваикра, 22:32). И эта Его заповедь, как и другие, обязывает и Его Самого.
Если Б-г хочет научить этому человечество, Он и Сам не может так поступать, это допустить, Он должен быть Образцом – ведь по образу Эло-им сотворил человека.
С другой стороны, если мы встречаем в Торе какое-то Его поведение, которое Он нам запрещает, мы должны очень хорошо исследовать и подумать, что же это значит в данном случае.
В конечном итоге, наверное, можно и все случаи марит аайн свести к хилуль АШем. Ведь есть обязанность почитать и освящать не только Творца, но и все Его творение, а из него, в первую очередь, Его народ, задача которого представлять Творца миру.
Можно сопоставить марит аайн и с запретом лашон ара, злословия на самого себя, когда в результате какого-то слова или жеста люди плохо подумают о ком-то из сынов Израиля, а, значит, и о Творце.
А с другой стороны, это ведет к нарушению заповеди «не ставь преткновения перед слепым» – не вводи человека в грех.
И это частный случай главного принципа Торы – «не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». Кто же хочет напрасно подозревать хорошего человека, нести в себе неоправданно негативные чувства, или совершить ошибку, будучи введенным в заблуждение? Ведь «Все евреи отвечают друг за друга».
То есть человек должен постоянно видеть себя со стороны, оценивать, какие чувства и мысли вызывает у людей его поведение, какой пример он подает. Он должен всегда стремиться быть приятным Б-гу и людям, не искажать, а максимально приближаться к дарованному ему образу и подобию Б-га. Это часть того, что сегодня называют эмоциональной интеллигентностью, в противоположность полной раскованности и вседозволенности, которая извращенно мыслится сегодня как права и свобода личности, которой наплевать на мнения и чувства окружающих.
Но если это важно для самого Творца, если Он ограничивает Себя ради этого, как они при этом могут думать и заявлять, что верят в Б-га?

Пример – посещение магазина в субботу

Запрещено из-за марит аайн ходить в субботу в магазины, даже если человек идет туда без денег, не будет заключать никаких сделок, и выбирать товары, которые купит потом, а заходит просто из любопытства, для развлечения. Потому что посторонний, не соблюдающий человек, или тот, кто в начале пути, может увидеть религиозного человека, заходящего в шабат в магазин, и подумать, что разрешается покупать в шабат. Антирелигиозный может получить еще материал для клеветы на религиозных. А религиозный знакомый может плохо подумать о нем, посчитать, что он втайне перстал соблюдать шабат, и ему нельзя доверять.
Однако я встретился с одним сирийским евреем из города с древнейшей общиной Халеб (Алеппо), который сказал мне, что у них в общине часто ходили в соседнюю арабскую лавку в субботу, когда им нехватало что-то для еды. Например, пришли гости, кончился хлеб или что-то еще. Я говорю: а как же марит айн? И он ответил, что тут нет марит айн, потому что все, евреи и неевреи, знали, что они идут без денег, берут, что им надо, а хозяину лавки заплатят по окончании субботы.
Есть сейчас такая лавка, как мне сообщили, и в Старом Городе Иерусалима.
Можно найти в Торе и другие эпизоды, где используется этот принцип. Например, подробнейший отчет Моше перед народом об использовании драгоценных металлов, которые подарил народ для создания Мишкана, хотя они не просили у него отчта – чтобы не подумали плохо.
Но восходит этот принцип, мне кажется, к дерех эрец, к понятным принципам человеческого общежития и нравственности еще до дарования Торы, как мы и видим на примере Авраама.
Впрочем, элементы этого, строгие правила поведения, как и альтруизм, мы может видеть и у животных, недаром царь Шломо учит брать пример хороших качеств у разных животных, ведь и они – творения Б-га.
И, по большому счету, нас должна постоянно волновать не только реакция непосредственных свидетелей нашего поведения, но и Око Всевидящее, и восприятие человека и всего человечества, если бы они здесь оказались…

Тэги: gedalia, spinadel, кухни, принцип, ремонт, торы

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.