б) политика и синагога в Шабат б1) в рамках нашей мемориальной программы — мы не вносили элемент политической «суеты» в нашу программу, а говорили о вечном. Б2) поминая душу человека после смерти — мы фокусируемся на душе и мире ПОКОЯ, а не на «телесных» разборках мира политической СУЕТЫ. Б3) даже если по мнению некоторых Немцов при жизни не сделал чего-то особо выдающегося в политике: б3.1) а разве все кого мы поминаем (особенно наши покойные родственники) были великими политиками? Нет, они были ОБЫЧНЫМИ людьми — с душой, и мы их поминаем. Б3.2) а что мог сделать Немцов — особенно в последний год — в рамках Российско-Путинской системы. Делать еще один переворот в России, подобный перевороту 1917 года? Он скорее похож на Дон Кихота, романтичного рыцаря. Но если Дон-Кихот боролся в одиночку, Немцов — организовывал движения...... б3.3) поддержка фигуры Немцова — это очень мягкая форма критики Путина, при этом наш формат — был достаточно мягким — и для формата Шабата.
в) были евреи, пришедшие в синагогу — чтобы почтить память Немцова, услышавшие мой урок, который я специально сделал таким, чтобы им было интересно. Часть из них захотели продолжать приходить в синагогу — на мои уроки. Это ли не — лучший результат этого мероприятия (но не единственный). г) многие евреи — уважают Немцова, но боятся синагоги и видят в религиозном еврействе — феномен — оторванности от реальности. В нашем случае — и эти евреи, и многие интеллигентные неевреи — увидели прецедент того, как синагога и религиозное еврейство — может — НЕ ПОСТУПАЯСЬ РЕЛИГИОЗНЫМИ ПРИНЦИПАМИ И НЕ НАРУШАЯ ШАБАТ — СЫГРАТЬ ДОСТОЙНУЮ РОЛЬ — В ДОСТОЙНОМ ПРОЦЕССЕ: ПОДНЯТИЯ ДУШИ Б.НЕМЦОВА ПОДНЯТИЯ ДУХА НАШИХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ, ЕВРЕЕВ И НЕЕВРЕЕВ... |