Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Единство и/или троичность – возможности, опасности, перспективы (партнерство иудаизма и христианства2015-02-23 22:59:05 (читать в оригинале)автор текста: р. Меир Брук из Бруклина (США) ПРОЕКТ «СВЕТ АВРААМА» ПРЕДСТАВЛЯЕТЕдинство и/или троичность – возможности, опасности, перспективы (партнерство иудаизма и христианства) В этом материале я хочу осветить и пролить свет на одну из самых перспективных тем, которые могут вдохнуть новую жизнь в важные процессы. =-=-=-=-=-=-=-= В мире есть две религиозные системы, которые многие века враждовали и рассматривали друг друга оппонентами. Речь идет об иудаизме и христианстве. На уровне человеческих отношений происходило множество конфликтов. Но мы сейчас рассмотрим идейные различия, которые приводили к конфликтам, но которые могут быть использованы для взаимного оживления и обогащения. =-=-=-=-=-= Главным постулатом иудаизма является идея Единого Б-га. Это был революционный шаг на фоне политеизма и поэтому иудаизм очень ревностно защищает одну из основополагающих своих идей. =-=-=-=-=-= Христианство с начала своей истории опиралось на концепцию «троичности» Б-жественности, что приводило к конфликту между иудаизмом и христианством. =-=-=-=-=-=-= Сейчас на примере этой истории – мы не только выучим интересный вариант трансформации отношений, но и увидим некую общую систему, как переворачивать конфликт в партнерство, что чрезвычайно важно для мирового сообщества. =-=-=-=-=-=-= Эта тема достойна монографии, мы же постараемся свернуть все до размера статьи, прочтя которую человек сможет сформировать внутри себя – более зрелое отношение к Б-гу,к религии и к человеческому прогрессу. =-=-=-=-=-=-= ЦЕННОСТЬ ЕДИНСТВА В ВОСПРИЯТИИ Б-ГА Языческое мировоззрение разделяло божественный мир на условно автономные верховные силы. Каждая сила отвечала за определенный «блок», но из-за множественности – эти силы могли конфликтовать между собой. =-=-=-=-= Те кто изучал греческую мифологию помнят сюжеты в которых боги конфликтовали. =-=-=-=-= Для духовного здоровья человека неполезно иметь конфликтующих богов, так как это приводит к расколу внутри нашего надсознания и резко обессиливает возможность надсознания благотворно влиять на нас. =-=-=-=-=-=-=-= Если же самая Высшая духовная инстанция Едина, это гармонизирует наш внутренний мир и также благотворно проявляется в том, что нас окружает..... =-=-=-=-=-=-=-=-= И поэтому когда возник иудаизм – его задачей было не только внедрение идеи Единого Б-га, но и защита этой идеи от происков. =-=-=-=-=-=-=-= Единый Б-г – это очень важно, но это еще и очень «просто». И поэтому мусульманство, которое работает с очень неискушенной аудиторией не только тщательно переняло еврейскую идею монотеизма, но и оберегает ее. Это позволяет сохранять исламский мир простым и стабильным. =-=-=-=-=-=-=-=-= Европейская цивилизация гораздо более амбициозна в желании прогресса, чем исламский мир. Поэтому по сравнению с исламом европейская религиозная доктрина стремится иметь более сложные формы, чтобы иметь механизмы для развития. =-=-=-=-=-= При этом христианство как и ислам стартовало от иудаизма. И мы видим ключевую разницу. Ислам жестко сохранил концепцию Единого Б-га. Христианство ее модернизировало. =-=-=-=-=-= И здесь мы подошли к ключевому и очень важному моменту. Есть два способа интерпретации мотивов появления Троицы. Назовем их архаичной интерпретацией и динамичной интерпретацией. =-=-=-=-=-=- АРХАИЧНАЯ (ИЛИ РЕТРО) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ = «Ретро» подход утверждает, что внесение троицы в доктрину являлось «влиянием из прошлого», что это происки языческой Греции, которые «испортили» модель Единого Б-га, подменив ее троичной моделью. И на таких взглядах на христианство стоит классический иудаизм, который считал, что христианство – это монотеизм, «испорченный» греческим языческим влиянием. =-=-=-=-=-=-= ДИНАМИЧНАЯ (ИЛИ ПЕРСПЕКТИВНАЯ) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ = Динамический подход утверждает, что троичность не нарушает Единство Б-га, но добавляет сложность,позволяющую выражать более «продвинутые» модели и идеи. =-=-=-=-=-=-= Другими словами, система опирается на ДВЕ ИДЕИ: - на «простоту» Высшего Начала; - на «комплексность» его проявлений. =-=-=-=-=-=-=-= Таким образом, динамический подход – должен в себе содержать Высшее Единство, но добавить нечто новое, ценное и более сложное, что станет инструментом созидания более «продвинутых» моделей. =-=-=-=-=-=-= ОПСАНОСТЬ СЛОЖНОСТИ Сформулируем чрезвычайно важный постулат. Чем более эффективные ресурсы мы приобретаем, тем больше опасность, что неправильное их применение приведет к большим разрушениям. (В языке каббалы – полезность называется «искрой», опасность/вредность – «клипой» /в переводе с иврита – скорлупой/). =-=-=-=-=- Приведем чрезвычайно актуальный и выразительный пример. Технология 21-го века принесла в мир смартфоны и планшеты. Эти гаджеты позволяют делать уникальные вещи тем, кто знает как правильно воспользоваться этим богатством. Но – такой гаджет попавший в руки младше-среднему школьнику может полностью разрушить процесс его взросления,если ребенок вместо учебы «подсядет» на те игрушки, которые гаджет коварно «подсовывает» незрелому ребенку. =-=-=-=-= Деструктивный сценарий идеально соответствует библейскому сюжету со Змеем-искусителем, который «всучил» незрелым Адаму и Хаве то, что привело к «выпаданию» их состояния сознания называемого «Райский Сад». =-=-=-=-=-= =-=-=-=-=-= Итак, усложняя систему эффективным ресурсом, мы должны работать на ДВА ФРОНТА: А) как эффективно использовать новый ресурс; Б) как защитить человека и человечество от опасностей «происков Змея», который может этот же ресурс пустить во вред. (Можно сравнить эти два аспекта с педалями в автомобиле «газ» и «тормоз») =-=-=-=-=-=-= =-=-=-=-=-=-= Важно понять, что человечество часто разделяется на консерваторов и революционеров. Консерваторы предпочитают отказываться от новых возможностей, чтобы избежать сопутствующих опасностей. (увлекаются педалью «тормоз») Революционеры предпочитают активно внедрять новые возможности и часто революционеры оказываются беззащитными против происков, так как их энтузиазм не подкреплен защитными «анти-происковыми» механизмами. (увлекаются педалью «газ») =-=-=-=-=-=-=-= Более того, современные идеи демократии – часто оказываются зараженными неумением защищаться от происков..... и в этом ключевая проблема современного мира. (увлечение «педалью газ» и забвение «педали тормоз») А исламская цивилизация «крепко сидит» на «педали тормоз» и игнорирует «педаль газ». =-=-=-=-=-=-= =-=-=-=-=-=-= Вернемся к ситуации с Единством и Троичностью Б-га. В чем глубинная ценность идеи троичности, связанной с Б-гом? Суть ее в том, что будучи Единым по сути, Б-г проявляет себя в мире разнообразно. И разнообразие проявлений полезно и ценно рассматривать через множественность, чтобы (в том числе) предотвратить путаницу разных проявлений. =-=-=-=-=-=-=-= На самом деле троичность – это только один из вариантов «раскладывания» проявлений Б-га на аспекты. Более простая (и не менее важная) модель – двоична. =-=-=-=-=-=-=-=-= И сейчас мы увидим еще один очень важный момент. Троичность Б-га – это не одна, а несколько концепций. =-=-=-=-=-=-=-=-= Самый базовый вариант «усложнения» концепции Б-га. Б-г проявляется в мире через два принципиально разных аспекта. (а) Б-г проявляется через безличностные силы природы. (б) Б-г проявляется через личностные силы окружающих нас людей. И это весьма разные проявления. =-=-=-=-=-=-=-= Так, мы можем обидеться на прохожего, который случайно толкнул нас, но нам глупо обижаться на дождь, который промочил нас (когда мы забыли дома зонтик). Но в обоих случаях мы можем сказать, что Б-г взаимодействовал с нами: В первом случае через человека, во втором случае через силу природы. =-=-=-=-=-=-=-=- И уже такая простейшая схема – напомнит нам троичность христианской модели. Б-г Отец – это собственно сам Единый Б-г. Б-г Сын – это Б-г, проявившийся через людей. Б-г Святой Дух – это Б-г, проявившийся через безличные силы природы. =-=-=-=-=-=-=--= =-=-=-=-=-=-=-=-= В чем плюсы и минусы усложненной схемы? Минус ее в том, что неподготовленный человек будет «разрывать» два аспекта Б-га. Ему будет тяжело освоить идею, что и люди и природа – сводятся к Единому «Центру Управления Полетами». И такой человек «расколет» реальность на две – одушевленную и неодушевленную. Но плюс в том, что более опытный человек сможет в голове удержать концепцию целостности и воспринимать идею взаимосвязей между одушевленным и неодушевленным мирами как двумя проявлениями Единого Б-га. =-=-=-=-=-=-= =-=-=-=-=-=-= Чрезвычайно интересным является презентация феномена множественности в Торе. Это уникально оригинальная разработка. =-=-=-=-=-=-= Тора представляет троичность Б-га, но не в виде Б-га и двух проявлений, а в виде трех проявлений Б-га. (то есть эта схема имеет больший уровень сложности). =-=-=-=-=-= И схема эта представлена в Торе совершенно феноменальным образом. =-=-=-=-=-=-= Тора предлагает следующий сюжет. После того, как Авраам сделал обрезание (в 99 лет) он испытывает раскрытие Б-га. Сказано в тексте Торы, что «Б-г явился ему [Аврааму]…». (Бр.18:1). И тут же сразу же в следующем предложении написано «И поднял он [Авраам] глаза и видит, что три человека стоят над ним» (Бр.18:2) =-=-=-=-=-=-= Гениальность ситуации состоит в том, что Тора описывает ситуацию таким ограниченным количеством слов, что ее можно проинтерпретировать не менее чем двумя способами. (а) приземленный способ – это понять, что к Аврааму пришли три путника... И Авраам в дальнейшем приглашает их за стол и угощает трапезой. (б) «продвинутый» способ – понять, что эти три «человека» это на самом деле не люди, а описание трех проявлений Б-га, которые другими словами названы «три ангела» (или даже Архангела – Миха-эль, Рафа-эль и Гаври-эль). =-=-=-=-=-=-= То есть «Авраам ПОДНЯЛ ГЛАЗА» - означает, что он увидел Б-жественное присутствие более «ПРОДВИНУТЫМ ЗРЕНИЕМ», которое дало ему возможность увидеть ТРИ проявления Б-га. =-=-=-=-=-=-=-= Отметим, что вторая интерпретация – не «притянутая за уши» волюнтаристская идея, но официальное толкование – которое исследуют и евреи и христиане. =-=-=-=-=-=-=-= В частности у Христиан есть знаменитая икона (в частности мы ее знаем в исполнении Андрея рублева) «Троица» где изображены эти три Архангела, сидящие за столом у Авраама. =-=-=-=-=-=-=-= =-=-=-=-=-=-=-= И у евреев есть огромное количество текстов, посвященных «продвинутой» интерпретации этого сюжета. =-=-=-=-== Более того, имена этих Архангелов включают суффикс «-ЭЛЬ», что является способом назвать Б-га и поэтому имена архангелов интерпретируются как проявления Б-га. =-=-=-=-=-=- Еще раз подчеркнем, что вся эта богатая литература толкующая сюжет, находится «как бы» «за кадром» простого текста, чтобы простой читатель – не «поскользнулся» на усложняющей схеме и остался в рамках простой модели Единого Б-га. =-=-=-=-=-=-= ОТ ТРЕХ К ДЕСЯТИ Отметим, что троичность представления Б-га – тоже не единственная схема в иудаизме. В более поздние эпохи возникла каббалистическая схема «Десять сфирот», которая «раскладывала» Б-жественное проявление на десять аспектов. =-=-=-=-=-=-== =-=-=-=-=-=-=-= Подведем важный итог. Переход от политеизма к монотеизму – позволил ввести Единство на самом Высшем уровне, уйдя от «конфликтов» между божествами. Но сам монотеизм можно разделить на «простой» и «комплексный». Простой монотеизм зафиксировался в исламе, который является религией для «простых пользователей». Комплексный монотеизм с одной стороны проявился в христианстве, где он был развит в идею «ТРОЙСТВЕННОСТИ». С другой стороны, сам иудаизм постепенно эволюционировал. (а) в толкованиях сюжетов Торы – возникло толкование истории Авраама и трех путников как тройственность проявлений Б-га. (б) в каббале возникла еще более сложная «десяти-аспектная» схема проявлений Б-га, которая позволила строить на ее базе – очень эффективные проекты. =-=-=-=-=-=-=-= АНОНС РАЗВИТИЯ ТЕМЫ: (А) Наблюдательный читатель из лагеря религиозных евреев может продолжать спорить и скажет: «Ну хорошо, сама троичность уже понятна. А при чем тут фигура Иисуса в троичности Б-га? Это уже что-то другое!» И здесь нам нужен будет еще один блок анализа, который мы презентуем в ближайшем будущем. Этот блок и тема связаны с фигурами основателей системы. Если мы рассмотрим еврейскую систему десяти сфирот, то обнаружим, что в иудаизме семь (нижних) сфирот представлены также через семь персонажей Торы/Танаха – Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида. Таким образом получается, что эти семь фигур – также являются и способом представления Б-га.... =-=-=-=-=-= Более того, в семь дней праздника Суккот у нас есть ритуал «Ушпизин». Согласно этому ритуалу к нам поочередно «приходят в гости» в Суку вышеупомянутые семь персонажей. На более глубоком уровне – в каждый из семи дней Суккота мы выходим на связь с одним из семи аспектов Б-га, связанным с этими семью фигурами. =-=-=-=-=-= Таким образом мы видим, что иудаизм в этом плане еще более «усложненный». Если у Христиан Б-г проявился через одного Иисуса, то в иудаизме – через семь праотцов. =-=-=-=-=-=-= (Б) Б-г и наши родители. Не менее интересно исследовать тему по которой Б-г проявляется к нам и через наших родителей. И это в определенном смысле гораздо более сложная ситуация, чем проявление через «исторических» персонажей, так как наши родители – могут взаимодействовать с нами в реальной жизни весьма вызывающим образом..... о чем мы тоже поговорим... =-=-=-=-=-= (В) в процессе анализа мы увидели важный феномен. За простым с виду текстом скрывается глубинная сложная интерпретация, которая дает нам богатый материал для нашего духовного роста. Это относится не только к еврейским толкованиям на Тору. Также и христианские сюжеты скрывают в глубине интереснейшие идеи. Так, например, христианский крест – это уникальная фигура с множеством функций и смыслов. Один из них – в древнем иврите буквы выглядели по-другому. Последняя буква иврита «Тав» писалась не так как сейчас, а в виде креста. И поэтому на древнееврейских (в дохристианскую эпоху) кладбищах на могилах ставили кресты, чтобы показать, что последняя буква алфавита (имевшая форму креста) символизирует «последнюю остановку» в нашем жизненном пути.... Если мы применим еврейские способы интерпретации христианских текстов, то мы извлечем огромное количество бесценных ресурсов, как для христиан, так и для иудеев. =-=-=-=-=-= ВЫВОД: при правильном подходе нас ждет «светлое будущее», когда религии из оппонентов и врагов станут партнерами. И каждая из партнерских религий: (а) лучше поймет себя сквозь призму партнера. (б) почерпнет через партнера важные и ценные ресурсы для своего оживления и обогащения, ....чего я всем нам желаю... «в ближайшем будущем, в наши дни!»
|
Категория «Кино»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.