Сегодня 23 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
БЛОГ ПЕРЕСЕДОВА ИЛЬИ
БЛОГ ПЕРЕСЕДОВА ИЛЬИ
Голосов: 2
Адрес блога: http://peresedov.livejournal.com/
Добавлен: 2007-12-13 21:42:23 блограйдером Luber
 

Фрейд для младшеклашек: уже в прокате

2015-06-21 17:57:25 (читать в оригинале)

"Головоломка" – теория взросления, рассказанная языком диснеевского мультфильма, вышла в российский прокат. В основе сюжета картины – приключения эмоций-человечков, живущих в голове простой американской девочки-подростка. Фильм вряд ли может рассчитывать на беспробудный восторг аудитории, но смотреть его необходимо. Хотя бы для того, чтобы понимать, о чём речь, когда домашние начнут бросаться в твоём присутствии фразами: "Кажется пультом управления в твоей голове завладела Синенькая (Печаль – И.П.)!", "Утихомирь Красного" (Гнев – И.П.)" и т.д.

Но обо всём по порядку:



По версии создателей фильма, наши основные эмоции можно представить самостоятельными персонажами – Радость, Печаль, Гнев, Страх, Брезгливость. У каждого из них свой характер и вместе они управляют жизнью отдельного человека с помощью пульта, спрятанного глубоко в голове. Эмоции растут и развиваются вместе со своим подопечным, но вовсе не застрахованы от ошибок в работе и случайных происшествий.

inside_out_2015_joy___disney_pixar-wallpaper-2048x1152.jpg

Эмоции "Головоломки" живут внутри одиннадцатилетней девочки Райли, судьба которой совершает крутой вираж: работа отца заставляет её семью переехать из Миннесоты в Сан-Франциско, после чего привычный радостный мир девочки рушится.



Радость Райли и есть главная героиня мультфильма. 11 лет она успешно руководила командой эмоций, обеспечивая своей протеже безоблачное детство. Во многом это достигалось за счёт того, что Радость всеми правдами и неправдами сдерживала активность Печали.

Переезд провоцирует в центре управления эмоциями настоящий переворот: Радость с Печалью выпадают из кабины на задворки сознания, неконтролируемый доступ к пульту получают Гнев, Страх и Брезгливость и всё это приводит к последовательному разрушению граней личности девочки.



"Головоломка" – эпохальный мультфильм для студии Pixar. Своеобразный рубеж творчества режиссера Пита Доктера, который этой работой стремиться поднять статус студии до уровня создателей большого кино (мировая премьера картины состоялась 18 мая на каннском кинофестивале).

Оскароносный Доктер – автор таких шедевров как "Корпорация монстров" и "Вверх". Поэтому, всё, что касается графики, анимации, драматургии и зрелищности в фильме выполнено на самом высоком уровне. Но Пит стремился не просто повторить успех прошлых картин. В "Головоломке" он постарался объединить лучшее из работ прошлого, чтобы постараться языком волшебной мультипликаци обсудить возможность решения важных вопросов человеческой жизни.

Масштаб "Головоломки" и изначальный замысел этого мультфильма как макропроекта – сильная и слабая сторона картины.

Сильная в том, что план режиссёра, безусловно, сработал: людям, далёким от психологии, прямо-таки необходимо смотреть этот фильм, чтобы составить наглядное представление о процессах, определяющих их внутреннюю жизнь.

Поход на "Головоломки" – равен стартовому сеансу у грамотного психотерапевта или просмотру парочки тематических лекций на сайте TED.COM. Чувствуется, что консультации сценаристов доктором Дашером Келтнером — профессором психологии Университета Калифорнии в Беркли, заведующим лабораторией социального взаимодействия – не прошли даром. Вот как он описывает свою роль в этом проекте: «25 лет своей карьеры я посвятил изучению человеческих эмоций. У меня неподдельный интерес к тому, как отражаются эмоции — визуально, интонационно, тактильно».



Минус "Головоломки" в том, что мультфильм получился, во-первых, слишком умным – ни разу не 6+, как заявлено на афише. (В смысле, что шестилеткам его смотреть можно, только вряд ли они многое поймут).
А во-вторых, слишком выверенным и идеальным, за счёт чего повествование производит впечатление неестественности и ненатуральности.

"Головоломка" – содержательная, яркая, актуальная, живая история, но всё же при этом нарочито рациональная и размеренная. С какого-то момента ты перестаёшь, затаив дыхание, следить за поворотами сюжета, а внимательно наблюдаешь, что ещё собрались сообщить тебе создатели-умники.

Посмотреть, правда, есть на что. В основу сюжета авторы положили концепцию гештальт-психологии. Конечно, детский мультфильм потребовал заметной адаптации научной теории: так, например, сценаристы избавились от SEXY - эмоции сексуального удовольствия и располовинили MAD (безумие) на Гнев и Брезгливость. Нашлось в мире "Головоломки" место и для бессознательного Фрейда – сила либидо превратилась в мультфильме в огромного и яростного клоуна-разрушителя. Центральную роль в сюжете играет обязательный для всех американских детей воображаемый друга – у Райли это кото-слоно-дельфин Бинго-Бонго...



На самом деле теория психологии насчитывает гораздо больше эмоций. По некоторым подсчётам около 80-ти. Вот один из возможных списков:

Азарт Безмятежность Безразличие Беспомощность Бессилие Благодарность Бодрость Вдохновение Вина Возмущение Волнение Воодушевление Восторг Восхищение Высокомерие Гнев Гордость Гордыня Горе Грусть Довольство Досада Драйв, Жалость, Забота, Зависть Заинтересованность Заискивание Замешательство Заносчивость Застенчивость Злорадство Злость Изумление Интерес Ирония Испуг Ликование Лукавство Любование Любопытство Мольба Мрачность Надежда Надменность Напряжение, Настороженность Невозмутимость Негодование Нежность, Неловкость Нетерпение Обескураженность Обида, Обреченность Озабоченность Озорство Омерзение Оскорбленность, Осторожность Отвращение Оторопь Отрешенность Отстраненность Оцепенение Печаль Плаксивость Подавленность Подозрительность Покорность Покровительственность Порыв Потерянность Превосходство Предвкушение Презрение Пренебрежение Пытливость Радость Раздражение Рассеянность, Растерянность, Рьяность Сарказм Скорбь Скука Смех Смущение Смятение​ Собранность Сожаление Спокойствие Стеснительность Страдание Страх Стремление Стыд Тревога Трепет Увлеченность Удивление Удовлетворенность Удовольствие Удрученность Умиление Умиротворение Уныние Упорство Усталость Царственность Эйфория Экзальтация Экстаз Энергичность Энтузиазм Ярость

Но в рамках логики картины можно предположить, что новые эмоции будут возникать внутри Райли по мере взросления. Например, мультфильм заканчивается тем, что девочка научилась переживать смешанные чувства.

Мне кажется, принять картину на ура российскому зрителю может помешать её нарочитый американизм – многое из того, что является основой истории "Головоломки" пока нам неблизко:

Например, родители Райли с лёгкостью переезжают за новой работой в другой город – это норма для Америки и всё ещё дикость для нас. Тоска девочки по родному дому вызвает в родителях сочувствие, но никому из них и в голову не приходит мысль вернуться обратно к берёзкам, рябинкам и кусту ракиты "родного" дома.

Эмоции в голове Райли общаются не просто так, но взаимодействуют по всем канонам образцовой корпоративной команды: у них как у настоящих менеджеров успех напрямую зависит от исполнения инструкций и правильной самомотивации.

К тому же наш зритель вряд ли поверит, что отдельный двухэтажный дом с камином, где под детскую отводится целый этаж с острым потолком, может показаться героине унылой дырой.

Но для российских зрителей есть и хорошая новость – прокатчики в этот раз очень угадали с актерами дубляжа. Радость в русской версии озвучивает певица Натали, Печаль – Олеся Железняк, Гнев – Дмитрий Нагиев, Брезгливость – Ксения Собчак, Страх – Владимир Епифанцев, а Бинго-Бонго – Максим Виторган. Натали – прямо-таки находка этой картины: в песнях и интервью она обычно не очень умна, а тут сложными интонациями мультперсонажа прямо-таки раскрывается как актриса и личность.



Завершая обзор, нужно заметить, что притязания "Головоломки" на статус большого кино – вполне оправданы.

Кому-то может показаться, что мультфильм просто развивает и поднимает на новый уровень сюжетный приём, который мы видели в сериале 90-х "Голова Германа" – там поведение посредственного клерка определяли прихоти четырех внутренних жителей: интеллекта, желания, сострадания и страха.

Но на самом деле истории, в которых жизнью человека управляют персонифицированные универсалии – гораздо древнее. С XII века нашей эры в мировой драматургии активно присутствует жанр "Моралите", где действующими лицами повествования выступают пороки, добродетели или убеждения человека. Так что создатели "Головоломки" не просто пытаются передать сложные психологические теории сказочными образами, но и по-новому воскрешают в современной культуре традиции классического театра, за что им честь и хвала.



И напоследок повторюсь – "Головоломка", безусловно, интересна и стоит времени, затраченного на её просмотр как интеллектуальный кинопроект и определённая веха в развитии популярной мультипликации. Но как весёлый, добрый и поучительный мультфильм она всё же заметно проигрывает более простым и душевным историям, например "Монстрам на каникулах" Геннадия Тартаковского, долгожданная вторая часть которых очень кстати выйдет в российский прокат уже 22 ноября этого года.



Тэги: философия, фильм, хороший

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.