Сегодня 6 мая, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
IRIS
IRIS
Голосов: 1
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/3341029/
Добавлен:
 

Соратник Фаберже - Фридрих Мориц (Федор Иванович) Рюккерт - Немецкий подданный, но русский мастер! | Перегородочные эмали в русском стиле.

2013-07-23 16:02:34 (читать в оригинале)


Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщениеСоратник Фаберже - Фридрих Мориц (Федор Иванович) Рюккерт - Немецкий подданный, но русский мастер! | Перегородочные эмали в русском стиле.

 

 

 

Подарок сделанный мастерами Ф.И.Рюккерту в честь 25-летия Фирмы.

Фридрих Мориц (Федор Иванович) Рюккерт родился в Германии, в 1840г. Приехал в Россию в возрасте 11-13 лет. Впоследствии так и не получил Российского подданства, как и его дети от первого брака. Свое юношество он провел под покровительством князя Галицина, который его и привез в Россию, как гравера, вместе с Эмиль. В 1850 году Федор Рюккерт женится на Эмиль с благославления князя. Его первая жена, немка, была одной из лучших белошвеек и жили они безбедно. Первый их ребенок - Адель (1860 - 1938), появляется на свет в 1860 г, потом через 13 лет Ида (1873-1958), Павел (1880 - 1922), Александр (1882 -?) и Петр (1888-?) Продолжение в конце поста.



Федор Рюккерт всех своих детей приучал к работе в мастерской, они растирали и отмучивали эмали, помогали мастерам, постигали основы ремесла. Особое внимание он уделял своему сыну Павлу, которого все в семье считали приемником отца. Именно он, в последствии, внес коренные изменения в стилистику фирмы, изменение цветовой гаммы, усложнил орнаменты и в общем отразил в стилистике более космогоническое начало.
В 1886 году Рюккерт открывает мастерскую, точная дата указана на подаренном окладе на юбилей фирмы. И уже в 1887 г. заключается договор с Фаберже, сначала устный, а потом и письменный. С этого момента Федор Иванович берет в аренду дом на Воронцовской у Соколова. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. С парадным входом с улицы и выходом во двор, где так же располагалась часть мастерских. В основном все мастерские находились на первом этаже. Изначально, основную часть продукции Рюккерт производил для Фаберже. Она составляла в районе 80%. Позднее, он стал поставщиком для фирм Маршака и Курликова. Своих магазинов у мастерской не было.


Центром дома была комната на втором этаже с изразцовым камином и самым большим окном, именно там Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты, также на втором этаже располагались кабинеты для проектирования, рисования и переговоров. Несмотря на то, что на фирме в лучшие времена, работало только сорок человек персонала, продажи изделий Ркжкерта были достаточно велики, т.к. он поставлял свои изделия и другим большим фирмам и магазинам, также как и фирме Фаберже. Как независимый, серебрянных дел мастер в Москве, он создавал изделия в старо - русском стиле. Несмотря на то, что Фаберже имел мастерские в Москве, ни одна из работ по эмали не была выполнена там. Федор Рюккерт никогда не работал исключительно для Фаберже, но, тем не менее, был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле.
Вся семья Рюккертов жила в доме на Воронцовской, кроме двух дочерей, Иды и Адель. Левая часть дома отдана была мастерам, где они жили со своими семьями.
В последней четверти ХIХв. умирает первая жена Федора Ивановича.
Рюккерт, отправляется в Санкт-Петербург. По дороге на железнодорожной станции Большая Вишера, он знакомится с дочерью Белова, ведущего мастера, стекольного завода Курженкова. Впоследствии женится, на ней. Он долгое время проводит на заводе, изучая технологию и общаясь со своим тестем. От второго брака у него рождаются : Евгений (1879 - 1935), Федор (1882 - 1942), Мария (1892 - 19..), Анатолий (1893 - ?), Софья (1899-1970). Около 1904 года умирает его второя жена. И Федор Иванович женится снова. Третья его жена умирает около 1950 годов.
Из детей Ркжкерта, основное место в фирме занимал Павел, который периодически работал экспертом для Фирмы Фаберже. С 1900 х годов, Федор Иванович, будучи в преклонном возрасте, передает свои дела сыну Павлу. И с этого момента на фирме происходят изменения. Появляется много копий картин, популярных в то время, выполненных в технике финифти, которые украшали шкатулки, ковшы и другие изделия фирмы. Подобные изменения были произведены под влиянием знаний Павла, полученных при обучении в училище графа Строганова, а так же при знакомстве и сотрудничестве популярных художников того времени и художественных центрах Толашкино и Абрамцево.
В мастерской работало три художника по финифти, различные по уровню подготовки, лучшим из них был Павел, сын Федора Рюккерта, другой из художников вводил сильную стилизацию и как копировальщик был не точен.
Проволоку, мастерская Рюккерта закупала на крупной волочильной фабрике Владимира Алексеева, которая называлась в то время "Фабрика волочённого и плащенного золота и серебра". Семья Рюккерта была дружна с К. Станиславским (настоящая фамилия Алексеев), который писал проект объединения фабрики, а так же в 1894 году был председателем правления фабрики, и являлся одним из совладельцев предприятия. С 1894 г. фабрика являлась поставщиком серебряной проволоки для фирмы Рюккерта.


Печи в мастерских использовались с мехами. Фирма Рюккерта в совершенстве владела техникой производства как горячей, так и холодной эмалей, а также работой с ними. Эмаль - отличительная черта всех работ мастерской. В изделиях фирмы, виртуозно используются эмальерные приемы, такие как перегородчатая эмаль и финифть. Всю палитру эмалей мастерские изготавливали сами, а сырье получали со стекольного завода, расположенного в Большой Вишере. Так же и холодную эмаль варили сами, на основе красителей, канифоли и воды, изготавливая из полученной смеси палочки, которые наносили на подогретую поверхность металла.


Фирма Рюккерта занимала ведущее место среди мастеров миниатюрной росписи по эмалям, от которого Фаберже получал большую часть эмалей в русском стиле. Дату начала сотрудничества Рюккерта с Фаберже - 1887 г. - можно определить по чаше 1912 г., сделанной к 15-летию сотрудничества. В 1890 - е годы и в начале века Рюккерт делал много вещей для Овчинникова и Курлюкова и, позднее, для Маршака в Киеве. Что именно он делал для Фаберже до 1903 - 1905 гг. не совсем ясно. Очень немногие вещи его раннего стиля с цветами, птицами и животными в пастельных тонах имеют клеймо Фаберже. Большая часть вещей для Фаберже, очевидно, была сделана им после 1908 г. Есть братина, явно в стиле Рюккерта, подаренная Николаем II в 1902г. французскому адмиралу Жерминэ. Она производит впечатление своего рода сюрприза, так как подобная гамма и стиль применялись Рюккертом лишь несколько позже. Это может означать, что Рюккерт довольно рано начал экспериментировать с более темной палитрой. (Подобные выводы можно сделать, сопоставляя инвентарные номера. Изменения цвета и стиля становятся тогда совершенно очевидными).


Большая часть вещей для Фаберже сделана в неорусском стиле. Сын Рюккерта Павел Фридрихович (родился в 1882г.) поступил в Строгановское училище в 1899 г. (См.: Приложение 3). если он проучился здесь полные шесть лет, то к работе с отцом он должен был вернуться примерно в 1905 г. Именно этим можно объяснить изменение в дизайне Рюккерта, накануне введения им нового клейма в 1908г. Хороший пример этих изменений дает ковш, подаренный в 1908г. директору Щаврда Нобеля Людвигу Ольсену от его сослуживцев. Примерно на 1907 г. приходится короткий период увлечения Рюккертом в его эмалях интенсивным черным цветом.


К 1908г. Рюккерт использовал не только палитру темных цветов: синего, серого, коричневого и зеленого, но он также разрабатывал сложные сетчатые узоры. Филигранные проволочки в них уже не разделялись эмали различных цветов, а начинали складываться в самостоятельные узоры - в завитки, штриховку, а изредка, как можно увидеть на одной из шкатулок проволочный узор вторгался и в саму миниатюрную роспись. В этой шкатулке как и в другой подобной, проволочный узор поразительно напоминает живопись Густава Климта. Принято считать «штриховку», отличительную черту работ Федора Рюккерта филигранной проволокой, хотя вследствие серии экспериментов, а так же детальное изучения предметов изготовленных его фирмой. Было выявлено, что это финифть, т.е. эмальерная краска, нанесенная густым слоем на эмалевую основу и в дальнейшем запеченная.


Иногда у Рюккерта геометрический узор, создаваемый филигранной проволокой между участками, покрытыми эмалью, создает эффект, напоминающий дранку нарезных деревянных деталей, которую выполняли в столярной мастерской в Абрамцево.
Рюккерт так же начал применять мотивы, которые он находил в изделиях, выходивших из Талашкино и Абрамцево: курочки, цесарки, совы (на боковых сторонах шкатулок из серебра, рамка и серебряная с эмалью шкатулка ручки в виде лошади, подсолнуха, ягод морошки, ветки рябин, или треугольные формы в виде горы (интересно сравнить орнамент на боковинах стол и дизайн крышки шкатулки и стилизованные сосны, образующие рамки в иллюстрациях Ивана Билибина.


Рюккерт объединял эти неорусские мотивы с романтической живописью, сочетания с помощью цвета эти два, казалось бы несовместимые стиля. Цвета эмали на шкатулке дополняли цветной росписью Он использовал яркие белые или красные пятна (красные лапки лебедя или красный язык дракона), чтобы оттенить, таким образом, краски солнечного заката в миниатюрах «Витязь на распутье». Эмалевый узор становится обрамлением миниатюры; такое сочетание становится популярными широко используется в афишах, театральных программах, на обложках сборников сказок, ресторанных меню и т.п. Он так же делал рамки для фотографий. Сходство между рамкой Рюккерта и рамкой, сделанной Зиновьевым в Талашкино, дает представление о влиянии художников друг на друга.


Все миниатюра на изделиях Рюккерта (а он продал их немало и сам, и через Маршака и других фирм) являются копиями популярных работ, выполненных на рубеже веков живописных полотен. И, хотя удалось установить далеко не все картины, послужившие оригиналами для его известных нам миниатюр, тех, что были индетифицированы, достаточно, чтобы сделать такое утверждение. Самыми популярными были работы Маковскского и Васнецова. Некоторые из картин Маковского мало известны; кое-что находится в коллекциях на западе. Миниатюры «Боярская Свадьба» (шкатулка, хранящаяся в Музее Холлвуда в Вашингтоне) и «Облачение невесты» (шкатулка, хранящаяся ныне в Музее Де-Янга в Сан-Франциско) часто встречаются на шкатулках Рюккерта.

К. Е. Маковского «Боярский свадебный пир"

К.Маковский

С.Соломко


Многие из копировавшихся на миниатюрах картин сегодня неизвестны совершенно и написавшие их художники давно забыты. Такие имена как Сергей Соломко, выставлявшийся на всемирной выставке в Чикаго в 1893г., Клавдий Лебедев, Иван Куликов, Михаил Авилов и Федор Сучков мало известны даже среди специалистов. Они были, однако, в свое время, популярными живописцами, чьи работы часто экспонировались на регулярных выставках, главным образом в Академии художеств; их плакаты и книжные иллюстрации в то время были мгновенно узнаваемы. Сергей Соломко, картина которого « Вечерняя прогулка» появилась на ковше илл , был художником у Фаберже. Он декорировал веер, подаренный Николаем II его сестре Ольге в 1901 г., Когда она выходила замуж за принца Ольденбурского. Этих художников сегодня помнят только по открыткам и по миниатюрам на эмали Федора Рюккерта.
Творчество мастеров фирмы Ф. Рюккерта на рубеже XIX-XX веков существенно обогатило пластику, язык, самовыражение русского ювелирного искусства. Показав совершенно уникальный стиль, присущий в большей степени Рюккерту, которого можно назвать новатором, как в технологии, так и в образно-пластической подаче своих произведений.
Федор Иванович скончался в 1917 году, его могила находится на Введенском кладбище г. Москвы.

 


Тэги: антиквариат, жзл, искусство, история, посуда, творчество, художник, цитата

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.