2017-01-28 21:43:31
... ;" width="300" />Шват — одиннадцатый месяц ... /> Новомесячье Швата продолжается только один ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.
Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».
Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.
Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»
Володей - созвездие месяца Шват Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…
Первого Швата Моше, находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.
В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.
Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю Книги Дварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)
Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.
Этот материал был опубликован на сайте Толдот.ру. источник: www.imrey.org
2016-01-25 23:38:49
... лет, Первое швата (согласно школе Шаммая ... ) или пятнадцатое швата (школа Гиллеля) &ndash ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Ту би-Шват упоминается в Мишне в трактате Рош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря. Дискуссия по поводу времени прихода Нового Года была предметом дебатов между раввинами. В еврейском календаре есть четыре даты «нового года»: Первое нисана — новый год для царей и праздников Первое элула — новый год для десятин от животных. Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, Первое швата (согласно школе Шаммая) или пятнадцатое швата (школа Гиллеля) – новый год для посадок и посева. Раввины Талмуда вынесли решение по этому вопросу в пользу Гиллеля. Таким образом, 15е швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла: собирать плоды с деревьев можно только спустя 3 года после посадки, кроме этого, Ту би-Шват использовали для отсчета десятины, а все плоды, собранные после этого праздника, относили к урожаю следующего года.
Плодовая матрица
У нас есть три «сытных» плода: пшеница, ячмень и маслина. А также четыре «десертных»: виноград, инжир, финик и гранат. Все семь плодов работают как матрица позитивного духовного опыта.
Три первых плода символизируют духовную работу или процесс.
Ячмень – это планомерная работа по исправлению и улучшению качеств, его символика связана с еврейским аспектом использования в Храмовой службе. Во времена Храма евреи совершали приношение снопов ячменя до 49 дня между праздниками Песах и Шавуот.
При этом сам Песах символизировал «старт» - высвобождение из-под рабства, которое не давало расти. Шавуот символизировал «финиш» - приход к горе Синай и Дарование Торы, права получения которой евреи удостоились, находясь на финише семинедельного цикла.
Приношение снопов называется «сфират а-омер». В буквальном смысле «сфира» означает «счет» (отсюда русское слово «цифра»). В мистическом значении «сфира» - это одно из базовых качеств человека. Существует 10 сфирот: 3 высших (интеллектуальных) и 7 базовых (эмоциональных). Каждую неделю происходит проработка одной из семи базовых сфирот, отсюда 49 дней.
В случае с пшеницей идея приходит из кулинарного опыта. Основной продукт из пшеницы – это хлеб. Чтобы из зерна появился хлеб, необходимо, чтобы зерно прошло через брожение. Брожение, в свою очередь, символизирует разрушение старой структуры зерна перед тем, как возникает новая структура теста, из которого получается хлеб.
Этот процесс символизирует прохождение человека через кризис. Это не планомерное развитие, а развитие скачками. При этом по дороге человек проходит через «швират келим» - разрушение старого уровня гармонии. Если человек удостаивается мудрости и помощи свыше, то он выходит на новый, более высокий уровень самореализации.
Маслина в оригинальном виде малосъедобная и не очень вкусная. Процесс получения масла связан с давлением плода, что символизирует прохождение через жизненные трудности. Но основная идея маслины в том, что из невзрачного и невкусного плода производится масло, которое имеет красивый цвет и множество ценных качеств, таких как горение, дающее свет и тепло, а также жирность, которая добавляет продуктам сытности. Все эти качества масла символизируют качества человека, которые, в том числе, возникают в результате преодоления жизненных неурядиц.
Перейдем к «десертным» плодам, символизирующим не столько процесс, сколько результат.
Финик - очень сладкий плод. Часто в Израиле медом называют именно сок плодов финика. Сладкий, без примеси кислинки и горчинки, говорит о хорошем духовном результате, который человек может сотворить в нашем мире. Чистый духовный продукт, без малейшей примеси эгоизма...
Инжир – полностью съедобный плод. Более того, его сверхмелкие косточки создают часть фактуры мякоти и входят в консистенцию, делая разжиженную мякоть плода более плотной. Этот символ олицетворяет процесс с максимальной эффективностью, где все усилия идут во имя полезного результата. С другой стороны, косточки и семена, как часть фактуры, символизирует реализацию, в которой кажущиеся посторонними силы становятся частью хорошего результата.
Виноград имеет множество внутренних символов, включая то, что из него происходит вино, которое возвышает душу при правильном применении, но «роняет» ее же при неправильном.
Но есть еще одно очень красивое объяснение, фрагмент которого я почерпнул у Любавического Ребе. Виноград – практически единственный плод с прозрачной шкуркой, которая позволяет увидеть его «внутренний мир». Это очень важная идея, ведь духовный человек с глубоким и красивым внутренним миром излучает эту глубинную красоту вовне.
Лицо на иврите «паним», что означает, что на лице отражается не только внешняя, но и внутренняя красота. Внимательно присмотревшись, мы легко можем отличить человека с только внешней красотой от подлинно, глубинно красивого человека. Именно поэтому еврейские религиозные женщины прикрывают руки и ноги, чтобы можно было насладиться красотой их лица, которое ретранслирует внутреннее проявление красоты во внешнее.
Гранат имеет очень интересную конструкцию: множество автономных зерен, наполненных соком, надежно защищены крепкой внешней оболочкой.
Среди множества объяснений мне нравится следующее: гранат символизирует мир наших заслуг, которые, как в сейфе, хранятся на нашем «духовном счету». Если человек сделал доброе дело, оно остается в его послужном списке навсегда.
Итак:
ячмень - работа над качествами
маслина - раскрытие ценных качеств через прохождение трудностей
пшеница - преодоление кризиса и выход на более высокий уровень
финик - чистый позитив (сладкий, как мед)
инжир - все идет на пользу
виноград - внешняя красота выражает внутреннюю
гранат – «нетленный» багаж наших заслуг
Каждый плод на символическом уровне содержит в себе идею одного из процессов духовного совершенства. При этом мы имеем несколько вариантов работы с плодами – теоретический и, условно, практический.
Это значит, что, на уровне сознания, мы можем понять, какое именно послание несет нам плод. И что семь символов Ту би-Шват – это не просто абстрактные картинки. Они также являются конкретными элементами питания. Так что мы одновременно получаем пищу духовную и вполне реальную, которые вместе дают нам целую цепочку ощущений .
Предвкушение Когда мы держим в руке первый кусочек плода, то еще до того, как мы положили его в рот, тело предвкушает встречу с плодом.
Не стоит забывать о том, что если человек переел до этого, то данный плод будет вызывать «возмущение» организма, каким бы вкусным он ни был. Поэтому, в случае с Ту би-Шват, мы не заедаем большую трапезу десертом из фруктов, а сама наша трапеза состоит из плодов, она очень легкая и не содержит мяса. Это сделано для того, чтобы каждый плод был по достоинству оценен не только разумом, но и телом.
Во рту вырабатывается слюна, уже заранее настроенная на переработку плода. Этот плод вызывает приятные эстетические ощущения, как творение «матери-природы». Кроме того, на ассоциативном уровне, плод может вызывать также интеллектуальные ощущения. А на духовном уровне мы можем ощутить признательность ко Вс-вышнему, который является создателем всего, в том числе и этих плодов.
Обратим внимание, что подобный букет чувств возник у Хавы (Евы), когда Змей искушал ее плодом Древа познания Добра и Зла. В Торе сказано: «И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и желанно это дерево для познания...» (Берешит 3:6).
Таким образом, наша практика является использованием тех же чувств, но не на бунт против Вс-вышнего, а на благо.
Вкушение Процесс вкушения дает нам ощущение вкуса плода. Это наиболее конкретное из ощущений, доступное любому человеку «по умолчанию». Мы также можем сопровождать пережевывание плода и соприкосновение вкусовых рецепторов языка с плодом в физической (через рецепторы), эмоциональной и духовной сферах.
Послевкусие Наиболее тонкий момент. С одной стороны, возникает ощущение сытости, но оно не дифференцировано и ощущения, приходящие из желудка, не конкретны. Однако, при определенной практике, мы можем попытаться наполнить чувство сытости более точными ощущениями.
В доказательство возможности работы в этом направлении можно привести благословение после еды, которое может работать чисто теоретически, но, в идеале, должно соединять ощущение организма с идеями из благословения.
Разметка дорожного покрытия: http://nasha-doroga.ru/razmetka - любые оригинальные логотипы или символы! Наша святая еврейская традиция содержит множество глубоких идей и в каждом поколении находятся мудрые люди, которые удостаиваются раскрыть новое понимание известных вещей. 2016 год начался для меня очень эффектно.
С Б-жьей помощью я познакомился с несколькими людьми, которые являются выдающимися учеными в различных философских темах. Это знакомство переросло в мощный творческий союз и сейчас благодаря взаимному обмену идеями и подходами у нас раскрылся мощный пласт новых смыслов Торы и традиции.
Среди моих новых знакомых – профессор из Поволжья Тамара Фокина, которая является автором модели называемой «квадра Фокиной». Эту идею она творчески почерпнула из трудов еврейского мыслителя Розенштока-Хюсси.
Упрощая очень глубокую идею, мы выскажем некоторую ее базовую часть, состоящую в том, что если система состоит из 3-х элементов, она недостаточна (и даже опасна) и жизненно важно дополнить ее до 4-х элементов (до квадры). Приведем пару примеров. Лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство» звучал красиво, но сама революция привела к многим ужасающим последствиям. Компартия в Советском Союзе пользовалась лозунгом «Ум, честь и совесть».... и т.д. Автор теории показала, что как только система «застряла» на трех ценностях – жди беды. Но лучше – ищи четвертый элемент, чтобы система вышла в продуктивный режим. Отсюда много интересных параллелей к иудаизму. У нас в традиции три праотца, но ЧЕТЫРЕ праматери. Яаков получает две жены, чтобы уйти от триады к квадре. И далее, сам Яаков получает еще две жены и в итоге еврейский народ рождается от ЧЕТЫРЕХ мам, что позволило еврейству обрести вечность и значимость. А теперь приведем один специфический пример, но очень выразительный для знатоков русского языка.
Главное имя Б-га – четырехбуквенное, но оно состоит из трех разных букв, а чтобы уйти от 3 к 4 – одна из букв используется два раза. Но сейчас мы увидим феномен для русского уха связанный с этим именем Б-га. Буква йуд – воспринимается как Й, буква вав – как У, буква hей – в русском языке – как Х. (в русском языке нет аналога буквы hей, поэтому она может спутаться с Х и иногда имя Б-га неевреи называют поэтому ЯХВЕ). Русский человек из этих трех букв собирает знаменитое нецензурное слово. Но когда мы букву hей используем два раза, то из ЧЕТЫРЕХ букв получается Святое Имя Б-га.
ТРОЙКИ И ЧЕТВЕРКИ ТУ БИ-ШВАТА В Ту би-Шват мы имеем 7 плодов, которые состоят из несладкой триады (пшеница, ячмень и маслина) и сладкой квадры (виноград, гранат, финик и инжир). Эти четыре сладких плода отличаются тем, что все они могут быть сохранены до зимы, чтобы попасть к нам на стол в январе. При этом все они могут быть выражены по формуле 4=3+1 разными способами. Три фрукта сладкие (виноград,финик,инжир) и могут быть засушены, гранат менее сладкий и сохраняется за счет двойной оболочки. С другой стороны три плода растут «дружными» гроздями/кластерами (виноград,финик,гранат), инжир – индивидуалист. Три плода содержат явные косточки (виноград, финик, гранат) – инжир без явной косточки. У этих плодов есть много мистических смыслов о которых мы будем говорить на традиционном Седере Ту би-Шват, который будет проходить в нашей синагоге Jewish Center of Brighton Beach (JCBB 2915, Ocean Parkway) в воскресенье 24 января, начало в 6 рм.
Также в этот же день 24 января в Манхеттене пройдет «День Каббалы» в JCC по адресу 334 Amsterdam ave/76 street. Начало в 10 АМ. Тема Дня каббалы также посвящена «квадре» - сюжету «Четверо каббалистов вошли в Пардес».
2015-02-03 19:30:00
Уважаемый рабби Svirsky сделал краткую, но емкую выжимку всей сути Ту Бишват, за что ему огромное ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Уважаемый рабби Svirsky сделал краткую, но емкую выжимку всей сути Ту Бишват, за что ему огромное спасибо. Привожу здесь полностью, поскольку у него это разнесено по разным постам. Пшеница-Хохма (мудрость) Интеллектуальный уровень (И) - Абстрактное мышление. Способность к " озарению" Эмоциональный уровень (Э) - Любовь к открытию нового Духовный уровень (Д) - убирание эго ( битуль) Ячмень-Бина (понимание) И - Аналитическое мышление, логика, точность Э - глубокий опыт проживания не вербальных коммуникаций помогающий принимать решения- доверять не доверять. Д - Радость ощущения приближения к Творцу, и осмысление чего именно Творец хочет для нас сейчас. Виноград- Даат (знание) И - способность жить с парадоксом Э - уравновешенность Д - способность к взаимности Этрог - Хесед, Гвура, Теферет Хесед (милосердие) И - судить с хорошей стороны Э - Любовь, позитив, спонтанность Д - Любовь к Творцу, правде, к творению Гвура (суд, ограничение) И -критическое мышление Э - дисциплина в эмоциях, трепет, осторожность Д - Трепет перед Творцом, опасение последствий своих действий Теферет (великолепие) И -Понимание нужд другого человека Э - Эмпатия Д - Эмпатия с Творцом (Шхиной) Фига - Нэцах И - Бескомпромисность к правде Э - Решительность, выносливость Д.- Доверие к тому, что Творец управляет этим миром, и все идет к лучшему. Гранат - Ход И - способность адаптировать истину к нуждам как к личным так и группы не компрометируя истину Э - способность и концентрация на том, чтобы не приносить эмоциональный ущерб Д - способность открыть сердце человека, любить Творца, истину, людей Олива - Есод И - способность видеть каждый следующий шаг к цели Э - стремление к улучшению себя и эмоционального позитивного влияния на других Д - Полная Взаимность с Творцом во всем Финик - Малхут И - Понимание "правильности момента" Э - Эмоциональная открытость Д - Принятие и подчинение Духовности
2015-02-03 05:37:20
... плодов Ту би-Швата. (кстати, ... праздник Ту би-Шват - происходящий в ... трапезе Ту би-Шват. Каждый ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор: M. Bruk 02.02.2015 20:57 Наконец дописал рабочую версию медитации на семь плодов Ту би-Швата. (кстати, не только евреи - но все искатели духовных достижений - могут воспользоваться этой разработкой. И праздник Ту би-Шват - происходящий в полнолуние - может праздноваться всеми духовными искателями. Начинается он в этом году - во вторник вечером. Можем назвать его всемирным днем искателя духовных достижений/приключений). Семь плодов, которые входят в список – в трапезе Ту би-Шват. Каждый плод – на символическом уровне содержит в себе идею одного из процессов духовного совершенства. При этом – мы имеем несколько вариантов работы с плодами. (а) теоретический – мы на уровне осознания понимаем – какое послание несет нам плод. (б) интегрально-телесно-вкусовой. Наши семь символов – не просто абстрактные картинки. Они также являются конкретными элементами пищи. И у нас возникает интересный интегральный комплекс – активирующий букет факторов. (б1) – предвкушение. Когда мы держим в руке кусочек плода, то еще до того, как мы положили его в рот, в нас начинается интересный набор процессов. Тело предвкушает встречу с плодом. ВАЖНО: если человек переел до этого, то данный плод будет вызывать возмущение переевшего организма. Поэтому в данном случае мы не заедаем большую трапезу десертом из фруктов, а сама наша трапеза состоит из плодов, то есть очень легкая и безмясная, чтобы каждый плод был по достоинству оценен не только разумом, но и телом. Во рту вырабатывается слюна, уже заранее настроенная на переработку плода. Этот плод вызывает приятные эстетические ощущения как творение «матери-природы». Плод вызывает приятные эмоциональные ощущения. На ассоциативном уровне плод может вызывать также интеллектуальные ощущения. На духовном уровне мы можем ощутить признательность ко Вс-вышнему, который является создателем всего, в том числе и этих плодов. =-=-=-=-= Обратим внимание, что подобный букет чувств возник у Хавы (Евы), когда Змей искушал ее плодом Древа познания Добра и Зла. В Торе сказано, что «И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и желанно это дерево для познания...» (Берешит 3:6) Таким образом, наша практика является использованием тех же чувств, но на благо, не на бунт против Вс-вышнего, запретившего запретный плод, а на признательность Вс-вышнему, давшему нам возможность организовать эту трапезу (б2) вкушение. Процесс вкушения дает нам ощущение вкуса плода. Это наиболее конкретное из ощущений, доступное любому человеку «по умолчанию». Мы также можем сопровождать пережевывание плода и соприкосновение вкусовых рецепторов языка с плодом в физической (через рецепторы), эмоциональной и духовной сферах. (б3) послевкусие. Наиболее тонкий момент. С одной стороны, возникает ощущение сытости, но оно недифференцировано и ощущения от желудка не имеют конкретики. Но при определенной практике мы можем попытаться наполнить чувство сытости ощущениями. =-=-=-= В доказательство возможности работы в этом жанре – приведем благословение после еды, которое можем работать чисто теоретически, но в идеале должно соединять ощущение организма с идеями из благословения. =-=-=-=-=-- ПЛОДОВАЯ МАТРИЦА Все семь плодов работают как матрица позитивного духовного опыта. У нас есть три «сытных» плода – пшеница, ячмень и маслина; И четыре десертных-СЛАДКИХ плода (фрукты) – виноград, инжир, финик, гранат. Три первых плода символизируют духовную РАБОТУ (или ПРОЦЕСС). ЯЧМЕНЬ символизирует планомерную работу по исправлению и улучшению качеств. Его символика связана с еврейским аспектом использования в Храмовой службе. Во времена храма – евреи совершали приношение снопов ячменя в 49 дней (7 недель) между праздниками Песах и Шавуот. При этом Песах – символизировал «старт» - высвобождение из-под рабства, которое не давало расти. Шавуот симуволизировал «финиш» - приход к горе Синай и Дарование Торы, получение которой евреи удостоились находясь на финише семинедельнго цикла. Приношение снопов называется сфират а-омер. В буквальном смысле сфира – означает счет (отсюда русское слово – цифра). В мистическом значение – сфира это одно из базовых качеств человека. Существует 10 сфирот – 3 высших (интеллектуальных) и 7 базовых (эмоциональных). В каждую неделю происходит проработка одной из семи сфирот. При этом сфирот имеют «голографический» принцип – в каждой из семи есть свое разделение на семь аспектов. И 49 дней, когда приносили сноп ячменя – выражают идею проработки наших качеств. ПШЕНИЦА – здесь идея приходит из кулинарного опыта. Основной продукт из пшеницы – хлеб. Чтобы из зерна появился хлеб, необходимо чтобы зерно прошло через брожение. Брожение символизирует разрушение старой структуры зерна перед тем, как возникает новая структура теста из которого получается хлеб. Этот процесс символизирует прохождение человека через кризис. Это не планомерное развитие, а развитие скачками. При этом по дороге человек проходит через «швират келим» - разрушение старого уровня гармонии и если человек удостаивается мудрости и помощи как Свыше так и от мудрых учителей, то он выходит на новый и более высокий уровень самореализации. =-=-=-=-= МАСЛИНА – в оригинальном виде малосъедобна и невкусна. Процесс получения масла связан с давлением плода, что символизирует прохождение через жизненные трудности. Но основная идея маслины в том, что из невзрачного и невкусного плода производится масло, которое имеет и красивый цвет и множество ценных качеств – включая горение, дающее свет и тепло, а также жирность, добавляющая сытность продуктам. Все этик ачества масла – символизируют качества человека. Которые в том числе возникают в результате прохождения человека через трудности в жизни. =-=-=-=-=-= Это были три «рабочих» символа. А мы перейдем к «десертным», символизирующим не столько процесс, сколько РЕЗУЛЬТАТ. ФИНИК – очень сладкий плод. В Израиле часто медом называют сок плодов финика. Сладкий (без примеси кислинки и горчинки) вкус – символизирует хороший и духовный результат, который человек может сотворить в нашем мире – чистый духовный продукт – без примесей эгоизма... ИНЖИР – плод, который полностью съедобный. Более того, его сверхмелкие косточки создают часть фактуры мякоти и входят в консистенцию, делая разжиженную мякоть плода более плотной. Этот символ означает с одной стороны, процесс с максимальной эффективностью (КПД-100%), где все усилия пошли на полезный результат. С другой стороны, косточки/семена как часть фактуры символизирует реализацию в которой все вроде бы посторонние силы становятся частью ценного результата. ВИНОГРАД – в нем очень много символики, включая то, что из него происходит вино, которое возвышает душу при правильном применении, но «роняет» ее при неправильном... Но есть еще одно очень красивое объяснение, фрагмент которого я почерпнул у Любавичского Ребе. Виноград – это (почти) единственный плод с прозрачной шкуркой, которая повзоляет увидеть внутренний (мир) плода. Это – очень важная идея. По-настоящему духовный человек с глубоким и красивым внутренним миром – излучает глубинную красоту вовне. Лицо на иврите «паним», что означает, что на лице отражается не только внешняя, но и внутренняя красота. Кстати, мы легко можем отличить человека с только внешней красотой (условно говоря фотомодель) от подлинно глубинно красивого человека. Кстати, именно поэтому еврейские религиозные женщины прикрывают руки и ноги, чтобы можно было насладиться красотой их лица, которое во внешнем ретранслирует внутреннее. (тело обычно грубым образом отвлекает от лица). ГРАНАТ – очень интересная конструкция плода. Множество автономных зерен, наполненных соком, но при этом надежно защищенных крепкой внешней оболочкой. Среди множества объяснений мне нравится следующее. Это символизирует мир наших заслуг (добрых дел), которые как в сейфе хранятся на нашем «духовном счету». Если человек сделал доброе дело, оно остается в его послужном списке. Как называет это р.Гитик – «нетленка». Пожелаем себе - удостоиться всех семи опытов. А в сам Ту би-Шват я приглашаю Вас к нам на Седер, где мы реализуем на практике нашу разработку. Давайте стремиться - чтобы ВСЕ наши проявления были "съедобными"...